Судебный PR: Как капитализировать поражение в суде – выйти из тяжбы победителем

Не всякий суд можно выиграть, но всякий суд можно не проиграть.

Часто бывает так, что судебный процесс невозможно выиграть, и даже если отыграны отдельные эпизоды дела, тем не менее в целом всё идёт к тому, что оппонирующая сторона суд выигрывает. Чем в таком случае могут помочь специалисты в сфере судебного PR? Оказывается, капитализировать можно всё, даже поражение в суде. Можно проиграть суд, но так красиво проиграть, что поражение будет равно победе. Потери в суде с лихвой компенсируются тем образом, который создаётся у публики усилиями PR-сопровождения проигравшей стороны. Любой судебный процесс – это привлечение к себе внимания, а любое внимание – это реклама, и относиться к нему нужно именно так. Нет лучшей рекламы, чем скандал. Пусть даже и проигранное дело в суде.

Демонстрация слабости – в умелых руках очень мощное оружие. Достойное поведение при поражении, стойкость в борьбе, демонстрация высоких моральных принципов – особенно на фоне безнравственности победителя – это победа в войне после поражения в сражении. Особенно хорошо умеют превращать слабость в силу женщины. Они правят сильными мира сего не силой, а именно слабостью. Избиение слабого сильным всегда влечёт колоссальное общественное негодование, и часто посаженные в тюрьму герои становятся героями именно потому, что их посадили в тюрьму.

Вспомните всех знаменитых диссидентов, в том числе женского пола. Такие имена, как Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Андрей Сахаров, Надежда Савченко, Людмила Алексеева. Они никогда не стали бы политическими лидерами и харизматиками, капитализировавшими свою популярность во власть и влияние, если бы в своё время не прошли через поражение в судебном процессе и даже тюрьму. Тут важен не факт получения тюремного срока, а принцип – с благородным и слабым расправились сильные и бессовестные. С превращением пострадавшего в героя и победителя.

Без помощи прессы и правильно просчитанной информационной cудебной PR-кампании превратить поражение в победу невозможно. Тут требуется специальная технология, требующая рассеивания концентрированной силы удара противника. Важно понимать, что всякая технология имеет процессный характер, а потому тут нужен процессный подход. Понимание сути процессного подхода – это умение разделять его на этапы, самостоятельные блоки. Нечто похожее на умение составлять бизнес-процессы. Этим навыком обладают только профессионалы.

Любой процесс выглядит как схема, где на входе ресурсы, на выходе готовый продукт, а внутри «чёрный ящик», пространство, где невидимым для внешнего взгляда образом осуществляется преобразования входящих ресурсов в готовый продукт. Именно технологии преобразования внутри этого «чёрного ящика» и являются теми «ноу-хау», теми уникальными инструментами, которые являются интеллектуальной собственностью PR-компаний, и которые они применяют для победы в борьбе за интересы клиента.

Традиционными средствами воздействия на аудиторию – в которую входят и судьи, и обвинение, и юридические силы на стороне оппонента – является комплекс публичных мероприятий, сопровождающих процесс. Это массированное использования различных PR-активностей в виде пресс-конференций, пресс-релизов, круглых столов, конференций (можно так провести конференцию по проблемам коррупции, что у аудитории возникнет стойкая ассоциация с материалами дела в суде и неприемлемым ущербом для репутации выигрывающей стороны), кампаний в блогах и соцсетях, мобилизации репортёров СМИ, блогеров.

Это рассеивает внимание публики и переводит акценты с аргументации победителя на аргументацию проигрывающего. А ведь публика, её внимание – это в конечном итоге и есть та конечная цель, ради которой и затеян судебный процесс. Ведь не принципа ради стороны вложили массу сил в средств в судебную войну. Публика – это конечный приз, рынок, электорат, ключевой ресурс. Её мнение – это позиция на рынке. Пиррова победа никому не нужна. И именно грамотная работа судебного PR в состоянии отнять приз у того, кто на суде выглядит победителем. Его победа может встать ему поперёк горла. Именно на эту цель может сработать судебный PR на стороне побеждённого. Чтобы в конечном итоге сделать победителем именно его.

Как часть стратегии работа с прессой не будет стоить больших денег только в том случае, если судебное дело будем резонансным. Когда материалы процесса – сенсация и информационный повод, за которыми СМИ охотятся и даже готовы сами платить за какие-то интервью. Умелое дирижирование этим оркестром в состоянии провести только квалифицированные PR-специалисты.

Работа PR-агентства в судебном процессе состоит из двух частей – публичной и непубличной. Если публичная часть понятна, то непубличная намного более сложна. Как всякий скрытый процесс она является ключевым звеном всей работы. В основе непубличной части является работа корпоративной разведки. Именно она в состоянии наработать такие материалы, опираясь на которые PR-специалисты смогут выставить победителя в таком невыгодном свете, что он сам будет не рад своей победе. Именно поэтому ни в коем случае нельзя отказываться от квалифицированного PR-сопровождения судебного процесса серьёзными PR-агентствами. Их привлекают в спорах крупных клиентов, способных оплатить работу квалифицированных специалистов, когда речь идёт о спасении намного больших сумм.

В практике судебного PR стал классикой случай борьбы английских вегетарианцев с компанией Макдональдс. Два человека против транснациональной корпорации. От них и пыли не должно было остаться. И они поначалу проиграли. Начав распространять в начале 80-х листовки против лидера фастфуда и обвинив его в убийстве животных и разных прочих злоупотреблениях, они попали под иск за клевету.

Силы были неравны – Макдональдс привёл на процесс 313 свидетелей, буквально задавив массой двух обвиняющих. Материалы дела составили 40 томов, процесс длился почти год. Юристам ТНК удалось отбиться от обвинений в голодании стран третьего мира и вырубке тропических лесов. Но в процессе выяснилось, что они платят сотрудникам очень маленькую зарплату, и, заказывая мясо животных, выращенных по особой технологии, попадают под обвинение в жестоком обращении с животными. Макдональдс победил, потратив на процесс 10 миллионов фунтов стерлингов – ещё тех фунтов, 80-х годов. Двум истцам присудили штраф в 60 тысяч фунтов – громадные деньги для частных лиц.

После этого журналисты объявили Макдональдсу войну. Они стаями ходили по их ресторанам и выискивали недостатки, о которых немедленно сообщали в прессе. Репутационный ущерб превысил сумму выигрыша по иску. Кроме того, два вегетарианца отказались платить. Тяжба длилась 15 лет. Итог – в 2005 году ЕСПЧ признал, что британский суд действовал неправомочно, нарушив права вегетарианцев на справедливое расследование и свободу слова. Им не предоставили юридическую помощь, тогда как ТНК потратила на юристов астрономическую сумму. Содержание листовок подтвердило отсутствие клеветы.

В общем, их оправдали, а Макдональдс проиграл по самый максимум. Интересно, знай он результат с самого начала, как бы он действовал? Где и на каком этапе пошёл бы на мировую?

Вот что в состоянии творить правильный судебный PR в исполнении профессионалов. Два человека затравили мегакорпорацию, проиграв в начале, но выиграв в итоге с помощью грамотного PR-сопровождения судебного процесса. То, что кажется сначала совершено невозможным, на деле оказывается возможным и даже полезным. Главное, сразу обратиться к настоящим специалистам своего дела.

33
2 комментария

Во-первых, из-за постоянных повторов и не подтвержденных ничем тезисов текст больше похож на словоблудие. 

Во-вторых, в статье неоднократно подчеркивается, что превратить победу в суде в PR-поражение могут только профессионалы, что необходимо сопровождение PR-агентства, что этим могут заниматься только специалисты. А в единственном кейсе, мало того, что зарубежном, так ещё и из 80-х годов, вообще ни про что из этого не говорится. 

Ответить

Вспомните всех знаменитых диссидентов, в том числе женского пола. Такие имена, как Махатма Ганди, Нельсон Мандела, Андрей Сахаров, Надежда Савченко, Людмила Алексеева. Они никогда не стали бы политическими лидерами и харизматиками, капитализировавшими свою популярность во власть и влияние, если бы в своё время не прошли через поражение в судебном процессе и даже тюрьму. 

Ответить