Хэштеги и их нарушения
Хороший пример предпринимательской дальновидности демонстрирует блогер Николай Василенко, который подал заявки на регистрацию товарных знаков в Роспатенте. Если заявки будут одобрены, то он сможет выпускать огромное количество товаров, начиная от алкоголя и заканчивая одеждой, косметикой и кофе, под брендами «nikolay_anatolievich_vasilenko», «Николай Василенко» и «Улыбканиколаявасиленко». На самом деле, именно так и следует поступать на пике популярности, регистрировать свои товарные знаки, пока это не сделали другие. Сейчас очень много брендов регистрируются именно по имени и фамилии известных людей. Поэтому, если раньше можно было зарегистрировать бренд, основываясь только на своей фамилии, сейчас в том числе ему придется упоминать сочетание из имени, отчества и фамилии. Если не сделать это сейчас, потом оспаривать возможные зарегистрированные бренды будет гораздо сложнее, поскольку это потребует доказывания узнаваемости бренда и сложившейся ассоциативной связи с конкретным человеком.
В связи с данным кейсом возникает вопрос о том, можно ли и как использовать хештеги, если они, как в этом случае, будут зарегистрированы в качестве товарных знаков.
Начнем с того, что хештег, также хэштег — ключевое слово или несколько слов сообщения, тег (пометка), используемый в микроблогах и социальных сетях. Таким образом, это просто инструмент поиска, облегчающий нахождение определённой информации по «привязке» ее к ключевых словам (тем самым хештэгам).
Сами слова «хэштег», «#хэштеги», «HASHTAG» и т.п. уже имеют свою правовую защиту в качестве товарных знаков для нескольких классов товаров и услуг, в частности, для ядов и гербицидов (номер государственной регистрации 1047990, правообладатель ООО «Интергрупп»), чипсов, хлопьев и батончиков (номер государственной регистрации 654204, правообладатель Д.Я. Кейсер), кредитных агентств, ИТ-услуг, брачных агенств и юридических услуг (номер государственной регистрации: 777824, правообладатель В.В.Галкин) и др.
Что касается использования конкретного хештэга в каком-либо описании, статье и другом тексте, здесь необходимо говорить о требованиях законодательства и сложившейся практике.
Дело Fraternity Collection
В зарубежной практике одним из первых дел, получивших большой общественный резонанс стало дело Fraternity Collection LLC против Elise Fargnoli, рассотренное в 2015 году в штате Миссисипи, США. Ответчик, Элис Фарголи (Elise Fargnoli), была признана судом США виновной в нарушении прав на товарный знак и ложной рекламе. Являясь модельером, после своего ухода из компании Fraternity Collection, она стала рекламировать продукцию конкурирующих дизайнов в своих профилях в Instagram, используя хэштеги «#fratcollection» и «#fraternitycollection». При переходе по хэштегам, пользователи попадали на страницы с товарами конкурирующих компаний.
Дело "Слипиков"
В Российской судебной практике получило известность решение Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу по делу №1-14.6-52/78-01-18 (резолютивная часть от 03 августа 2018 года) Санкт-Петербург В полном объеме решение изготовлено «07» августа 2018 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по СанктПетербургу о незаконном использовании обозначения «Слипики».
Индивидуальный предприниматель Ю.С. Дудко зарегистрировал товарный знак «Слипики» (свидетельству №620155). Товарный знак зарегистрирован, в частности, для индивидуализации спальных мешков, постельного белья и постельных принадлежностей. Другой предприниматель, Е.К. Гапочко, использовала указанное обозначение в качестве активной ссылки для перехода на Интернет сайт, который не имел отношения к правообладателю товарного знака. Управление ФАС вынесло решение, предписав прекратить использование в социальных сетях словесных обозначений «Слипики» и «Слипик» и удалить существующие хэштеги.
Вопросы и ответы
Вопрос: неужели использовать хэнштеги вообще нельзя?
Ответ: зависит от цели использования.
Шаг первый. Прежде всего, необходимо проверить используется ли указанный хэштег кем-то еще, для этого нужно осуществить поиск по хэштегу. Иногда полезно проверить смежные написания, как например, в вышеописанном случае («Слипики» и «Слипик»).
Шаг второй. Определите цель использования. Если вы используете хэштег именно как ссылку нейтрального характера, упоминая какую-то тему, новость, пост или статью в информационных целях (для надлежащего цитирования, как, например, делается в этой статье), без цели получения прибыли. Упоминание также будет считаться правомерным, если это происходит в рамках партнерских отношений с компанией-правообладетелем, например, когда Вы осуществляете продвижение товара по агентскому договору. Во всех случаях такое употребление не должно иметь цели продажи контрафакта, неоригинального товара под известным брендом.
Второй аспект о котором нужно помнить проистекает из требований антимонопольного законодательства (ст.ст. 14.1 - 14.3 Федерального закона «О защите конкуренции»):
- Не допускается недобросовестная конкуренция путем дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации,
- Не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение, например, в отношении качества и потребительских свойств товара;
- Не допускается сравнение с другим хозяйствующим субъектом-конкурентом и (или) его товаром путем использования слов "лучший", "первый", "номер один", "самый", "только", "единственный", иных слов или обозначений, создающих впечатление о превосходстве товара и (или) хозяйствующего субъекта.
В последние годы участились случаи недобросовестной регистрации товарных знаков на массовые китайские товары, которые давно присутствуют на маркетплейсах, таких как Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет и другие. Такие действия позволяют злоумышленникам блокировать конкурентов, монополизировать популярные товары или требовать выплаты компенсации. Рассмо…
Одна девушка решила открыть свой детский центр. Придумала название, нарисовала логотип и обратилась к юристам, чтобы зарегистрировать лого на себя как товарный знак в Роспатенте.
Присмотритесь к этому логотипу. Вы бы и не узнали об этой истории, если бы не жестокий обман, на который рискует попасть каждый предприниматель.
Даже случайная ошибка с товарным знаком на маркетплейсе может обернуться блокировкой карточек, утилизацией товаров и взысканием компенсации до 5 миллионов, а иногда и в размере двойной стоимости всего товара.
В такую ситуацию рискует попасть каждый селлер. Сегодня расскажу, что точно стоит знать заранее, чтобы не повторять чужих ошибок.
Новый рекорд минувшего года — 149 242 заявки на регистрацию товарных знаков в России. Названия товаров и компаний, логотипы, домены и слоганы — каждый предприниматель и компания хочет стать правообладателем собственного бренда.
Почему их так много? Зачем всё это на самом деле делают? Какие изменения в законах нас ждут в 2025 году? Разбираемся заран…
Кто-то другой зарегистрирует ваше доменное имя как свой товарный знак и может потребовать от вас выкупить домен, а также он может подать в суд за нарушение его прав на товарный знак. В итоге вы лишитесь и домена, и денег.
Привет! Я Евгений Костромин, юрист и основатель Юридического бутика ContractCreation by Kostromin. СМИ пишут - мол, китайский бренд Ebanat на пути в РФ. Пройдет ли регистрация товарного знака Ebanat в России? Мое мнение далее.
Прошлый год побил очередной рекорд по заявкам на регистрацию товарных знаков в России. Бренды, логотипы, слоганы, домены — предприниматели и компании стремятся закрепить за собой уникальные элементы своего бизнеса.
Я слишком часто вижу три обидные ошибки заявителей, которые мешают им защитить свой бренд. Пора это исправлять: покажу на примерах и расскажу, что с этим делать.
И почему разработчики шутеров могут получить штраф за включение в игру "АК-47" и "Т-34".
Вместо того, чтобы регистрировать товарный знак, можно купить готовый. Это намного быстрее, зачастую дешевле и Роспатент точно не откажет после долгих экспертиз. Зато есть другие риски. Например, знак после приобретения могут аннулировать. Тогда деньги будут потрачены зря. Что делать, чтобы не оказаться в такой ситуации?