Как законно перепродавать товары чужого бренда на маркетплейсе?

Считается, что перепродавая на маркетплейсах оригинальный, неподдельный товар никаких прав и законов не нарушается. Даже наоборот: вы помогаете бренду богатеть! Однако это заблуждение. Нередки ситуации, когда для перепродажи продукции нужно получить разрешение или заключить договор с производителем. Если этого не сделать, он может подать в суд и взыскать круглую сумму за нарушение исключительных прав на товарный знак.

Таким образом производитель, посвятивший развитию своего бренда много сил и времени, пытается защитить бизнес от недобросовестных «перекупщиков». Постоянные покупатели маркетплейсов знают, что иногда можно получить битый или бракованный товар, а иногда и вовсе подделку. В итоге негативное впечатление складывается не о селлере, а о производителе товара.

Как законно перепродавать товары чужого бренда на маркетплейсе?

Особенности перепродажи товаров под чужим брендом

Перепродажа товара является нормальной практикой, выгодной всем сторонам этого процесса. Производитель получает продажи и еще большую популяризацию своего бренда, перекупщик – свои проценты, а потребитель – товар, который без такого посредничества, например, мог быть для него недоступен. Такой шоппинг особенно актуален для жителей отдаленных населенных пунктов, где интернет уже есть, а магазина компании Chanel – нет. Но и покупатели из больших городов в условиях постоянной нехватки времени все чаще предпочитают Интернет-магазины походам по торговым центрам.

Такой спрос рождает и предложение. Например, знаменитые австралийские ботинки из овечьей шерсти UGG (оригинал) на маркетплейсе Озон продают сразу 3 продавца. А одежду, обувь и аксессуары с изображением зеленого крокодила французского бренда Lacoste предлагает более 15 посреднических селлеров. Такая схема продаж применяется и к товарам российских марок, а перепродается буквально все: мебель, строительные материалы, посуда, техника, бытовая химия, косметика и многое другое.

Закупка товара

Продукцию для последующей перепродажи на маркетплейсе можно закупить несколькими способами:

  • Напрямую у производителя. Это безопаснее: нет риска приобрести подделку. Да и дешевле, ведь нет никаких посредников и их наценок. С другой стороны, производители заинтересованы в продажах только крупных партий. Плюс ко всему – все вопросы с логистикой придется решать самому.
  • Можно найти дистрибьютора. Это очень удобные посредники между производителем или оптовой компанией и сектором МСП. Они закупают товар крупными партиями, а продают более мелкими, но, соответственно, в виде наценки учитывают и свой интерес. У одного дистрибьютора можно закупать продукцию сразу нескольких брендов. Правда вопросы качества, оригинальности, график поставок, его стабильность тоже придется доверить ему.
  • Если вы планируете перепродавать товар иностранного происхождения, то придется найти импортера. Их функции и принципы работы схожи с дистрибьюторскими. Но они работают не с отечественными, а зарубежными производителями. Это усложняет процесс и увеличивает наценку, ведь в дело вмешивается таможня.

Проверка документов

На любой товар, приобретенный у этих поставщиков, нужно запросить документы. Они должны подтвердить происхождение продукции, а также ее безопасность – как правило, это сертификат качества или декларация соответствия. Эти документы подтверждают тот факт, что продукция изготовлена согласно стандартам ГОСТ или техническим регламентам Таможенного Союза, прошла проверку (определенную для каждого вида товаров), испытания. Например, сертификат свидетельствует о безопасности для здоровья детей пластиковой посуды, игрушек.

Перепродажа на маркетплейсе и нарушение чужих прав

Иногда продавцы считают, что для перепродажи оригинальных товаров на маркетплейсе достаточно сертификата качества или декларации соответствия, и, начиная бизнес, сталкиваются с трудностями.

Например, так случилось с участником судебного дела № А41-56420/2023 от 9 сентября 2024 года. Индивидуальный предприниматель из Московской области перепродавал на площадке интернет-магазина Яндекс Маркет оригинальные средства от насекомых «GEKTOR» отечественного производителя. Оказалось, что эта продукция защищена зарегистрированным товарным знаком № 686083, принадлежащим подмосковному ООО. Никаких договорных отношений между сторонами оформлено не было, как и не было разрешения на реализацию товара.

Направив нарушителю досудебную претензию, оставленную без внимания, представитель ООО подал иск в суд и потребовал компенсации. В итоге ответчику пришлось заплатить в пользу истца почти 500 000 рублей.

Предприниматель пытался оспорить такое «несправедливое» решение: он подал кассационную жалобу в Суд по интеллектуальным правам.

Среди основных оправданий он привел следующие:

  • Истец не сделал контрольную закупку товара, суд не провел его экспертизу на подлинность.
  • Ответчик приобретал товар оригинального производителя, а это не запрещено законом.
  • Такой иск противоречит возможности осуществления предпринимательской деятельности в целом.

К несчастью для индивидуального предпринимателя этого оказалось недостаточно: самого главного оправдывающего доказательства – цепочки договоров приобретения спорного товара от производителя – он не предоставил. В итоге решение суда осталось без изменений.

Правовая охрана товарного знака

Почему в рамках предыдущего судебного дела закон не встал на сторону индивидуального предпринимателя даже при условии, что он продавал не поддельный, а оригинальный товар?

Дело в том, что практически вся продукция в нашей стране, как и большинстве государств мира, маркируются разными обозначениями. Они могут быть зарегистрированными, а могут быть, и нет.

Что такое товарный знак?

В первом случае такие обозначения называются товарными знаками и регистрируются они в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенте). «Миф», «Домик в деревне», «Бархатные ручки», «Макфа», «Любятово», «Майский чай» – это все товарные знаки. Их основная цель – помочь потребителю отличить продукт и его производителя на рынке. Именно благодаря им рука покупателя тянется к определенному товару на полке, а не к другому.

Представим, что товарных знаков нет. Тогда все шоколадки, стиральные порошки, зубные пасты и другие предметы вокруг нас станут безликими. Самое главное – появится большая вероятность покупки неподходящего или некачественного товара.

А с товарными знаками присутствует здоровая конкуренция, борьба за внимание потребителей и рынки сбыта и, как следствие, повышение качества продукции. В целях сохранения такой гармоничной системы государством разработаны и приведены в действие соответствующие нормы. Так, регистрацию, охрану и использование товарного знака регулирует часть IV ГК РФ. А статья 1484 ГК РФ уточняет, что использовать товарный знак любыми способами может только его правообладатель.

Поэтому индивидуальный предприниматель с Яндекс Маркет, продававший средства от насекомых с чужим товарным знаком, нарушил закон, исключительные права правообладателя и понес ответственность. К слову, не самую высокую. В судебной практике бывают случаи, когда недобросовестные конкуренты выплачивают по искам миллионы рублей.

Ответственность за нарушение прав на товарный знак

Как уже было отмечено, основная цель товарного знака – помочь покупателю в выборе продукции и услуг. Но это далеко не полный список преимуществ его регистрации. С помощью товарного знака можно наказывать недобросовестных коллег, желающих «паразитировать» на имени вашего бренда.

На злоумышленников можно подать в суд и взыскать компенсацию. Это не обязательно фиксированная сумма. Здесь закон очень лоялен и дает правообладателю право выбора.

Компенсация может быть:

  • Суммой от 10 000 до 5 миллионов рублей: корректируется судом в зависимости от характера нарушения.
  • Двукратным размером стоимости всех контрафактных товаров: любой товар с нанесенным спорным знаком и введенный в оборот считается контрафактным.
  • Двукратным размером стоимости пользования товарным знаком по договору.

Также правообладатель может потребовать изъять из оборота и уничтожить всю партию контрафактной продукции за счет нарушителя.

Как перепродавать товар, не нарушая закон

Между тем система правовой охраны товарных знаков была бы несовершенной и тормозила экономическое развитие, в том числе перепродажу товаров на маркетплейсах, если бы не содержала исключений. Именно они позволяют законно приобретать продукцию у производителя или поставщика и реализовывать ее через онлайн-магазины.

Исчерпание прав на товарный знак

Очень многие товары на рынке реализуются без согласия или одобрения правообладателя путем исчерпания его исключительных прав на товарный знак.

Что это значит? Согласно ст. 1487 ГК РФ, если производитель, он же владелец товарного знака, ввел в гражданский оборот на территории России партию продукции, например, продал ее поставщику или своему законному представителю, то он не может препятствовать дальнейшему распространению товара. Его перепродажа на маркетплейсе не будет считаться нарушением.

Что это значит? Согласно ст. 1487 ГК РФ, если производитель, он же владелец товарного знака, ввел в гражданский оборот на территории России партию продукции, например, продал ее поставщику или своему законному представителю, то он не может препятствовать дальнейшему распространению товара. Его перепродажа на маркетплейсе не будет считаться нарушением.

Например, компания-производитель стирального порошка «Снежок» продала крупную партию товара нескольким оптовым поставщикам. Все это зафиксировано и подтверждено документально – заключены договоры купли-продажи, оформлены накладные и прочие документы. Таким образом, произошло исчерпание прав на товарный знак – посредник приобрел порошок в собственность и может реализовывать его, где и как хочет без согласия производителя.

Что обычно происходит дальше. Крупные оптовики перепродают товар более мелким розничным продавцам, в том числе селлерам с маркетплейсов. Тем, в свою очередь, для последующей продажи потребителям разрешение правообладателя товарного знака (производителя) уже не нужно. Его право в отношении именно этой партии стирального порошка исчерпалось раз и навсегда, и не важно, сколько еще звеньев будет в этой цепочке.

Но договоры, подтверждающие приобретение товара от оригинального производителя, у селлера должны быть.

Так, в рамках судебного дела № А40-75623/23-51-595 от 12 февраля 2024 года московское ООО, реализующие товары для взрослых на основании лицензионного договора с американским партнером, подало иск к индивидуальному предпринимателю о нарушении исключительных прав на товарный знак (свидетельство о регистрации № 510039 от 01.04.2014). Ответчик продавал аналогичные товары со спорным обозначением на площадках Wildberries, Озон и Яндекс Маркет.

Усмотрев в этом нарушение, истец зафиксировал его – произвел контрольную закупку и подал иск. В качестве компенсации он потребовал согласно ст.1515 ГК РФ двукратную стоимость всего контрафактного товара – 2,5 миллиона рублей, его ликвидацию за счет ответчика и прекращения им использования спорного обозначения.

Суд не удовлетворил эти требования: ответчик приобрел товар у третьего лица – авторизированного дилера бренда и предоставил всю необходимую цепочку договоров. Документы подтвердили исчерпание исключительных прав на спорный товарный знак, то есть индивидуальный предприниматель перепродавал на маркетплейсах продукцию, введенную в гражданский оборот самим производителем.

Чтобы не повторить печальный опыт уже упомянутого селлера, который продавал средства от насекомых, всегда нужно требовать документы, подтверждающие легальное происхождение даже оригинальной продукции (вплоть до договора купли-продажи с производителем).

Бывает, что посредник неохотно предоставляет такие документы, либо вовсе отказывает. Тогда в договор с ним нужно обязательно включить пункт о гарантии юридической чистоты продукции, согласно которому он возместит убытки, если товар окажется контрафактным. Важно отметить, что от ответственности это не избавляет, и правообладатель все равно придет судиться к конечному продавцу. Но зато после этого можно подавать иск к недобросовестному поставщику (посреднику) и попытаться его наказать.

Лицензионный договор

Еще одно исключение, позволяющее избежать ответственности за нарушение прав на чужой товарный знак, – это заключение лицензионного договора с его правообладателем.

Лицензионный договор – это документ, согласно которому лицензиар (правообладатель) дает во временное пользование свой товарный знак лицензиату (покупателю) за денежное вознаграждение (роялти). Последний может использовать обозначение ровно в том объеме и в тот срок, которые предусмотрены таким соглашением. Лицензионный договор в обязательном порядке регистрируется в Роспатенте. А весь процесс данной процедуры регулируют статьи 1235-1239 ГК РФ.

При этом важно помнить, что правообладатель товарного знака по-прежнему остается его владельцем и вправе осуществлять контроль над деятельностью лицензиата, чтобы тот не навредил имиджу бренда.

Что еще необходимо учесть при составлении такого договора:

  • В первую очередь стороны должны договориться о предмете договора – в отношении какого перечня товаров или услуг будет использоваться товарный знак. Например, лицензиар производит кондитерские изделия под брендом «Весна», а лицензиату передает право использования обозначения только для продажи тортов.
  • Важно обозначить и способы использования обозначения. Будет ли оно размещено непосредственно на товаре, упаковке, этикетках, в названии сайта, в объявлениях или рекламе. Сюда же можно добавить условие о том, что правообладатель разрешает продажи именно на маркетплейсах. Это поможет избежать в будущем недоразумений.
  • Срок действия лицензионного соглашения. Важно отметить, что договор носит временный характер и не может действовать дольше, чем срок охраны товарного знака, а это – 10 лет с даты получения приоритета.
  • Важно прописать условия о размере и порядке перечисления денежного вознаграждения за пользование товарным знаком.

Еще до составления договора стороны должны договориться о виде лицензии.

Она бывает двух видов – исключительная и неисключительная:

  • Исключительная лицензия предполагает, что только ее покупатель – лицензиат имеет право распоряжаться товарным знаком. На период действия договора даже владелец обозначения не использует его.
  • Неисключительная лицензия разрешает пользоваться товарным знаком законному правообладателю и ряду лицензиатов.

После того, как договор составлен, нужно заплатить государственную пошлину 15 000 руб., направить заявление в Роспатент и ждать уведомления о регистрации передачи прав. На всю процедуру может уйти до двух месяцев (по регламенту 68 дней), но чаще это один месяц. Придется подождать, но зато это легальный и безопасный способ для перепродажи товаров на маркетплейсе. Никто не заблокирует карточки товаров и не предъявит иск о нарушении прав на товарный знак.

Франшиза

Договор франчайзинга или коммерческой концессии тоже можно применять для перепродажи товаров на маркетплейсах. Но, в отличие от лицензионного договора, он предполагает более широкую передачу прав. Вместе с товарным знаком франчайзер (правообладатель) продает и бизнес-модель: фирменный стиль, стандарты работы, процессы производства и другое, то есть франчайзи (покупатель) приобретает готовый бизнес. Более подробно определение данного вида партнерства дает ст. 1027 ГК РФ.

Франшизы делятся на три вида:

  • Производственная франшиза – это передача по договору возможности производить продукцию под оригинальным брендом. Также передается информация о процессах производства, необходимые материалы, сырье, оборудование. Например, дизайнерские зеркала под заказ клиента EpicLook, резиновые покрытия для детских и спортивных площадок «Мастерфайбр» – это производственные франшизы.
  • Товарная франшиза – дает право открывать магазины и продавать уже произведенный товар. Покупатель франшизы получает готовый ассортимент, проект-визуализацию торговых площадей, стандарты ведения продаж и правила обслуживания. Например, магазины морепродуктов «Икорный», средств ухода «Белорусская косметика», продуктов «Фасоль», точки продажи кофе «Кофикс» – это товарные франшизы.
  • Сервисная франшиза – это передача по договору возможности для франчайзи предоставлять услуги. Например, фотокопировальные центры «Копирка», прокат мебели «Кругомебель», пункты выдачи заказов «Яндекс Маркет», химчистка-ателье «Хозяюшка» – это сервисные франшизы.

При составлении договора франшизы нужно учесть важный момент: как и в случае с лицензионным договором, он регистрируется в Роспатенте, а потому товарный знак продавца тоже должен быть обязательно зарегистрирован. Иначе сделка не состоится.

Что еще сторонам соглашения следует прописать:

  • Самое важное – уточнить «на берегу» предмет договора: что именно передается вместе с товарным знаком. Возможно, это ноу-хау, условия его использования или другие рецепты производства, фирменный стиль или готовый дизайн-проект.
  • Срок соглашения. Любой бизнес нуждается в окупаемости. Поэтому, как правило, такие договоры действуют долго, но не дольше, чем срок правовой охраны товарного знака франчайзера (продавца), а это максимум 10 лет. В связи с этим в такие документы часто включается пункт об обязанности франчайзера поддерживать правовую охрану на товарный знак и другие объекты. Фиксированный срок можно и не указывать, тогда документ будет поддерживаться в силе в течение 5 лет, но, опять же, не дольше действия товарного знака.
  • Размер вознаграждения. Это касается и разовой выплаты за покупку франшизы – паушального взноса, и регулярных платежей за пользование концепцией бренда – роялти. Последнее, как правило, это проценты от оборота. Могут быть и другие затраты, например, связанные с общим маркетингом.
  • Обязанности и ответственность сторон. Франчайзер по-прежнему остается владельцем товарного знака, а потому вправе заботиться об имидже своего бренда, запрашивать отчетность. В свою очередь покупатель может попросить не вмешиваться в хозяйственную деятельность, HR-сектор, самостоятельно определять способы оказания услуг и другое.
  • Порядок разрешения споров тоже лучше уточнить. Как будут решаться конфликтные ситуации: переговорами, медиацией или в суде.

После того, как договор составлен, нужно заплатить государственную пошлину 4 000 рублей и направить пакет документов на регистрацию в Роспатент. На весь процесс обычно уходит до трех месяцев.

Дистрибьюторский договор

Удачным и безопасным решением для продажи товаров на маркетплейсах может стать заключение дистрибьюторского договора (с англ. distribution — распределение). Это соглашение, в рамках которого покупатель, он же дистрибьютор, приобретает продукцию производителя и реализует ее на определенной территории. Первая сторона получает эксклюзивные права на распространение товара, а вторая – расширение географии рынка сбыта, повышение узнаваемости бренда.

Например, ООО «Эппл Рус» – официальный дистрибьютор компании Apple в России, ПАО «Фармимекс» – один из крупнейших отечественных дистрибьюторов лекарств и изделий медицинского назначения, Global Group – дистрибьютор-гигант по поставке продуктов питания.

По масштабу и специфике своей работы дистрибьюторы делятся на несколько видов:

1. Региональные дистрибьюторы. Они реализуют товар в пределах своего географического региона. Это может быть область или даже город. Специализируются на узкой линейке продукции.

2. Национальные дистрибьюторы. Как правило, очень большие компании. Они осуществляют деятельность на территории всей страны, или в большинстве ее регионов. В отличие от региональных коллег предлагают широкий выбор товаров.

3. Специализированные дистрибьюторы. Простыми словами – узкопрофильные. В фокусе их внимания реализация конкретных типов товаров, например, бытовой техники, косметики или парфюмерии, строительных или отделочных материалов.

4. Интернет-дистрибьюторы. Самый растущий сегмент. Эти продавцы работают на онлайн-площадках: свои собственные сайты или маркетплейсы.

Реализация товара конечному потребителю или сбыт посреднику (например, дилеру) – далеко не единственная функция дистрибьютора. Чаще всего он также ответственен за транспортировку, складирование и управление запасами, а, возможно, и послепродажный сервис. Поэтому дистрибьюторское соглашение включает в себя специфику самых разных договоров: купли-продажи, поставки, перевозки, элементы агентского договора и коммерческой концессии.

Что важно учесть при составлении дистрибьюторского договора:

  • Предмет договора – это самый важный и большой раздел документа. Здесь прописывается его основная суть. Поставщик А обязуется продать товар покупателю В, а тот реализовать его в определенный срок. При этом условия приобретения продукции являются эксклюзивными.
  • Обязанности сторон. Поставщик А должен подготовить товар и сообщить об этом покупателю В. Последний в свою очередь обязуется забрать продукцию со склада, обеспечить транспортировку, хранение и прочее.
  • Порядок исполнения заказов. Это блок прописывает условия логистики. Например, будет ли это самовывоз или доставка.
  • График оплаты по договору.
  • Срок действия дистрибьюторского договора и условия прекращения его действия. Такие соглашения заключается минимум на один год, но, как правило, они носят более длительный характер. Однако, как и в случае с лицензионным договором и франшизой, это время не может превышать срок действия товарного знака производителя.
  • Ответственность сторон. Здесь можно прописать штрафы за неисполнение условий по договору или их просрочку.

Оформление дистрибьюторского договора не регулируется Гражданским кодексом РФ, поэтому в формулировке основных условий стороны абсолютно свободны. Регистрировать в Роспатенте или ином госоргане такое соглашение тоже не нужно.

Параллельный импорт

В некоторых случаях разрешение правообладателя товарного знака (производителя) для перепродажи товаров на маркетплейсах и вовсе не требуется – это условия параллельного импорта. Сразу отметим, что это применимо только к ввозимой в Россию иностранной продукции.

Почему это так называется? Потому что логистическая цепочка индивидуального импортера идет в обход (как бы параллельно) официального дистрибьютора, отказавшегося работать в России. Неверно считать это нарушением закона, скорее, вынужденными мерами.

Что важно учесть при реализации на маркетплейсе товара по параллельному импорту:

  • Ввозить можно не все, а только товары из списка Минпромторга.
  • Продукция должна быть оригинальной и приобретена легально – этот факт надо доказать. Для этого имейте на руках все договоры купли-продажи, поставки. Неважно, сколько перекупщиков было в цепочке, должна прослеживаться четкая логистика от вас к производителю.

Если этого не сделать, то можно оказаться в глупой ситуации. Так, в рамках судебного дела № А40-284139/23-191-2210 от 09 апреля 2024 года индивидуальный предприниматель подал иск маркетплейсу Озон с требованием изменить условия договора, а именно – перечень обязательных документов, необходимых для перепродажи товаров из списка параллельного импорта. Маркетплейс запрашивал документы о происхождении продукции и таможенную декларацию, а у истца, скорее всего, их не было. Несмотря на его доводы, что такая бюрократия противоречит реалиям в условиях санкций, суд в исковых требованиях отказал.

Выводы. Для перепродажи товара на маркетплейсе всегда стоит обращать внимание на бренд. Если он не зарегистрирован в качестве товарного знака, то с ним лучше не связываться: слишком много рисков. Если это зарегистрированный товарный знак, то лучшим решением будет воспользоваться одним из тех инструментов, что описаны в моей статье. Главное – сохраняйте документы, которые четко показывают весь путь продукции от оригинального производителя к вам.

Начать дискуссию