Законопроект о «приземлении» иностранных компаний в российском Интернете: разбор полетов от юристов

Что случилось?

21 мая 2021 года на рассмотрение Государственной Думы был внесен проект Федерального закона «О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на территории Российской Федерации», также получивший неофициальное название — законопроект о «приземлении».

Пока что проект находится на предварительном рассмотрении, но надолго ли?

Законопроект о «приземлении» иностранных компаний в российском Интернете: разбор полетов от юристов

Какие цели преследует законодатель?

Данный законопроект касается иностранных компаний, не имеющих юридического присутствия в России, но чья деятельность направлена на российский сегмент сети «Интернет». Цель закона — более прочно связать их с российской юрисдикцией.

Как указывается в пояснительной записке к законопроекту:

«Несмотря на неосуществление деятельности на территории Российской Федерации де юре, де факто сервисы зарубежных ИТ-компаний используются гражданами Российской Федерации, им предоставляются услуги (в том числе платные или с условием просмотра ориентированной на российскую аудиторию рекламы), обрабатываются их персональные данные. Вместе с тем требования российского законодательства в сфере распространения информации иностранными компаниями не исполняются либо исполняются не в полном объёме».

Таким образом, основными целями законопроекта являются:

  • упорядочивание работы массовых иностранных интернет-сервисов в России
  • обеспечение защиты прав российских пользователей
  • установление равных условий деятельности на территории Российской Федерации российских и иностранных лиц.

Кого именно хотят «приземлить»?

1 категория лиц:

Первое условие. Регулирование касается следующих субъектов:

  • иностранных юридических лиц

  • иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами
  • иностранных граждан, лиц без гражданства

Вторым обязательным условием является то, что такие иностранные лица являются владельцем Интернет-ресурса (сайта, страницы сайта, программы для ЭВМ), доступ к которым в течение суток составляет более 500 000 пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.

Третье условие, что вышеперечисленные лица должны удовлетворять хотя бы одному из следующих условий в части «связи» с Россией:

  • привязка к языку: на их Интернет-ресурсе распространяется информация на русском языке, языках республик РФ и иных языках народов РФ
  • привязка к рекламе: на их Интернет-ресурсе распространяется реклама, направленная на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории России

  • привязка к пользователям: лицо осуществляет обработку сведений о пользователях, находящихся на территории Российской Федерации
  • привязка к финансированию: лицо получает денежные средства от российских физических и юридических лиц

Важно: Из буквального текста законопроекта не следует, что два последних условия касаются именно деятельности соответствующего Интернет-ресурса, речь идет о деятельности самого лица в целом. Таким образом, формально основанием для применения норм данного закона к иностранной компании могут стать обработка персональных данных, осуществляемая на законных основаниях, но не через соответствующий Интернет-сайт (например, данные российских граждан не были собраны самой компанией или по ее поручению через ее сайт, а были получены вне связи с соответствующим сайтом от третьего лица), а также любой денежный перевод в пользу владельца сайта от российского лица. Полагаем, что соответствующие формулировки создают почву для неоднозначного толкования и возможных злоупотреблений.

2 категория лиц:

Помимо вышеуказанных условий, иностранными лицами, осуществляющими деятельность иностранного лица в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, на которых распространяется предложенное регулирование, признаются также в любом случае:

  • иностранные провайдеры хостинга или иные лица, обеспечивающие размещение информационных ресурсов в сети «Интернет», пользователи которых, в том числе находятся на территории Российской Федерации
  • иностранные операторы рекламной системы, то есть лица, которые обеспечивают функционирование информационных систем и компьютерных программ, которые предназначены и используются для организации распространения в сети «Интернет» рекламы, размещаемой на сайтах третьих лиц, доступных российским пользователям
  • иностранные лица, обеспечивающие функционирование информационных систем и (или) софта, для приема, передачи, доставки и (или) обработки электронных сообщений пользователей сети «Интернет»российских пользователей

Представляется, что закрепленные для второй категории лиц критерии представляются излишне размытыми, поскольку с учетом трансграничного характера сети Интернет-пользователи, которые находятся на территории Российской Федерации, по сути, могут быть у абсолютно любого иностранного Интернет-ресурса, даже если его деятельность не направлена на Россию. Означает ли это, что провайдеры хостинга таких сайтов должны подпадать под действие закона? На данный момент получается, что этот вопрос остается открытым и ответ на него в случае принятия законопроекта будет зависеть от разработанной Правительством РФ методики и практики применения принятых норм Роскомнадзором.

Таким образом, с учетом перечисленных критериев под действие законопроекта попадают многие иностранные компании, например: иностранные русскоязычные СМИ (Медуза, the Insider), Facebook, Instagram, TikTok, Twitter, YouTube, Twitch.tv., WhatsApp, Telegram, Viber, Gmail, Google, Bing.com, Amazon, Digital Ocean, Cloudflare, GoDaddy, Aliexpress.com, Ikea.com, Iherb.com, Wikipedia.org, Google AdWords, Steam, WorldOfTanks.

Какие требования предлагается возложить на иностранных лиц?

Этому посвящена статья 5 проекта, в соответствии с которой перечисленные выше иностранные лица, осуществляющие деятельность в сети Интернет, должны будут:

  • создать филиал или открыть представительство или учредить российское юридическое лицо и обеспечить их функционирование на территории Российской Федерации
  • разместить на своем информационном ресурсе электронную форму для направления обращений российских граждан и организаций (требования к такой форме должны быть установлены Роскомнадзором)

  • зарегистрировать личный кабинет на официальном сайте Роскомнадзора, который будет использоваться для взаимодействия с российскими государственными органами (порядок регистрации, использования и взаимодействия с госорганами должен быть установлен Правительством РФ)

В этой связи тут же возникает ряд практических вопросов.

Во-первых, статьей 7 законопроекта предусматривается, что соответствующие филиал, представительство или юридическое лицо должны обеспечивать:

  • прием и рассмотрение обращений российских граждан, организаций к иностранному лицу, осуществляющему деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, исполнение решений судов, решений (требований) государственных органов Российской Федерации, принятых в отношении такого иностранного лица
  • представление интересов иностранного лица, осуществляющего деятельность в сети «Интернет» на территории Российской Федерации, в судах
  • принятие мер на территории Российской Федерации по ограничению доступа к информации и (или) удалению информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации на информационном ресурсе иностранного лица

Однако законопроектом не раскрывается содержание обязанности по выполнению соответствующих функций. В частности, не понятно, как будут разграничиваться сферы ответственности самого иностранного лица и учрежденного им юридического лица, которое, согласно положениям гражданского законодательства, является самостоятельным, независимым от иностранного лица, субъектом правоотношений – российское юридическое лицо будет действовать непосредственно от имени иностранного лица или будет считаться лишь его уполномоченным представителем, будет ли нужно ли для представления интересов в судах оформление доверенности? Кто будет отвечать за нарушение требований законодательства, а также неисполнение вынесенных в отношении иностранного лица судебных решений и решений иных уполномоченных государственных органов – головная иностранная компания или учрежденное ею российское юридическое лицо, и в какой части? Представляется, что предлагаемый законопроект не содержит однозначного ответа на данные вопросы, однако внести соответствующие нормы необходимо, чтобы регулирование было определенным и предсказуемым для игроков Интернет-индустрии, а также не входило в противоречие с общими нормами гражданского и процессуального законодательства Российской Федерации.

Во-вторых, законопроектом не регламентировано, означает ли открытие филиала, представительства или учреждение юридического лица в соответствии со статьей 5 законопроекта, что вся операционная деятельность иностранной компании в России может осуществляться только через них, либо же остаются доступными и иные схемы структурирования деятельности на территории России. Ответ на этот вопрос, как представляется, имеет важное значение, поскольку, в частности, может повлиять на налоговое бремя, которое может быть возложено на иностранные компании и их аффилированных лиц.

Также остается неясным, что законодатель подразумевает под «учреждением» иностранной организацией юридического лица? Скажем, остается непонятным, будут ли установлены какие-то обязательные требования по доле участия такого иностранного лица в уставном капитале российской компании, и какая степень подконтрольности таких лиц требуется?

Санкции за неисполнение требований?

Законопроект предусматривает целый ряд мер понуждения к исполнению иностранными лицами законодательства Российской Федерации (в целом, а не только положений, предусмотренных анализируемым законопроектом).

Указанные меры перечислены в статье 9 законопроекта:

  • информирование пользователей ресурса о нарушении иностранным лицом законодательства Российской Федерации
  • запрет на распространение рекламы иностранного лица, осуществляющего и (или) его информационного ресурса
  • запрет на распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного лица
  • ограничение переводов денежных средств и приема платежей российских физических и юридических лиц
  • запрет на поисковую выдачу
  • запрет на сбор и трансграничную передачу персональных данных
  • частичное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица
  • полное ограничение доступа к информационному ресурсу иностранного лица

Указанные меры будут применяться и прекращаться по решению Роскомнадзора, вся информация о соответствующих решениях будет отображаться в реестре иностранных лиц, за ведение которого будет отвечать Роскомнадзор.

За первичное нарушение обязанностей, предусмотренных статьей 5 законопроекта, к иностранному лицу могут быть применены только первые четыре меры понуждения.

В случае неустранения выявленного нарушения в течение 30 дней с момента направления иностранному лицу первого решения о применении мер понуждения, Роскомнадзором могут быть применены и все остальные меры.

Применение всех перечисленных мер понуждения также допускается в случае нарушения требований о локализации персональных данных граждан РФ (в чем, например, уже был уличен Facebook) и в отношении иностранных лиц, которые признаны причастными к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, гарантирующих в том числе свободу массовой информации («иностранными агентами»).

В случае неисполнения обязанностей по удалению запрещенного контента или ограничению доступа к нему к иностранному лицу помимо первых четырех мер понуждения также могут быть применены запреты на поисковую выдачу и на сбор и трансграничную передачу персональных данных.

Законопроектом при этом предусмотрено, что возможно одновременное применение нескольких мер понуждения, данный вопрос остается на усмотрение Роскомнадзора.

Кого еще законопроект заденет по касательной?

Отдельного упоминания заслуживает то, что указанные меры предполагают возложение дополнительных ограничений и обязанностей не только на иностранные интернет-компании, но и на иных лиц, деятельность которых так или иначе взаимосвязана с ними.

Так, исполнение соответствующих решений Роскомнадзора будет обязательным для операторов поисковых систем, рекламораспространителей, рекламодателей, кредитных организаций, платежных агентов, операторов связи, операторов почтовой связи, иностранных поставщиков платежных услуг, операторов персональных данных (которым может быть запрещено осуществлять передачу персональных данных российских граждан в пользу иностранного лица-«нарушителя»).

Особенно серьезно регламентированной мерой, как представляется, является запрет на перевод денежных средств, поскольку для данной меры, во-первых, предусмотрено ведение отдельного перечня лиц, в пользу которых запрещены переводы и (или) трансграничные переводы денежных средств. Во-вторых, иностранные поставщики платежных услуг, которые будут проводить соответствующие операции в нарушение установленного запрета, также будет включаться в специальный перечень. В-третьих, законопроект предполагает, что Роскомнадзор будет наделен новыми полномочиями по проведению в порядке, установленном Правительством РФ, «контрольных» финансовых операций для установления факта нарушений установленного запрета. Представляется, что это также создает предпосылки для возможных злоупотребления и даже провокаций нарушений установленных ограничений поставщиками финансовых услуг. Необходимость введения такого механизма контроля вызывает большие сомнения.

Наконец, нельзя не отметить и то, что предусмотренные законом «меры понуждения», по существу, предполагая ограничение прав иностранных лиц и свободы их экономической деятельности, формально не являются мерами ответственности и налагаются вне судебной или иной административной процедуры, предусмотренной, например, законодательством об административных правонарушениях.

При этом законопроект отдельно предусматривает, что нарушение его требований будет влечь за собой дисциплинарную, гражданско-правовую ответственность административную или уголовную ответственность. Законопроект, устанавливающий конкретные меры ответственности, на данный момент не разработан, однако, как указывает один из разработчиков законопроекта, предполагается, что штраф за повторное нарушение обязанностей, предусмотренных законопроектом, может достигать 18 миллионов рублей. Для сравнения отметим, что в настоящий момент возможность наложения на юридическое лицо штрафа в размере до 18 миллионов рублей предусмотрено частью 9 статьи 13.11 КоАП за повторное нарушение требований о локализации персональных данных граждан Российской Федерации.

Таким образом, на иностранные компании, осуществляющие в сети Интернет-деятельность , направленную на территорию Российской Федерации, по существу, может быть возложено тройное бремя:

  • привлечение к ответственности за нарушение норм отраслевого законодательства (например, законодательства о персональных данных или рекламного законодательства)
  • применение мер понуждения, предусмотренных законопроектом о «приземлении»
  • привлечение к ответственности за нарушение обязанностей, предусмотренных законопроектом, и неисполнение принятых в соответствии с ним решений Роскомнадзора

На наш взгляд, предлагаемый подход вызывает большие вопросы с точки зрения его сбалансированности и соответствия предполагаемых мер заявленным целям законопроекта, особенно с учетом имеющихся вопросов относительно соотношения правовых статусов иностранного лица и учрежденного им в соответствии с законопроектом российского юридического лица.

Авторы:

Екатерина Смирнова, Управляющий партнер офиса Semenov&Pevzner в Санкт-Петербурге

Алексей Переверзев, Юрист Semenov&Pevzner

Законопроект о «приземлении» иностранных компаний в российском Интернете: разбор полетов от юристов
44
5 комментариев

Первая и вторая категории - это, почитай, чуть менее, чем весь буржунет хотят "приземлить" в России. У большинства иностранных сервисов можно найти хоть одного россиянина в клиентах.

2

Китайский сценарий. Введем законы с абсурдными требованиями, а потом забаним за их неисполнение. И "нет, это не мы плохие и блокируем доступ своим гражданам, а они закон нарушают".

2

у вас повтор нашёлся 

 Большое спасибо! Поправили

Остается неясный вопрос - закон распространяется на все иностранные компании или только на те, что будут в перечне у Роскомнадзора. Ничего не сказали о данном перечне, когда, где он будет опубликован и сайт, на котором должна регистрироваться компания-нерезидент.

Почему-то ни в одном обзоре в сети не обозначают самое важное, а не то, что в статье (закона) уже написано.