Можно ли продавать реплики брендов?

Считается, что торговля репликами – копиями брендовых вещей законна. Однако это заблуждение: только владелец бренда может зарабатывать на его уникальном названии, а все остальные – по договору и лишь, реализуя оригинал.

Чтобы отследить правонарушения, производители защищают свою продукцию со всех сторон. Так, за использование логотипов Chanel или Adidas можно получить иск, ведь это зарегистрированные товарные знаки. Нередки случаи, когда и сам внешний вид изделий охраняется законом. Например, патентом на промышленный образец защищены сумки Hermes. Их воспроизведение и продажа даже без нанесения логотипа влечет за собой нарушение уже патентных прав.

Можно ли продавать реплики брендов?

Что такое реплика: контрафакт или нет?

Реплика (от лат. replico – отражаю, повторяю) – это точная или приближенная к оригиналу копия брендовой вещи – сумки, туфель, платья, аксессуара и пр. В обладании репликой ничего плохого нет – это всего лишь желание потребителя прикоснуться к миру моды, в том числе высокой, проявить вкус, успешность, значительно при этом сэкономив.

Молодежь мечтает о кроссовках сникерах от Yeezy – бренда рэпера и дизайнера Канье Уэста. Если оригинал стоит от 20 000 рублей, то реплику можно приобрести вдвое дешевле. Любители ароматов приобретают поддельный Chanel № 5. Если цена настоящего парфюма начинается от 10 000 рублей, то имитации – от 2 000 рублей.

Есть даже рейтинг реплик. Если говорить про галантерею, то больше всего модники хотят щеголять сумками Louis Vuitton. И вообще считается, что этот бренд – самый подделываемый в мире. Возможно, в силу его длительного присутствия на рынке (с 1854 года). На втором месте сумки от Gucci, а на третьем — от Chanel.

Виды реплик

Реплики очень сильно отличаются по качеству: внешнему виду и наполнению, что в итоге сказывается на цене товара. Например, стоимость мужских ботинок Brunello Cucinelli на официальном сайте примерно 100 000 рублей. За реплику, которая полностью повторяет дизайн оригинальной модели, но не воспроизводит амортизирующую колодку, придется отдать около 15 000 рублей. Даже не знатоку такой товар легко отличить, просто примерив оба варианта.

Однако есть реплики, идентичные оригиналу, которые поставят в замешательство даже профессионала из мира моды. Они стоят дороже. Например, на официальном сайте Hermes за одну из моделей сумки Kelly придется отдать 1,5 миллиона рублей. За реплику, изготовленную из такого же сырья, материала, опытным производителем по технологии владельца бренда, можно заплатить столько же.

Есть и такие реплики, что дороже оригиналов. Например, в фурнитуру той же сумки Kelly по заказу покупателя можно вставить бриллиант, всего – плюс 140 000 рублей.

Участники «черного» рынка реселлеров, на рынках и в небольших магазинах, иногда присваивают репликам и другие имена: дубликат, копия, люкс-копия и премиум-копия. Вне зависимости от названия все они являются подделками, так как изготовлены не официальным производителем.

Реплика – это всегда контрафакт, но контрафакт – не всегда реплика

Героиня серила «Секс в большом городе» Саманта Джонс в одной из серий, посвященной путешествию в Голливуд, хочет приобрести сумку Fendi. Цена оригинала кусается – 2 000 долларов. Тогда модница приобретает реплику, стоящую в 10 раз дешевле. Сомнительных продавцов, торгующих брендами в переулке и буквально с машины, задерживает полиция: сумки оказались контрафактными.

Контрафактная брендовая вещь – это любая, изготовленная не официальным производителем или его представителем в рамках договора. Ведь каждый бренд охраняется товарным знаком – специальным средством индивидуализации. Продукцию одной компании может защищать сразу несколько товарных знаков. Они действуют в той стране, где зарегистрированы. Например, у Dior в России более 10 действующих товарных знаков: Gem Dior (№ 1455559), Joy Dior (№ 1458811), Baby Dior (№ 1677820) и пр.

Товарные знаки Dior: словесные, комбинированные и объемные. Всего их уже почти 1 тысяча. Из открытых реестров Роспатента
Товарные знаки Dior: словесные, комбинированные и объемные. Всего их уже почти 1 тысяча. Из открытых реестров Роспатента

Как сообщает ст. 1484 ГК РФ, только владелец товарного знака (правообладатель) может распоряжаться своим обозначением: маркировать им товары (в том числе этикетки, упаковку), вводить его в гражданский оборот (продавать товар, рекламировать его). Вместе с тем ст. 1515 ГК РФ уточняет, что продукция с незаконно размещенным товарным знаком или обозначением, сходным с ним до степени смешения, является контрафактной.

Поэтому продавать парфюмерию, косметику от Dior, как и любой товар любого бренда, может только его правообладатель. Многочисленные реплики, сколько бы они не стоили, являются контрафактом.

Незаконная продукция – это не обязательно про реплику. Им может быть и вполне «настоящий» товар. Например, в фильме «Самая обаятельная и привлекательная» фарцовщик продавал оригинальные джинсы, платья, пиджаки и пр. Просто одежда была ввезена в страну незаконно. Да, это была особенность советской экономики, но сегодня тоже действует правило: если продавец не может доказать легальное происхождение продукции по цепочке договоров, то такой товар тоже считается контрафактным.

Можно ли продавать реплики

Как было отмечено выше, согласно ст. 1484 ГК РФ, любая реплика – это контрафакт, и он под запретом в большинстве стран мира, даже в Китае – кузнице подделок. В свое время войну фейкам объявил Дональд Трамп, подписавший меморандум о борьбе с торговлей контрафактной продукцией в Интернете. Решение было мотивировано тем, что такой бизнес нарушает права компаний на интеллектуальную собственность и подрывает их конкурентоспособность.

В России к вопросу охраны интеллектуальной собственности относятся аналогично, ее регулирует ч. 4 ГК РФ, которая также предупреждает об ответственности за противоправные действия в отношении брендов. Несмотря на это, на отечественных рынках и даже на маркетплейсах Озон, Вайлдберриз и других огромный выбор реплик. Продается обувь, имитирующая знаменитые «лабутены», угги, адидасы, найки, сумки Hermes, текстиль, технику и пр.

Продажа реплик с нарушением прав на товарный знак

Согласно уже упомянутой ст. 1515 ГК РФ, за незаконное использование чужого товарного знака правообладатель вправе потребовать с нарушителя компенсацию за причинённый бизнесу ущерб.

Это может быть:

– компенсация от 10 000 до 5 миллионов рублей;

– двукратный размер стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак;

– двукратный размер стоимости договора, если бы товарный знак использовался легально.

Однако многих предпринимателей, желающих заработать на известности чужого бренда, наличие ответственности не останавливает. Одни о ней просто не знают, а другие – считают, что иностранный правообладатель в силу удаленности никогда не узнает о факте нарушения. Но, как показывает пример судебного дела № А40-186043/18-27-708 от 22 июля 2019 года, у закона нет границ.

Компания из США по производству аудиоэлектроники, расположенная в Калифорнии, подала иск к московскому реселлеру на 5 миллионов рублей за нарушение прав на товарные знаки № 264256 и № 266284. Ответчик без разрешения правообладателя использовал спорное обозначение «JBL» на звуковых колонках и продавал их в Интернет-магазинах. Продавец не скрывал, что его продукция поддельная и даже в описании товаров указывал на то, что это – реплика. Оправдания не помогли: суд все равно постановил выплатить в пользу американского производителя компенсацию, снизив ее до 3,5 миллионов рублей.

Нарушить чужие исключительные права можно и не используя названия бренда. Многие производители и продавцы реплик считают, что отсутствие на обуви или одежде известной надписи или логотипа – априори дает «зеленый свет» легальной продаже. Однако это тоже заблуждение. Элементы дизайна товара, сделавшие его узнаваемым и популярным, тоже могут охраняться в качестве товарных знаков.

Например, галочка Nike – это общеизвестный в России товарный знак (№ 65). Вся продукция, незаконно маркированная этим обозначением, тоже считается контрафактом и подразумевает ответственность согласно законодательству. Абстрактное изображение «Юнион Джек» (флаг Великобритании) компании Reebok (№ 112), трилистник Adidas (№ 122), сплетенные буквы «С» Chanel (№ 135) и многие другие знаменитые символы тоже являются общеизвестными товарными знаками и запрещены к свободному использованию.

Логотипы Nike, Reebok, Adidas, Chanel, признанные общеизвестными товарными знаками. Из открытых реестров Роспатента
Логотипы Nike, Reebok, Adidas, Chanel, признанные общеизвестными товарными знаками. Из открытых реестров Роспатента

Отечественные правообладатели защищают свою интеллектуальную собственность в судах не хуже иностранных. Так, в рамках судебного дела №А41-102516/23 от 19 февраля 2024 года спортивная организация из Татарстана подала иск за нарушение прав на товарные знаки № 564266 и № 305452.

Товарный знак № 564266
Товарный знак № 564266

Ответчик использовал логотипы, сходные до степени смешения со спорными обозначениями, маркировал ими фанатскую одежду и продавал в Интернете. Контрольная закупка товаров подтвердила факт нарушения.

Исковые требования были удовлетворены полностью. Ответчика суд обязал выплатить 500 000 рублей и прекратить использование спорных обозначений.

Продажа реплик с нарушением патентных прав

Брендовая вещь может быть защищена не только товарным знаком, но и как промышленный образец. На этот объект интеллектуальной собственности выдается патент, который охраняет внешний вид изделия, то есть его дизайн. Например, формы сумок Louis Vuitton, украшений Cartier, обуви CROCS охраняются такими документами во многих странах, в том числе в России.

Одна из сумок Louis Vuitton и Chanel, запатентованные как промышленные образцы
Одна из сумок Louis Vuitton и Chanel, запатентованные как промышленные образцы

Продажа реплики защищенного патентом товара, даже при условии отсутствия на нем названия или логотипа бренда, будет считаться нарушением патентным прав, за что также, согласно ст. 1406.1 ГК РФ, предусмотрена ответственность. Как и в случае с товарным знаком, размер компенсации может доходить до 5 миллионов рублей.

Как законно продавать товар чужого бренда

Единственный способ продавать брендовый товар законно – реализовывать оригинал, а не реплики. Такой бизнес может быть организован одним из нескольких вариантов.

По лицензионному договору

С владельцем бренда можно заключить лицензионный договор. Такой документ передает лицензиату (покупателю) во временное пользование зарегистрированный в России товарный знак лицензиара (продавца). Но не бесплатно, а за денежное вознаграждение (роялти).

Лицензионный договор в обязательном порядке регистрируется в Роспатенте. А весь процесс этой процедуры регулируют ст. 1235-1239 ГК РФ. Положения сообщают, что лицензия может быть исключительная и неисключительная. Первая разрешает только одного лицензиата, а вторая – несколько.

При этом любая форма предполагает, что правообладатель товарного знака вправе контролировать деятельность лицензиата в целях сохранения положительного имиджа бренда.

С помощью франшизы

Получить права на продажу брендовых вещей можно с помощью франшизы. Но, в отличие от лицензии, она передает не только товарный знак, а всю концепцию ведения бизнеса: фирменный стиль, стандарты работы, процессы производства и пр. По сути франчайзи (покупатель) приобретает готовое дело. Более подробно определение данного вида партнерства дает ст. 1027 ГК РФ.

В России, в том числе в рамках франшизы, представлены бренды Finn Flare, Pepe Jeans, Silvian Heach, Gerry Weber, Savage, DIM, Tamaris, Geox, Samsonite, Pierre Cardin и пр.

Как и лицензионный, договор франчайзинга или коммерческой концессии тоже регистрируется в Роспатенте.

Посредством дистрибьюторского договора

Дистрибьюторский договор (с англ. distribution — распределение) – один из самых распространённых способов для законной торговли брендами. В рамках такого соглашения покупатель приобретает продукцию владельца бренда для последующей ее реализации в определенный срок. Первый при этом получает эксклюзивные права на распространение товара, а второй – расширение географии рынка сбыта, повышение узнаваемости товарного знака.

Например, отечественная компания Lestate является импортером и дистрибьютором оригинальной спортивной одежды и обуви таких брендов, как Nike, Puma, Adidas и пр. ООО «Манго Раша» уже много лет продает в России товары испанского бренда Mango. Один из крупных дистрибьюторов Bugatti, Camel Active, Clarks, Emu Australia, GAS, Napapijri, Pepe Jeans London, United Colors of Benetton – группа компаний SOHO.

Дистрибьюторский договор не регулируется законодательством, регистрировать его в Роспатенте не нужно.

Путем параллельного импорта

Данный способ применим только для иностранной продукции: закон позволяет ввозить товары в обход официального поставщика, который отказался работать в России.

Ввозить можно не всё, а только товар, разрешенный списком Минпромторга. При этом продукция должна быть оригинальной и приобретена легально. При возникновении вопросов у контролирующих органов это придется доказать документально.

Реплика и контрафакт – это одно и то же. И дешевая, и дорогая подделка продукции известного бренда влечет за собой нарушение исключительных прав на товарный знак или промышленный образец. В результате карточки товаров, аккаунт на маркетплейсе могут быть заблокированы, а правообладатель даже из далекой страны может подать многомиллионный иск.

11
2 комментария

ахаха, расскажите то Китайцам)))

Это у кого так считается?