Как патентные тролли судились с отечественными компаниями в 2024 году

Как патентные тролли судились с отечественными компаниями в 2024 году

В 2024 году российские предприятия подверглись особенно яростной атаке со стороны патентных троллей. Так называются компании, которые ничего не продают и не производят, но при этом массово регистрируют товарные знаки. Далее они отслеживают рынок и предъявляют претензии фирмам, которые используют защищенные ими товарные знаки. Рассказываем в нашей статье об отечественном короле патентных троллей, штрафах за устойчивые выражения и о присвоении героев сказок.

Бой за краски

Петербургский производитель лаков и красок «Пигмент» получил иск от индивидуального предпринимателя из Уфы Азамата Ибатуллина. Тот просил досрочно прекратить охрану товарного знака «Проспект» по двум классам МКТУ. По словам Ибатуллина, компания не использовала этот бренд. На него зарегистрировано 519 брендов, среди которых «Яблоко», «Ёлочка», «Бархат», «Авеню» и многие другие.

Предприниматель с 2014 года подал почти 1600 заявок на регистрацию торговых знаков, инициировав более тысячи арбитражных споров на 1,2 млрд рублей. Интересно, что даже пресс-служба Суда по интеллектуальным правам в своём пресс-релизе назвала Ибатуллина троллем.

Как патентные тролли судились с отечественными компаниями в 2024 году

Штраф за фразу «Я тебя люблю!»

Патентные тролли все чаще подают в суд на россиян за использование известных выражений. Они регистрируют в качестве товарного знака устойчивые фразы вроде «Для самой лучшей мамы», «Ведьмы не стареют», «Трудно быть скромной» и т.д., а потом требуют огромные суммы в качестве компенсации. Например, компания «Подарки оптом» защитила таким образом 87 слов и выражений. На выигранных судебных процессах она смогла обогатиться.

Больше всего от этого страдают представители сувенирного бизнеса. Хотя общеизвестные фразы по идее не могут быть зарегистрированы как словесные товарные знаки, некоторые словосочетания все же стали товарными знаками. Например, выражение «Я тебя люблю!» зарегистрировано в 2002 году.

Фототролли

В арбитражные суды поступило уже более 5000 исков о нарушении прав на фотографии. Такие иски подают, например, «Федеральное агентство по защите прав фотографов “Пейзаж”» или ООО «Восьмая заповедь». Схема довольно простая. Истцы заключают договоры доверительного управления с фотографами по всей России. Далее они ищут, кто использовал снимок, направляют претензию, а потом идут в суд. Часто перед этим фотографы удаляют свои работы из стоков.

Сказочные тролли

А в Татарстане ООО «Национальные игрушки» зарегистрировало на себя в качестве товарных знаков имена героев народных сказок и потребовало полмиллиона с кукольного театра, где показывают спектакли с участием этих героев. Министерство культуры Республики Татарстан заявило о планах обратиться в Роспатент для аннулирования данных брендов.

Вы занимаетесь бизнесом?

Регистрация товарного знака укрепляет узнаваемость бренда, повышает доверие потребителей, защищает от штрафов и отличает продукцию от конкурентов, не давая им пользоваться вашим именем.

55
Начать дискуссию