Как правильно подготовить бизнес к продаже

Ирина Екимовских
Владелица Аудиторской группы «Капитал»

К продаже надо готовиться заранее — на процесс подготовки уходит от полугода до года. Рассказываю, как правильно оценить бизнес и в чём разница между продажей ИП и ООО.

Как правильно подготовить бизнес к продаже

Подготовка к продаже ООО

Компании важно как можно раньше начать вести финансовую управленческую отчётность. Это поможет адекватно оценить стоимость бизнеса и станет хорошим аргументом во время переговоров с покупателями. В любом случае, правильный учёт увеличивает эффективность бизнес-процессов и вреда не принесёт.

У меня был пример: к нам обратился предприниматель с просьбой наладить и вести управленческий учёт. Он хотел через год-полтора привлечь инвесторов или продать бизнес. В течение года мы вместе работали над системной управленческой отчётностью.

Когда предприниматель наглядно увидел результаты работы, грамотно отстроил все процессы, то расхотел продавать компанию. Ему снова стало интересно заниматься бизнесом, но уже на другом уровне — более осознанно и с большей степенью контроля.

Ещё момент: будьте готовы к всесторонней проверке со стороны покупателей. Покупка бизнеса — это риск, потому что вместе с компанией можно получить её долги, неисполненные обязательства по налогам и т.д.

Крупные предприятия перед продажей проходят специальную процедуру — Due Diligence. Это комплексная предпродажная проверка компании с привлечением экспертов. Они изучают юридические и налоговые аспекты, финансовую модель, состояние активов и пассивов, иногда проводят маркетинговое исследования.

О примере такой оценки можно почитать тут.

Собственникам малого бизнеса тоже стоит взять на вооружение такой принцип подготовки к продаже. Если владелец готов рассказать максимум информации, он сможет привлечь больше покупателей. Сделка «под честное слово» часто оборачивается большими проблемами. Значит, надо показать рынку, что риски с вашей компанией минимальны.

Как оценить стоимость ООО

В финансовом менеджменте есть около десятка способов оценки стоимости бизнеса. Самый распространённый — метод капитализации прибыли за период от 1 до 3 лет. К этой цифре можно прибавить стоимость отдельных активов, которые можно продать без бизнеса (недвижимость, транспорт и т.д.).

Не стоит забывать, что формирование цены — процесс договорной: в конечном итоге бизнес продаётся ровно за ту цену, за которую один готов его продать, а второй — купить.

Но если ООО ведёт грамотную финансовую отчётность, владельцу будет проще сформировать и обосновать стоимость бизнеса. У него будет больше аргументов во время переговоров с покупателями, с цифрами не поспоришь.

3 главных финансовых отчётов, на которых строится управленческий учёт

Конечно, для обоснования цены можно использовать и бухгалтерскую отчётность, но это усложняет анализ. Кроме того, бизнес крайне редко работает только под одним юрлицом и не использует каких-либо механизмов оптимизации. Это сильно затрудняет объективную оценку и делает бухгалтерскую отчётность малоинформативной.

Например, ко мне обратился предприниматель, который решил продать передвижную химическую лабораторию. Он владел несколькими «газелями», укомплектованными необходимым оборудованием, наработал клиентскую базу. По его оценке бизнес стоил 50 млн рублей.

Но когда мы стали прицельно работать над подготовкой к продаже, выяснилось, что предприниматель не вёл никакой финансовой отчётности: у него было два юрлица, которые работали на двух разных системах упрощёнки, а доходы (и частично расходы) фиксировались в таблицах Excel.

Фактически, прибыль можно было подтвердить только честным словом, и запрошенные им 50 миллионов сдулись до стоимости оборудованных «газелей».

Подготовка к продаже и оценка бизнеса в форме ИП

ИП, в отличие от юрлица, продать невозможно. Это, по сути, статус, который означает ведение предпринимательской деятельности физлицом.

Поэтому в таком случае мы чаще всего говорим о продаже имущественного комплекса — недвижимости, активов. Например, если предприниматель сдаёт в аренду помещения, то под продажей бизнеса мы подразумеваем реализацию недвижимости.

Тогда стоимость рассчитывается исходя из рыночной цены объектов. Если у предпринимателя заключён договор аренды, надо учесть размер дохода, который даёт объект за 1-3 года.

Другой вариант — можно говорить о бизнесе в форме ИП как о комплексе имущества: например, кафе, где есть помещение, оборудование, поставщики, клиентская база, бренд.

Тогда стоимость оценивается исходя из прибыли. Обычно берут показатель за последний квартал или год, затем умножают на 1-3. На основе этой цифры формируется цена продажи. Но подтвердить прибыль, которую даёт ИП, довольно трудно, и покупатель может сомневаться в справедливой оценке.

Поэтому если предприниматель планирует в будущем продавать бизнес, ему стоит, во-первых, зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью — это упрощает юридическую сторону продажи (например, компанию можно продавать по частям), а во-вторых, как можно раньше начать вести прозрачную финансовую отчётность.

Больше статей по налогам и финансам бизнеса в телеграм-канале Ирины Екимовских "Деньги в бизнесе: приумножить и сохранить"

Начать дискуссию