Налоговые проверки: как избежать и что делать, если всё же пришли

Давайте будем честны – все в рамках короткой статьи не изложить. Мы читаем семинары о том: как избежать проверки, как проходить камеральную и выездные налоговые проверки и это три разных семинара длительностью 7 часов каждый. Здесь мы коротко остановимся на некоторых важных моментах.

https://vestnikonline.ru/

Есть два основных вида налоговых проверок: выездные и камеральные, существуют и иные, но они менее распространены.

Выездная налоговая проверка

То, чего так больше всего бояться налогоплательщики и это оправдано. Представляете у вас в офисе в течение месяца сидит полицейский, который смотрит за каждым сотрудником, ходит с ними «покурить», старается читать почту, фактически дистабилизируется работу компании. Именно этими проверками и грозятся обычно налоговики.

Выездные налоговые проверки бывают плановые и внеплановые. Плановую проверку, как правило, налоговая проводит в обычном порядке, а внеплановую проверку налоговая проводит редко, в исключительных случаях, когда такую проверку необходимо провести срочно.

Однако тот факт, что плановая проверка является для налогового органа заранее спланированной, собственники бизнеса едва ли могут узнать это заранее и иметь время подготовиться к приходу представителей налоговой. Налоговый Кодекс не обязывает налоговую уведомлять предпринимателей о своем визите заранее. Началом выездной проверки следует считать дату вынесения решения о проведении данной проверки.

Конечно, плановые проверки можно контролировать по сайтам ведомств, но давайте будем объективны – вашим бухгалтерам и так есть чем заниматься.

С другой стороны, налоговую проверку действительно трудно предсказать, но есть признак, который может послужить для вас звоночком. Например, у вашего контрагента ФНС затребовала документы по сделкам, связанными с вами. Ресурсы налоговой ограниченны, поэтому выездные проверки проводятся, как правило, если налоговики уверены, что найдут нарушения.

Камеральные же налоговые проверки проверяют своевременно ли была подана декларация и правильно ли рассчитаны и уплачены налоги за конкретный отчётный период.

Руководителем налогового органа утверждается план проверок. Самое часто встречаемое на практике основание для включения в план соответствующих проверок — отклонение от среднеотраслевых показателей, убытки и смена адреса юридической регистрации компании. Камеральная проверка начинается сама по себе, а именно после подачи декларации и длится 3 месяца. В случае НДС срок проверки несколько меньше — 2 месяца. Срок выездной проверки по общему правилу — 2 месяца с даты вынесения решения о проведении. Но данные сроки могут продлеваться и растягиваться на долгие месяцы.

В случае выявления нарушений и в зависимости от вида такого нарушения в ходе проведения камеральной проверки вам предстоит данное нарушение устранить, доплатить налог и заплатить пени, а также понадобится подать уточнённую декларацию и заплатить штраф. Здесь еще вопрос размера штрафов то ли это будет 20% то ли 40%.

А вот в случае выявления нарушений в ходе выездной проверки, возможны такие последствия как возбуждение уголовного дела правоохранительными органами, инициация процедуры банкротства вашей организации, а также привлечение генерального директора и учредителей к субсидиарной ответственности по долгам организации (субсидиарной ответственности).

Что мы рекомендуем?

Внимательно подходите к выбору контрагентов, поддерживайте порядок в документах, во всех случаях когда ваш контрагент оказывает вам услугу, проследите за получением вашей стороной акта. При покупке обязательно требуйте накладную. По возможности, в идеале перевести весь документооборот организации в электронный вид. Также не игнорируйте требования и иные письма, присылаемые налоговым органом. В случае отсутствия ответа на такое требование, хотя законом допускается молчание на требование со стороны налогоплательщика, налоговая с бОльшей вероятностью заинтересуется вашим бизнесом.

А в случае, если к вам уже пришла выездная налоговая проверка, советуем быть осторожными в словах и разговорах между сотрудниками. Об это стоит заранее предупредить всех работников вашей организации, мы рекомендуем заранее провести обучение сотрудников. На время такой проверки очень актуальным и полезным будет наличие юриста, который и будет вести переговоры с налоговой и отвечать на их вопросы грамотно и ёмко, а также сопровождать данную проверку. Всем остальным общения с налоговиками стоит избегать. Убедитесь, что у вас есть доступ ко всем нужным документам — если налоговая их потребует, важно будет уложиться в срок. Электронный документооборот в этом случае как раз будет плюсом, так как будет возможность в короткий срок найти и предоставить запрашиваемые документы, так мы выигрываем время. Однако, помните! Если у вас потребовали какой-то один конкретный документ, не нужно вместе с ним передавать все сопутствующие документы, приложения и рассказывать всю историю и показывать переписку. Нам не нужны лишние вопросы, а у налоговой они вероятно появятся.

Если беседы с налоговиками сотрудникам не избежать, то лучше заранее предположить, о чем будет данный разговор и проговорить ответы. Важно чтобы ваши показания не расходились. Не злитесь, не паникуйте, не конфликтуйте. Налоговые инспекторы тоже люди и они, как и вы, выполняют свою работу.

Подводя итог, важно понимать, что проверки со стороны налоговой – неприятное мероприятие. Поэтому важно сделать максимум чтобы такую проверку просто исключить. С сотрудниками с регулярной периодичностью необходимо проводить обучение, чтобы в случае, если проверка всё-таки состоится, они четко знали свои права и были максимально аккуратны.

0
1 комментарий
Анатолий Б.

Абсолютно пустая статья.
Перескажу смысл, чтобы остальные не читали и не тратили время: когда придут вас кошмарить, готовьтесь к этому заранее.

Статье заслуженный минус.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда