Роспатент отбирает бренды иностранных компаний

Действительно ли Роспатент самовольно передает права российским компаниям? Или за этим стоят юридические механизмы, давно закрепленные в законе? Давайте разберемся, как на самом деле работает система аннулирования товарных знаков и почему ситуация с Ericsson вовсе не уникальна.

Роспатент отбирает бренды иностранных компаний
Роспатент отбирает бренды иностранных компаний

Введение

Скандальные заголовки в СМИ создают впечатление, будто российские власти "отбирают" товарные знаки у иностранных компаний. Например, история с брендом Ericsson преподносится как изъятие интеллектуальной собственности Роспатентом.

«Роспатент отдал российской фирме бренд Ericsson, принадлежащий ушедшей из России шведской компании.» — сообщает THE INSIDER со ссылкой на Коммерсантъ.
«Бренд ушедшей из РФ Ericsson отдали в российские руки» — пишет Коммерсантъ.

Такие формулировки могут ввести в заблуждение, будто государство в лице Роспатента самостоятельно распоряжается судьбой интеллектуальных активов иностранных компаний, покинувших российский рынок.

Что говорит закон?

В Гражданском кодексе РФ с момента его появления существует статья 1486, которая говорит о том, что в случае неиспользования товарного знака в течение трёх лет, его правовая охрана может быть прекращена – простыми словами товарный знак может быть аннулирован. 
При этом товарный знак аннулируется не в целом, а в отношении товаров, для обозначения которых он использовался.

Зачем это нужно?

Это нужно для того, чтобы реестр товарных знаков не «захламлялся» «мертвыми» брендами, и их могли использовать более заинтересованные правообладатели, что соответствует целям здоровой конкуренции.

Как это происходит?

Такое аннулирование происходит судом по иску заинтересованного лица, которое предварительно должно направить правообладателю предложение отказаться добровольно от знака.

Далее, при подаче иска в суд наступает важный момент: такое лицо должно доказать свою заинтересованность. Иными словами, если вы решили, что хотите сейчас воспользоваться политической ситуацией (уходом иностранных компаний) и заработать на таком «патентном троллинге», то у вас это не получится. 
Это может сделать только реально заинтересованное лицо, которому этот знак действительно может пригодиться, в частности ваш бизнес должен быть из схожей сферы.

Как это было с брендом Ericsson?

В данном деле «Русклимат-Ericsson» российская компания (ООО «Р-Климат», холдинг Русклимат) представила доказательства, что она специализируется на разработке, производстве и импорте климатического оборудования. Компанией вводятся в гражданский оборот бытовые и промышленные системы вентиляции, кондиционирования, отопления, водоснабжения и очистки воздуха.

Русклимат представил большое количество доказательств, что они активно ведут деятельность по торговле таким оборудованием.

Суд отмечает, что компания намерена расширить линейку товарных знаков, под которыми им выпускаются устройства для нагрева, охлаждения и вентиляции, ввиду чего им подана заявка № 2023774727 на регистрацию бренда «Ericsson». Если говорить коротко – компания подтвердила свою заинтересованность.

В данном деле сложились все необходимые условия для аннулирования товарного знака судом:

✔ Русклимат предварительно направил в Ericsson предложение отказаться от товарного знака;

✔ Русклимат доказал свою заинтересованность в бренде;

✔ Ericsson не смог доказать, что он использовал товарный знак в отношении устройств для нагрева, охлаждения и вентиляции.

Всё-таки Ericsson жертва и заложник ситуации или нет? Ведь на их месте могут оказаться многие другие бренды.

Как следует из материалов дела, и из доказательств, представленных шведской компанией, в течение спорного периода компания фактически не прекратила деятельность на территории РФ, ими были представлены множество договоров поставки, сервисных договоров, таможенных документов, отгрузочных документов и т.п., заключенных с российскими компаниями, но…

Ни одна из поставок за спорный период не имела никакого отношения к устройствам для нагрева, охлаждения и вентиляции. То есть Ericsson просто реально не продавали эти товары под своим брендом на территории РФ.

Как защищаться другим иностранным компаниям?,

Во-первых, Гражданский кодекс защищает владельцев товарных знаков, если они докажут, что не могли использовать их по уважительным причинам. Однако правообладателю нужно доказать, что эти обстоятельства реально препятствовали использовать товарный знак.

Во-вторых, в контексте данного кейса использование товарного знака может осуществляться не только самим правообладателем, но и другим лицом с согласия, либо под контролем правообладателя, при этом в соответствии со статьей 1484 использованием товарного знака признается ввоз брендированного товара на территорию РФ.

Что из этого следует: если товары иностранной компании так или иначе представлены на российском рынке, и ввезены хоть и не самой компанией, но подконтрольными лицами, либо по лицензионным соглашениям – то риска лишиться товарного знака не будет.

Так что Coca-Cola и Apple останутся за своими хозяевами.

Почему это не прецедент?

Процедура аннулирования товарных знаков работает давно и применяется не только в России, но и в других странах. Например, в США и ЕС этот срок составляет 5 лет.

В банке решений арбитражных судов содержится более 1700 решений Суда по интеллектуальным правам по аналогичным искам.

Роспатент отбирает бренды иностранных компаний

Подобные иски – обычная практика для защиты рынка от «мертвых» брендов. Если правообладатель не использует знак, конкуренты могут претендовать на него.

В итоге

Я часто слышу возмущение после прочтения комментариев журналистов правовых тем, и я, как юрист, призываю в первую очередь изучать источник – по ссылке можете почитать решение суда, как «Роспатент отбирал бренд у шведской компании».

На первый взгляд, заголовки звучат как скандал. Но на деле — это обычная юридическая процедура.

Если товарный знак три года не используется в конкретной категории товаров, он может быть аннулирован.

А если вам нужен товарный знак, но он уже занят — всегда есть шанс, что владелец им не пользуется, и его можно вернуть в оборот.

📌 P.S.

Я сам в практике прибегаю к такой стратегии в ситуации, когда клиент хочет зарегистрировать товарный знак, а поиск показывает, что он уже занят. Иногда аннулирование — единственный способ получить нужное обозначение.

Так что регистрация товарного знака — это не просто подача заявки, а целая стратегия, где важно учитывать все нюансы.

Больше информации про товарные знаки можно почитать в моем ТГ-канале Юрист по защите идей💡⚖

Начать дискуссию