Перестраиваем стратегию компании под новые условия

Современный кризис, обязанный своим возникновением коронавирусной инфекции, ударил по всем без исключения сферам деятельности и жизни. Мир отныне будет разделен «до» и «после» пандемии, а постепенно возвращающиеся к штатной работе компании будут вынуждены подстраиваться под новые условия и порядок работы.

Выжившим повезло?

Именно с таким постапокалиптическим оттенком можно назвать те фирмы и организации, которые вынуждены были прекратить свою деятельность в период ограничительных мер и теперь сохранили в себе силы, людей и ресурсы для возобновления работы.

Как и почему они сумели остаться на плаву мы рассматривать не будем. Предположим, что руководство грамотно распорядилось активами и получило все меры господдержки. А не просто разогнало всех сотрудников по домам.

Но работать надо, а зарабатывать – так и вовсе жизненно необходимо, но в новых реалиях на всякий бизнес тяжёлым бременем ложится целый вал обязательных и обусловленных «коронавирусной» обстановкой расходов.

В одном только письме Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24 содержится целый ворох самых различных рекомендаций, от которого любому представителю малого бизнеса станет дурно:

· Тестирование не менее 10% сотрудников на COVID-19 за свой счет.

· Обеспечение масками, прочими СИЗ (средствами индивидуальной защиты), антисептиками.

· Регулярная и достаточно серьезная уборка каждые несколько часов, особенно если компания работает с посторонними людьми.

И далее, далее. И все это – в условиях жесточайшего кризиса, когда добрая половина малого бизнеса последний месяц жила на бюджет, сформированный за счет кредитных средств и личных активов учредителей. Еще и под бдительным оком контролирующих органов: работников не увольнять, лишних мер поддержки не просить, долги по налогам не допускать!

Кто-то (да что греха таить – многие) подойдет к соблюдению всех перечисленных норм формально. Это незаконно и повлечет ряд последствий в случае заражения сотрудников или клиентов, но это тема для отдельного разговора. Пока же мы постараемся ответить на конкретный вопрос – как жить тем, кому повезло выжить. И повезло ли?

Новые горизонты или проблемы?

В явном выигрыше те компании, которые сразу же с первых дней ограничительных мер активно включились в освоение новых горизонтов. Дистанционная работа, онлайн-продажи, реклама через социальные сети – многие от всего этого просто открещивались буквально полгода назад.

Возьмем сеть магазинов непродовольственных товаров, которые получили нокаутирующий удар с прямым запретом деятельности. Что им делать? Уходить в онлайн? Сказать легче, чем сделать – особенно если у компании корпоративный сайт-визитка с адресами магазинов, а директор и его заместитель впадают в ступор при случайном изменении шрифта в текстовом редакторе.

Для многих освоение нового стало единственным способом выживания. Пришлось срочно искать специалистов по продвижению, консультироваться с маркетологами, а то и самим осваивать новые навыки.

Реальная ситуация на примере небольшой сети магазинов автозапчастей. В первые дни ограничительных мер владелец бизнеса прямо сказал своим работникам: «Ребята, это всерьез и надолго… Если мы закроемся сейчас – то уже не вернемся к работе никогда, не вытянем. Или же мы садимся и прямо сейчас делаем то, что поможет нам выжить!».

По закону он обязан был просто объявить выходной, при этом еще и платить заработную плату своим сотрудникам. Но это оказался тот редкий случай, когда коллектив оказался единым целым и правильно все понял. Кто-то разбирался в социальных сетях. Кто-то – знал азы в создании сайтов. Кто-то был с практическими навыками маркетинга.

Итог: компания буквально за три дня худо-бедно развернулась в онлайне, сделала первое подобие Интернет-магазина и запустила рассылку по постоянным клиентам: пишите, звоните, поможем удаленно и все привезем! И это – сработало! Скупые ручейки осторожных продаж превратились в достаточно объемные потоки. Пусть и не сравнимые с докризисными – но лучше, чем пустота и банкротство.

Но это – цивилизованный, современный подход. Кто-то вышел из ситуации в исконно нашей, русской манере, найдя пробел в законодательстве – поставил лоток с антисептиками и салфетками. Или парой килограммов гречки. А что такого? По закону запрета торговать прочим ассортиментом нет, если среди товаров есть разрешенные к продаже. А антисептики, продукты питания и средства защиты входят в перечень «жизненно необходимых товаров». Формально, можно было открыть даже магазин одежды или ювелирный, установив стойку с теми самыми «важными товарами».

Смелости так сделать хватило далеко не всем. Многие просто предпочли закрыться и выждать. В это время их конкуренты или игрались с судьбой и проверяющими в кошки-мышки, доказывая право работать целым магазином из-за стенда с «правильными товарами», или же осваивали дистанционную работу.

На чем экономить: на людях или на себе?

Экономия и оптимизация – это бич современного бизнеса в условиях кризиса. Нет смысла осуждать бизнесмена, который мягко (или не очень мягко) намекает своим сотрудникам, что закупка масок и дезинфекция своего рабочего места – это их забота. Рынок труда в условиях современного капитализмапохож на пруд с крокодилами: одно неверное движение и можно заказывать поминки по своей карьере.

На самом же деле у подавляющего большинства компаний ряд достаточно существенных расходов лежат буквально перед самым носом, но они с упорством, достойным лучшего применения, пилят сук, на котором сидят.

· Увольняют людей с нарушением закона. Потом выплатят им по суду компенсации и штрафы.

· Режут заработную плату, премии. В итоге теряют опытных работников и подрывают собственные продажи.

· Идут на сомнительные ухищрения с переводом персонала то в «серые», то в «черные», но итоге или лишаются пер господдержки или же попадают в разработку трудовой инспекции.

Почему-то именно работник видится бездонной бочкой, в которую уходят деньги. Все остальное - то, что лежит на поверхности – владелец или руководитель компании предпочитает не замечать.

Несколько примеровв рамках собственного опыта и опыта, полученного в рамках взаимодействия с клиентами или что можно сделать, чтобы выжить бизнесу:

· Отказаться от бессмысленных командировок, тренингов, мероприятий, которые проводились в докризисное время больше для отчетности и пафоса. На выходе – высвобождение значительных сумм на организационные расходы, СИЗы, дополнительных сотрудников и услуги профильных фирм. Время выживать, но никак не «понтоваться».

· Проанализировать востребованность ряда работников именно в вашем офисе, рассмотрев возможность удаленной работы. Да, они не будут сидеть 10 часов перед вашим взором и, возможно, сделают свою работу за 4 часа вместо 8. Договаривайтесь. Кого-то устроит 0.5 ставки с получением половины дня свободного времени, а кому-то хватит и урезания 20% заработной платы, как пример. Плюсом идет дополнительная экономия на дезинфекции, клининге, организационном и пищевом обеспечении.

· Проверить, чем заняты реальные «бездонные бочки» – маркетологи, SEO-специалисты и прочие «продвиженцы». Вникнуть в их работу или же поручить это специалистам. Дать задачу рассмотреть новые рынки сбыта, опробовать новые форматы рекламы. На примере юридических услуг: ну зачем компании в карантин продвигать «услуги судебного юриста», когда суды-то и не работали на тот момент! А это, возможно, шестизначные бюджеты на рекламу.

· Посмотреть на себя и руководство. Если в компании один генеральный директор и трое замов, каждый из которых имеет служебный автомобиль с приставленным к нему водителем, а компания в это время режет премии на 20% рядовым сотрудникам… Что здесь сказать? Все адекватные от вас скоро уволятся и правильно сделают.

Это лишь импровизированные примеры. Подобных статей расходов могут быть десятки – деятельность каждой фирмы нужно изучать тщательно, от уборщицы и до топ-менеджмента.

А если персонал как балласт?

Бывает и такое, к сожалению. Многие компании предпочитают раздувать штат за счет большего числа низкооплачиваемых специалистов, нежели платить больше – но нескольким профессионалам. Потеря 1-2 человек в штатных условиях не критична, но в условиях падения продаж армия таких «муравьев» натурально тянет фирму ко дну.

Например, вы что-то продаете. Один менеджер принимает звонок и переводит его. Второй – консультирует. Третий – рассказывает о порядке заключения сделки. Четвертый – лично встречается с клиентом, решает вопрос о скидке. Пятый – оформляет все документы, проверяет их. Грубая, но реальная схема в некоторых сферах. Если продаж нет – вся эта банда бездельников просто сидит и смотрит видео на YouTube.

Если компания торгует строительными материалами и потенциальные клиенты звонят каждые 5 минут – такая схема, безусловно, умна и нужна – иначе клиент уйдет, пока дождется своей очереди. Но если вы продаете яхты, загородные дома или элитные автомобили? Если для вас хороший день – это 3-4 звонка с возможной перспективой сделки 1-2 раза в неделю – зачем вам эта орда рабов на галерах?

Дайте нормальный оклад и хороший процент 1-2 лучшим сотрудникам, а остальным предложите альтернативные вакансии.

Увы, законных способов легко и непринужденно избавиться от ставшего ненужным работника нет. Только сокращение со всеми выплатами, что очень и очень нервирует многих бизнесменов, готовых содержать практически не имеющий смысла персонал, нежели платить им несколько месяцев после официального сокращения штата.

И это, разумеется, с точки зрения защиты его трудовых прав правильно и хорошо. А вот бизнесмену придется искать альтернативные и законные пути оптимизации штата.

В заключение.

Новые правила работы в условиях пандемии для многих могут оказаться неподъемными и фатальными. Но практически во всех случаях можно найти альтернативные пути решения даже самых сложных задач.

Главное – не рубить с плеча, вникнуть в работу каждого кабинета, консультироваться с юристами и другими профильными специалистами. И, возможно, удастся не только выживать, но и вполне достойно жить.

Автор: Татьяна Проценко, адвокат, управляющий партнер юридической компании «Проценко и Партнеры».

Начать дискуссию