Как выбрать и проверить контрагента, чтобы не лишиться денег и репутации
Налоговая и банки внимательно следят за связями компаний с их партнерами, и иногда эти проверки могут привести к серьезным последствиям. Рассказываю, как выбрать партнера и избежать ненужных проблем.
Привет! Я Виталий Гусев, СЕО YURI – юридической компании нового поколения. Мы помогаем бизнесу в IT грамотно отстаивать свои права. А здесь делимся полезностями, без которых построить компанию будет мягко говоря трудновато.
Важно проверять контрагентов, чтобы избежать трех ключевых рисков
Налоговые риски (не проявление должной осмотрительности)
Перед тем как заключить договор, важно проверить контрагента в налоговой и узнать о возможных нарушениях с его стороны. Если выяснится, что вы не проявили должной осмотрительности, налоговая выгода может быть признана необоснованной.
Раньше было достаточно запросить у контрагента стандартный пакет документов, а теперь нужно собрать больше информации. Это могут быть не только документы о предварительных договоренностях и подтверждения выполнения обязательств, но и переписки в мессенджерах и показания сотрудников.
Если из-за доначислений налогов или других мер компания обанкротится, руководители и учредители будут нести ответственность за убытки.
Блокировка счета банком
Банки все чаще отказываются проводить операции и отключают от онлайн-обслуживания, если считают операции клиента подозрительными. Риск оценивают по двум критериям:
- Характеристики компании — её адрес, руководитель, налоги и платежи.
- Операции — соответствие платежей виду деятельности, частота операций и снятие наличных.
Если у контрагента высокий риск, это часто становится причиной блокировки. Если банк запрашивает дополнительные документы, это уже сигнал. А если контрагент в «черном» списке Банка России, проблемы неизбежны.
Убытки
В работе большинства компаний есть риск, что контрагенты не заплатят. Это ведет к долгим переговорам, задолженности и судебным расходам, а иногда оказывается, что должник не может заплатить. Такие ситуации не только требуют затрат на решение, но и выводят деньги из оборота компании, что приводит к убыткам.
Ред флаги при выборе контрагента
Грамотная проверка контрагента помогает избежать проблем с банками, налоговой и возможных убытков. А если настроить этот процесс в компании, можно не только защитить бизнес, но и подготовиться к изменениям закона 115-ФЗ, который обязывает проверять партнеров. Нарушение этих требований грозит штрафами от 1 млн рублей.
Сразу перечислю основные риск-факторы, на которые точно стоит обратить внимание:
массовый адрес;
совмещение разных видов ОКВЭД;
непродолжительный срок работы контрагента;
«порочные» связи с ранее ликвидированными фирмами;
нахождение в «черном» списке Банка России;
отсутствие штата сотрудников и ресурсов для исполнения предполагаемого договора;
низкая налоговая нагрузка;
отрицательные финансовые показатели;
нарастание проверок госорганов и выявление нарушений;
недействительный паспорт учредителя или руководителя;
нахождение в стадии ликвидации;
множество неисполненных исполнительных производств;
факты блокировки счетов со стороны ИФНС.
Это лишь часть факторов, которые могут повлиять на решение о работе с контрагентом. Если совпадает только один пункт, то это не всегда критично. Например, если вас волнуют только налоговые риски, то «черный» список Банка России или финансовые проблемы контрагента могут не играть большой роли.
А вот если риск-факторов несколько — стоит задуматься.
Как проверить контрагента?
Проверить самостоятельно
Это возможно только при условии, что в компании есть квалифицированные сотрудники, нужное ПО, работающие регламенты и организованный документооборот. Обычно этим занимаются службы безопасности и юристы.
Проверка включает:
Запрос уставных документов, данных о задолженностях, налоговых деклараций, штатного расписания и т. д.
Анализ по открытым источникам (например, СПАРК, Контур-Фокус).
Использование ПО для оценки связей, финансового состояния, судебных споров и проверок госорганов.
Привлечь стороннюю компанию
Это поможет освободить штатных сотрудников от лишней работы. А компания получит целостный отчет информацией, которой нет в открытых источниках (например, о наличии контрагента в «черном» списке Банка России).
Этот вариант удобен для небольших компаний (до 15-20 проверок в месяц). Но если проверять приходится десятки контрагентов в день, аутсорсинг становится нерентабельным — лучше настроить процесс внутри компании и выделить для этого штатных сотрудников.
Обратиться за консультацией
Это универсальное решение для компаний любого размера. Оно позволяет оптимизировать процесс, снизить затраты и получать стабильный результат.
Обычно консультация включает разработку внутренних регламентов, обучение сотрудников на реальных примерах, тестирование системы и ее доработку при необходимости.
На этом всё
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Переходите на сайт YURI — мы сделали бесплатный скоринг, где вы можете проверить юридическую защищенность компании.
И подписывайтесь на наш тг-канал. Там мы делимся кейсами и апдейтами!