Юрист по военному праву. Как и кто приходит в эту сферу?

Юрист по военному праву. Как и кто приходит в эту сферу?

Последние несколько лет в юридической сфере интерес к военному праву несказанного возрос. Кто-то стал рыться, в ранее невиданных для него, нормативных актах с целью обезопасить себя от случайных ошибок, через внимательное изучение собственных прав (обязанностей). Кто-то решил, что это интересное направление и вообще золотая жила в контексте событий, после чего, решил добавить эту отрасль права к своему юридическому репертуару. Но есть и та, малая часть квалифицированных юристов, кто сам долгий период был связан со службой в вооружённых силах РФ и к началу СВО уже мог похвастаться достойным опытом в этом направлении.

Специфика военного права несколько отличается от иных отраслей права, что становится понятно даже несведущему человеку с первых попыток отстоять свою точку зрения в этой агрессивной среде. То, что написано в ряде нормативно-правовых актов, может не работать на практике и наоборот, что не указано в законе, может иметь место в реальной деятельности.

Встречая, нередко, последствия "работы" гражданских юристов и адвокатов, я с удивлением обнаруживаю неадекватные процессуальные и материальные стратегии выстраивания позиций. Гражданские эксперты пытаются впихнуть в свои документы "невпихуемое", ссылаясь на все, что только видят в нормативных актах, не отдавая отчет тому, как все работало на самом деле в мирное время и, насколько противоречиво, стало работать в условиях мобилизации.

Юрист по военному праву. Как и кто приходит в эту сферу?

Несомненно, им тоже нужно чему-то учиться и без практики это сделать просто невозможно. Нередко, навыки продаж у представителей такого сообщества выше, чем их представления о базовых процессах в сложном и закрытом военном конгломерате. Однако, в условиях когда на кону ,чаще всего, стоит жизнь и здоровье военнослужащего, цена такого подхода становится слишком высокой. Это не гражданское право, не арбитраж и даже не уголовное право, где уже найден преступник и дальнейший вред для жертвы не приемлем. В военном праве промедление и некомпетентность могут привести к ухудшению здоровья военнослужащего, невозможности его восстановления после ранения, потере права на существенные выплаты, льготы для него и его семьи, а также смерти доверителя (клиента).

История моего собственного прихода в это направление основывается не на случайном как лотерея, выборе, а на тернистой и продолжительной семейной традиции. По сути, я стал продолжением большой и калоритной династии, где начиная с прадеда и заканчивая мной, все относились к офицерскому составу тех или иных силовых структур. С самого начала осознанного детства меня окружал целый сонм родственников, воспитанных в старых офицерских традициях, не смотря на тяготы и лишения службы, блюдящих исконные принципы чести и достоинства. Большая часть из них ушли из профессии в чине полковника и, только двое подполковниками.

Юрист по военному праву. Как и кто приходит в эту сферу?

Я же, в свою очередь, овеянный благородством и полезным предназначением данного пути, познакомился с военным братством уже в школьные годы, обучаясь в Московском кадетском корпусе юстиции. В нем прошли три года моей юности, после чего продолжил обучение на следственном факультете Московского университета МВД России. Именно там, я в полной мере начал погружаться в катакомбы юридической логики и азарта сыскного дела, а на смену преподавателей с опытом боевых действий в Афганистане, пришли ветераны Чеченских компаний и герои задержаний всероссийских бандформирований 90-х годов. Во многом, именно они воспитали во мне интерес и уважение к людям в погонах, способных пойти на несовместимый с жизнью риск во имя спасения и защиты обычных граждан.

Юрист по военному праву. Как и кто приходит в эту сферу?

После выпуска из университета, уже как кадровый офицер, по распределению я был направлен в следственные органы одного из отделов г. Москвы, где на практике с самых первых дней приступил к расследованию преступлений различной направленности - начиная от наркотических статей и краж, и заканчивая преступлениями против жизни и здоровья. Спустя несколько лет интенсивной работы с бессонными ночами на пролет, выездами на задержания воров и наркоманов, ножевые потасовки и трупы, я прервал свою карьеру в этом направлении. Посчитав, что специального офицерского звания мне недостаточно, в одночасье, я заключил контракт и продолжил службу в рядах Вооружённых сил РФ. Уже переаттестовавшись на офицерское воинское звание, но в должности начальника кадров воинской части (СПнШ по СЧиК), принялся знакомиться с новым для себя направлением деятельности и в совершенно иных для себя обстоятельствах. Так я познакомился с нюансами не только военной службы в целом, но и с правовой стороной соблюдения прав военнослужащих. Я занимался всем, что может хоть что-то значить для представителей этого контингента, - начиная от вопросов отбора/призыва/увольнения и заканчивая основаниями и порядком выплат за ранения, награды, обеспечения жильём, привлечения или освобождения от уголовной ответственности. Это был достаточно увлекательный и специфический опыт, который в дальнейшем, сформировал мое глубокое понимание процессов прав и обязанностей военнослужащих во всех, жизненно важных для военнослужащего, сферах.

В последующем, мне также удалось приобрести, не менее ценный для себя опыт работы в военном следственном отделе СК России, освоив при этом, обратную сторону ситуаций, когда военнослужащий по какой-то причине пренебрегает 33 главой уголовного кодекса РФ. Там я познакомился с расследованием таких распространенных преступлений военнослужащих, как самовольное оставление воинской части, дезертирство, неисполнение приказа, насильственные действия в отношении начальника и др. Интересным для меня опытом стали допросы военнослужащих, участвовавших в зоне боевых действиях в ДНР и ЛНР, проведение следственных действий по тем же кражам или наркотическим преступлениям в отношении лиц со специальным статусом военнослужащего, а также специфических преступлений против военной службы.

Таким образом, как никто другой, осознавая сложность доли обычного солдата, сержанта, прапорщика или офицера в условиях, теперь уже, специальной военной операции, я с глубоким пониманием отношусь к вопросам нарушения прав военнослужащих. Для меня вопросы несправедливого отношения к людям со столь непростым жизненным путем, равносильны собственной проблеме, поэтому стараюсь помочь советом и делом каждому, кто ко мне обращается. Главное, чтобы такое обращение было своевременным, ведь нет ничего хуже спешки и исправления уже допущенных кем-то ошибок.

По всем интересующим вопросам, связанным с военным правом, можете обращаться ко мне в личном сообщении, либо по номеру телефона - 8(900)268-00-91.

Якубович Артём
Юрист в сфере налоговой оптимизации бизнеса, военного и гражданского права.
Юрист по военному праву. Как и кто приходит в эту сферу?
33
Начать дискуссию