Почему Яндекс.Маркет блокирует аккаунт и не платит деньги? Два совета, как этого избежать
Меня зовут Катя Канева, я патентный поверенный РФ №1685, судебный юрист, консультант по управлению и коуч ICF. Вчера я обратила внимание на статью о том, как ЯМаркет заблокировал магазин за фото кимоно Adidas. По-человечески, очень жаль автора, но я решила написать несколько предположений о том, почему так произошло и как этого избежать.
TL;DR: Нарушать чужие товарные знаки и/или вводить потребителя в заблуждение нельзя. Даже по ошибке. В 2021 году проблема усугубляется тем, что с большой долей вероятности это не останется незамеченным. В конце статьи два совета как снизить вероятность таких ситуаций и бонус – мой новый иллюстрированный табу-лист по выбору собственного товарного знака!
Что произошло?
Автор статьи утверждает, что Яндекс.Маркет заблокировал его магазин и не возвращает деньги со счета: в связи с человеческой ошибкой в качестве описания одного из товаров была закреплена фотография кимоно Adidas.
Я вынуждена сделать оговорку, что автор не является моим клиентом. Поэтому я считаю возможным написать эту статью, чтобы другие не наступали на те же грабли. Или, как минимум, понимали: где эти грабли могут быть расположены и с какой стороны к ним подходить.
Также я вынуждена сделать вторую оговорку, что я могу только представить себе, как развивалась ситуация на самом деле. Базой для меня служит только сама статья и комментарии самого автора к ней.
Поэтому заголовок ниже звучит как «Предположения», а не «Факты».
Какие предположения я сделала из статьи:
1) Автор добросовестно продавал более чем 170000 товарных позиций каталога через Яндекс.Маркет;
2) По утверждению автора, в связи с человеческой ошибкой к одной из позиций вместо фотографии настоящего товара (по названию) была прикреплена фотография кимоно фирмы Adidas;
3) После размещения данной товарной позиции с ошибочной фотографией в магазин поступил звонок «тайного покупателя», который уточнил SCU и задал вопрос о производителе. В ответ был назван реальный производитель (Sapsan), а не Adidas;
4) Через несколько минут после звонка аккаунт продавца был заблокирован, что привело автора к мысли, что звонок был из Яндекса;
5) ТП Яндекс.Маркета утверждает (предположительно, так как в комментариях к статье себя назвал один из пользователей VC), что магазин автора вводил покупателей в заблуждение и пока отказывается разблокировать магазин;
6) Сам автор в статье предполагал, что дело в претензиях по поводу контрафакта, что, вроде как, опровергает сейчас ТП Яндекс.Маркета.
Кто тут прав?
Давайте сначала разберемся: что такое контрафакт?
Если не углубляться в юридические дебри и историю вопроса (очень интересную на самом деле), то согласно текущему законодательству РФ «контрафактом» товары (этикетки, упаковки) считаются как минимум в двух случаях:
- когда на таких товарах (их этикетах, упаковках) незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение (п.1 ст. 1515 ГК РФ);
- когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство.
Что это означает на практике? Контрафактом считается не только ботинок Adibas, который мастер Лао сшил в Китае, а предприниматель Василий продает в Москве – но и вполне себе оригинальный ботинок (или кимоно) Adidas, который куплен в официальном магазине за границей, но был ввезен в РФ нелегально. Это называется «параллельный импорт».
Я не хочу и не буду углубляться здесь в тему паримпорта – это тоже очень интересно, но не имеет отношения ни к статье, ни к проблеме автора. Как мне кажется, автор не торговал контрафактом, а проблема была в другом.
Ок, в чем была проблема?
Как я уже написала выше, я не могу утверждать о фактах.
Но на основе статьи автора и его комментариев к ней я предполагаю, что автор нарушил исключительные права компании Adidas путем размещения при предложении к продаже товаров (пусть и другой компании) фотографии товара Adidas.
Кроме того, создается впечатление, что автором были нарушены условия соглашения (договора) с Яндекс Маркетом, которые запрещают не только использование чужих товарных знаков без согласия правообладателя, но и введение потребителей (покупателей) в заблуждение.
А выяснил это вовсе не злобный Яндекс-бот, а сам Adidas. После чего он, вероятно, обратился к Яндексу, которому ничего не оставалось, как принять в отношении продавца такие жесткие меры (вместо обычной просьбы переделать карточку). Безусловно, Яндекс говорит о том, что был факт введения потребителя в заблуждение относительно приобретаемого товара, что является прямым нарушением правил сервиса.
Вы все врете, какое дело Adidas до товаров на Яндексе?
Для кого-то это будет новостью, но в 21 веке компании уходят от контрольных закупок у китайцев на рынке. Все понимают, что большинство нарушений (как и большинство упущенной выгоды) происходят в сети Интернет: на маркетплейсах в том числе.
На самом деле, многие корпорации (а сейчас уже и компании среднего размера) прибегают не просто к «мониторингу нарушений в сети Интернет», а к автоматизированным поисковым системам, которые 24 часа в сутки парсят не только названия, но и изображения товаров на большинстве известных маркетплейсов с использованием технологий машинного обучения и искусственного интеллекта. Претензии также рассылаются по скриптам в автоматическом режиме.
Откуда я это знаю?
Дело в том, что я уже больше года сотрудничаю с одной такой компанией (не из РФ), которая предлагает уникальное решение в данной области, опережающее все существующие аналоги как минимум на год.
Мои клиенты очень довольны тем, что за сравнительно небольшую сумму в несколько сотен тысяч рублей в месяц (по сравнению с упущенной от подделок прибылью) они имеют возможность спокойно наблюдать, как эти умные роботы:
- чистят большинство маркетплейсов (от Амазона до китайских товарищей);
- выявляют и вычищают т.н. «пиратские сайты», которые создаются с целью продать контрафакт, либо просто обмануть покупателя (Вы кирпич вместо телефона давно получали в посылке?);
- выявляют и вычищают пиратов и мошенников на страницах социальных сетей (FB, Instagram, Twitter и др.).
А теперь два обещанных совета:
1) Даже если Вы – небольшой магазин на маркетплейсе, не пожалейте времени и внедрите процедуру дополнительной СВЕРКИ карточки товара, чтобы исключить человеческий фактор и ошибку. Нарушения собственно товарного знака может и не быть – факт введения потребителя в заблуждение сам по себе является не только нарушением правил Маркетплейса, но и так называемой недобросовестной конкуренцией (а за нее уже спрашивает ФАС);
2) Старайтесь иметь под рукой документальные доказательства приобретения оригинального товара у производителя (официального дилера), доказывающие не только их «аутентичность», но и легальный ввоз на территорию РФ с согласия правообладателя товарного знака (копии сертификатов, ГТД, договоров и накладных). Поверьте, в случае суда только на юристов вы потратите четыре-пять сотен тысяч рублей при их отсутствии.
Если по этой теме у вас возникнут вопросы, я всегда на связи в Директе Instagram @kaneva.katia или на VC.RU и помогаю всем, кто ко мне обратится. А для интересующихся бонус – мой новый иллюстрированный ТАБУ-ЛИСТ по регистрации собственного товарного знака. Не дадим Яндексу нас блокировать по пустякам – выпустим собственную торговую марку и закажем ее производство в Китае )
Пишите, спрашивайте, обязательно подскажу!
Как мне кажется, автор не торговал контрафактом, а проблема была в другом.Как-то страшно обращаться к патентному поверенному, судебному юристу, консультанту по управлению и коучу ICF, который даже прочитать и понять прочитанное не факт что в состоянии))) Там автор четко написал каким брендом торговал и какого бренда фотку использовал.
И я даже с автором в личных сообщениях переписывалась, чтобы лучше понять ряд вопросов просто не могу об этой переписке в статье говорить. А вопрос ваш в чем я не поняла? Что я не в состоянии прочесть и почему вам, Ренат, страшно?) и какое отношение фотка имеет к тому торговал кто-то Контрафактом или нет?)
проблема была именно в незаконном использовании товарного знака в сети Интернет, это наказуемо во всех юрисдикциях, так что не нужно на неё валить. Она всё правильно написала.
Нет. Проблема была совершенно не в этом.
Проблема в том, что судя по поведению платформ, даже в IT сфере, ключевые места заняли siloviki или люди к ним приближенные, или эти бизнесы были ими отжаты и поставлены свои люди.
Отсюда весь карательный авторитарный безаппеляционный стиль управления.
На западе оправдательных приговоров 20%. А у нас 0.2%
На тебя напали, а ты убил. Получи 20 лет.
На твоего ребенка напал педофил, а ты его искалечил. Получи 20 лет.
В твоё жильё ворвались вооруженные грабители, а ты убил. Получи 20 лет.
Показательные зверские расправы, превышающие любые моральные и человеческие нормы. Хоть ты отец 5 детей.
А не про картинку "адидас" речь совершенно. которую заменить 3 минуты и извиниться
Банить, блокировать, можно после 3 раза, после 5 раза. После личного звонка.
А это просто поведение холодного гранита системы, для которой люди это черви в навозе. и их бизнесы. Да и их деньги...
Спасибо, карательный механизм работы платформ и сервисов очень глубокая тема для обсуждения. Но вы же согласитесь, что западные платформы ни в какое сравнение не идут в этом качестве? Как вы полагаете, как быстро автор бы связался с поддержкой Фейсбук после блокировки аккаунта с продукцией или с Амазон после блокировки магазина?
Мем в самом начале кривой.
Не SCU, а SKU - Stock Keeping Unit.