Закупочная скорая помощь: помогаем заказчикам из Нижнего Новгорода адаптироваться к изменениям в законодательстве

С 15 сентября 2025 года в силу вступили изменения, внесенные Приказом министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области от 15.09.2025 № 181. Они касаются Типового положения о закупке товаров, работ, услуг для государственных бюджетных и автономных учреждений.

Закупочная скорая помощь: помогаем заказчикам из Нижнего Новгорода адаптироваться к изменениям в законодательстве

Раньше заказчики региона руководствовались в своей закупочной деятельности типовыми положениями вышестоящих министерств. Много закупок проводилось с единственным поставщиком, что противоречило принципу открытости и конкуренции. Сейчас в Положение внесены иные неконкурентные способы закупок, такие как электронный магазин и запрос цен. Это позволит заказчикам значительно упростить свою закупочную деятельность: безопасно и комфортно проводить закупочные процессы, не теряя проверенных поставщиков, быстро получать необходимые товары, работы и услуги, соблюдая при этом все принципы законодательства.

До 30 сентября 2025 года учреждения должны были привести свои положения о закупке в соответствие с новым Типовым положением или утвердить новые и разместить обновленные положения в ЕИС, а также заключить соглашения о взаимодействии с ГКУ НО «Центр размещения заказа Нижегородской области» до 30 декабря 2025 года.

С июня 2025 года новое Типовое положение тестировалось в нескольких пилотных учреждениях, после чего было доработано совместно с экспертами площадки «Торги223».

Чтобы помочь заказчикам Нижнего Новгорода адаптироваться к новым требованиям, Министерство экономического развития и инвестиций региона совместно с электронной торговой площадкой «Торги223» провели видеоконференцию для руководителей и специалистов нижегородских организаций, предоставив участникам практическую помощь по всем ключевым аспектам нового законодательства.

Сергей Бажанов, заместитель министра, начальник управления по развитию контрактной системы и внедрению стандартов закупочной деятельности Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, отметил, что одна из целей введения нового Типового положения – это повышение прозрачности закупочного процесса, но при этом нельзя допустить снижения эффективности закупок. Поэтому организации вправе вносить изменения в Типовое положение и, в частности, расширять перечень закупок у единственного поставщика исходя из ведомственной специфики.

— Однако обращаю отдельное внимание на то, что расширение данного перечня возможно только на основании согласования с руководителем органа исполнительной власти, которому подведомственна данная организация.

Сергей Бажанов

Антон Анисимов, эксперт учебного центра ЭТП «Торги223», детально разобрал различные способы закупок по Типовому положению:

— Типовое положение о закупке содержит четыре стандартных конкурентных способа закупок: конкурс, запрос котировок, запрос предложений и аукцион. В соответствии с 223-ФЗ, конкурентые способы имеют три ключевых признака: они обязательно должны быть размещены в ЕИС, в них должна быть обеспечена состязательность (т.е. должно быть не менее 2 участников), а также при описании объекта закупок применяется ч 6.1 ст.3 223-ФЗ: мы не можем закупать конкретные товарные знаки, в техническом задании необходимо применять так называемую “эквиваленцию” (исключение – закупка запчастей и расходных материалов). Важно понимать. что нарушение этих требований приводит к обжалованию закупки и штрафам.

Помимо конкурентных способов, Типовое положение предусматривает и неконкурентные: единственный поставщик, электронный магазин, запрос цен и неконкурентная закупка у СМСП. Их ключевое отличие от конкурентных способов в том, что этапы и сроки закупки не регламентированы законом (устанавливаются в Положении о закупке самим заказчиком), а также нет обязанности применять понятие «эквивалента», т.е. возможна закупка по конкретным товарным знакам.

Николай Питилимов, эксперт департамента по работе с заказчиками ЭТП «Торги223», представил электронный магазин как эффективную альтернативу закупкам у единственного поставщика, продемонстрировав его преимущества:

— Электронный магазин обеспечивает абсолютную прозрачность всех закупок благодаря формированию проверяемого цифрового следа, что существенно облегчает внутренний контроль и аудит. Он предоставляет интеграцию с ЕИС, что упрощает подготовку отчетности. Вы можете подключать к электронному магазину своих поставщиков и закупать конкретные торговые марки, не нарушая законодательство. Кроме того, использование электронного магазина значительно сокращает сроки проведения закупки по сравнению с использованием других процедур: весь цикл от подачи заявок до подписания договора может занимать минимум времени – от нескольких часов до одного дня.

Роман Горлов, специалист отдела закупок ГБУ «Кузьмиярский ПНИ», поделился практическим опытом использования Типового положения на этапе пилотного тестирования, а также отметил позитивный опыт работы его организации на площадке «Торги223» и практическую помощь, оказанную экспертами ЭТП.

Инициатива Министерства экономического развития и инвестиций Нижегородской области, реализованная при поддержке электронной торговой площадки «Торги223», демонстрирует проактивный подход к адаптации региональных заказчиков к изменениям в законодательстве. Это способствует более рациональному использованию бюджетных средств и улучшению качества обеспечения государственных и автономных учреждений необходимыми товарами, работами и услугами, что в конечном итоге служит интересам жителей Нижегородской области.

1
Начать дискуссию