Как избежать выездной налоговой проверки. Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

До конца 2024 года осталось чуть меньше месяца и перед многими сейчас стоит дилемма: заплатить налоги по проблемным операциям тем самым, не нарвавшись на выездную проверку, или же сохранить деньги в надежде, что с назначением выездной проверки все же «пронесет».

Поскольку выездная налоговая проверка охватывает три года, предшествующих году, в котором вынесено решение о назначении проверки особое внимание заслуживает 2021 год, который для большинства налогоплательщиков до конца 2024 года будет стоять особняком.

Как бы это банально не звучало, но нивелировать вероятность назначения выездной проверки лучше с помощью профессионала, где к вашим услугам – налоговой юрист Столярова Евангелина (канал в Telegram t.me/law_eva Сайт https://nalog.group Консультация Telegram @nalog_group).

На самом деле избежать выездной налоговой проверки хоть и не всегда просто, но вполне возможно.

Тут сразу стоит сказать, что это пустая трата времени, поскольку ежегодный план проверок контрольно-надзорных органов, публикуемый на сайте Генеральной прокуратуры РФ, не содержит сведений о предстоящих налоговых проверках.

Первое с чего хотелось бы начать – попробовать провести самостоятельную оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности по критериям, которые используют налоговые органы последние 16 лет.

Данные критерии регламентируется приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ и включает в себя двенадцать следующих пунктов:

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.

8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

При оценке вышеуказанных показателей налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличие необоснованной налоговой выгоды.

Как избежать выездной налоговой проверки. Отбор налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

На самом деле если вы нашли даже несколько совпадений из приведённых выше критериев, это вовсе не значит в отношении вас назначат выездную проверку. Объяснению наличию соответствующего критерия может быть разумное обоснование. Например, отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов может объясняться значительными затратами на развитие, или ведение бизнеса, а допустим, опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг) может быть обмуслен макро-факторами: инфляцией, ставкой рефинансирования, курсом валюты и другими.

Однако риски назначения выездной проверки повышаются если наряду с приведёнными критериями вы получили требования о предоставлении документов (информации) и (или) если потенциальные доначисления могут составить значительный размер.

Стоит сказать, что теперь не нужно вручную оценивать риски по установленным ФНС критериям. Сейчас это можно сделать с помощью сервиса «Как меня видит налоговая» в личном кабинете налогоплательщика. В разделе «Показатели финансово-хозяйственной деятельности» содержатся сведения о вашей организации и специально рассчитанные показатели, которыми, согласно внутренним инструкциям, обязаны пользоваться проверяющие.

В вышеуказанном сервисе реализованы и доступны налогоплательщику новые вкладки с показателями о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика «Показатели ФХД» и «Показатели для партнеров».

Такие показатели являются «красным сигналом» для налогового органа при выборе налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа и включения в план проверок.

Не стоит забывать про так называемые тематические налоговые проверки, что фактически представляет собой выездной проверку, но в усеченной форме.

Минимальная сумма предполагаемых доначислений, в случае установлении которых может быть принято решение о назначении тематической налоговой проверки зависит от региона. Например, в Москве в 2024 году этот порог начинается от 3,5 млн рублей предполагаемых доначислений.

Но если в прошлом году был тренд на тематические проверки, то в 2024 году ФНС России вернулась к комплексным выездным проверкам.

Для назначения комплексной выездной проверки для Москвы показатели несколько иные – это 20-25 млн руб. В среднем же по России такая проверка исходя из показателей 9 месяцев 2024 года может обернуться для бизнеса доначислениями около 67,9 млн рублей.

Доначисления за одну выездную проверку ФНС по Москве за аналогичный период составляет 114,2 млн рублей.

Назначение выездной налоговой проверки повышается, если:

  • сотрудников компании и его директора, в частности вызывают на допрос;
  • в адрес компании поступает значительное количество требований о представлении документов, или информации;
  • в адрес контрагентов поступают требования о представлении документов, или информации инициатором которых является налоговый орган, в котором компания состоит на налоговом учете;
  • компанию вызывают в налоговый орган по уведомлению для дачи пояснений;
  • компанию вызывают на налоговые комиссии.

Ну и отдельного внимания заслуживает назначение выездной проверки по причине сделок с «техническими» контрагентами.

Это обусловлено целым рядом причин к числу которых относятся: фокус повышенного внимания ФНС к сделкам с неблагонадежными контрагентами; статистика, согласно которой доначисления по взаимоотношениям с «фирмами-однодневками» занимает примерно полову от всех доначислений; судебно-арбитражная практика, свидетельствующая о подавляющем большинстве разрешаемых дел по взаимоотношениям с «фиктивными компаниями» не в пользу налогоплательщиков; простой и отлаженный способ выявления и вменения налоговых правонарушений, основанных на взаимоотношении налогоплательщиков с «техническими компаниями».

Поскольку данная статья для всех — для тех, кто обращается к налоговым специалистам, и для тех, кто предпочитает самостоятельно решить проблемы я дам краткие рекомендации, как самостоятельно оценить проблемы и прикинуть вероятность назначения выездной проверки.

Определите всех своих сомнительных контрагентов за 2021 – 2023 годы, разделив их на две группы, кто находится в федеральном реестре предполагаемых выгодоприобретателей (далее – ФРПВ) и на тех, кто в него не попадает.

В отношении всех проблемных контрагентов определите, есть ли у вас доказательства коммерческой осторожности: подтверждение правоспособности контрагентов; факт надлежащей государственной регистрации контрагентов; проверка удостоверения личности должностных лиц. И главное, проверьте наличие документального подтверждения реальности сделок: подтверждение наличия у контрагентов активов (транспортных средств, имущества, персонала, основных средств), позволяющих исполнить договор; наличие оплаты; оприходование; дальнейшее использование в деятельности.

В случае если по контрагентам, значащимся в ФРПВ нет указанных документов и вы их не представили по запросу налогового органа, а общая сумма НДС по ним свыше 3,5 млн руб., то вероятность проведения выездной проверки достаточно высока.

В такой ситуации стоит всерьез задымится о подаче уточненной декларации и доплате налога по проблемным контрагентам, поскольку вероятность, что вы отстоите такие доначисления достаточно низкая, а вероятность что вы избежите назначения выездной проверки с дополнительными доначислениями – вполне высокая.

По остальным контрагентам, имеющим признаки «технических» компаний, постарайтесь сформировать и усилить документальное подтверждение коммерческой осмотрительности и реальности сделок. Это позволит повысить шансы убедить проверяющих не проводить в отношении вас налоговую проверку.

***

Во всяком случае к выездной проверки лучше готовиться заранее и, как уже было отмечено, делать это эффективнее с помощью профессионала, где всегда к вашим услугам – налоговой юрист Столярова Евангелина (канал в Telegram t.me/law_eva Сайт https://nalog.group Консультация Telegram @nalog_group).

22
реклама
разместить
Начать дискуссию