{"id":13506,"url":"\/distributions\/13506\/click?bit=1&hash=27fcb5113e18b33c3be66ae079d9d20078d1c30f1b468cdc86ecaeefa18446c2","title":"\u0415\u0441\u0442\u044c \u043b\u0438 \u0442\u0432\u043e\u0440\u0447\u0435\u0441\u0442\u0432\u043e \u0432 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0438? \u0410 \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0451\u043c?","buttonText":"\u0423\u0436\u0435 \u043d\u0430\u0448\u043b\u0438","imageUuid":"2c16a631-a285-56a4-9535-74c65fc29189","isPaidAndBannersEnabled":false}

Публичная оферта — не всегда хорошо. Объясняем почему

Всем привет! Меня зовут Герман Ященко, я юрист и партнер A&G Legal Services. Занимаюсь разработкой сложных договоров для стартапов и It-сервисов.

Бизнес считает, что оферта — универсальное решение:

1) можно упростить документооборот. Не нужно подписывать и хранить договоры. Вместо этого всегда можно выгрузить данные с сайта, электронной почты, расчетного счёта, чтобы подтвердить присоединение к оферте.

2) клиенты не могут навязывать свои условия договора. Они должны либо согласиться с условиями публичной оферты, либо искать другого исполнителя.

3) большинство клиентов не читают оферту, а значит туда можно спрятать любые несправедливые условия.

У публичной оферты есть существенные недостатки, о которых необходимо знать при принятии решения.

Что такое публичная оферта.

Оферта – это предложение заключить договор на определенных условиях. В оферте должны содержаться все существенные условия договора: предмет, сроки, цена и иные условия, которые должны согласовать стороны.

Акцепт – согласие с предложенной офертой. Это может быть ответ, либо совершение других конклюдентных действий (начало исполнения договора, отправка документов, оплата по договору и т.д.).

Пример оферты «Добрый день! Готовы поставить 5 телевизоров Samsung 42” модели model 1. Стоимость каждого 25 000 руб. Срок: 10 дней после получения оплаты. Для акцепта просим прислать адрес поставки и оплатить по реквизитам.»

Получателю сообщения достаточно будет совершить действия, указанные в оферте (сообщить адрес поставки и произвести оплату) и договор будет заключен. Такой договор является полноценным аналогом договора с подписями и синими печатями сторон, при нарушении которого можно обратиться в суд.

Оферта ускоряет и упрощает процесс заключения договора: не нужно обмениваться сканами документов, регистрироваться в системах ЭДО и т.д. Можно добавить все существенные условия в ваше коммерческое предложение, чтобы оно стало офертой. Иногда скорость заключения договора может вырасти в два раза.

Оферта бывает публичная и непубличная. Публичная оферта – это предложение заключить договор на определенных условиях, сделанное неопределенному кругу лиц. Грубо говоря, компания заявляет «мы готовы заключать договоры на таких условиях с каждым, кто откликнется».

Публичные оферты можно разместить на сайте компании, в местах продаж, офисах и рекламных объявлениях.

Риск № 1. Придётся заключать договор с любым, кто откликнется

Компания, которая выложила публичную оферту на своём сайте, уже сделала предложение заключить договор. Если другие лица акцептовали её, то договор будет заключен. Односторонний отказ от договора не допускается.

Акцепт может сделать любой желающий, кто увидит вашу оферту. Для некоторых видов бизнеса необходимо выбирать своих клиентов, либо проекты. В основном это свойственно для B2B сектора.

Можно установить определенные критерии к лицам, которые могут акцептовать оферту, либо проектам, по которым вы работает. Например, можно установить, что вы заключаете договоры только, с коммерческими организациями и ИП, лицами, обладающими лицензиями, разрешениями, высшим образованием, либо минимальная стоимость заказа …, услуги оказываемы на территории РФ и т.д.

Важно, чтобы эти критерии были объективными и не конфликтовали с действующим законодательством. Лучше избегать ограничений по возрасту, полу, расе, национальности и так далее.

Вывод: если нужно ограничить круг ваших клиентов, то определите в вашей оферте, кто может присоединиться к вашей оферте. Если необходимо выбирать ваших клиентов, то заключайте договор в обычном порядке, либо через непубличную оферту по электронной почте.

Риск № 2. Условия публичной оферты можно оспорить через суд

Поскольку публичную оферту читают реже и нельзя повлиять на её условия, то возникает большой соблазн сделают её однополярной: переложить все риски, ответственность и обязанности на клиента.

Оферта для B2C продуктов.

Публичная оферта не может ограничивать права потребителей, предоставленные им законом «О защите прав потребителей» и постановлениями Правительства. Это грозит не только спорами с потребителями, но также предписаниями и штрафами проверяющих органов.

Пример 1.

Суд признал незаконными условия публичной оферты:

- оплата считается выполненной в момент поступления денег на расчётный счёт продавца. А должно быть в момент подтверждения транзакции банком.

- возврат товара производится при наличии документа, подтверждающего факт и условия покупки товара. Продавец обязан принимать возврат без чека или иного документа.

Пример 2.

Суд признал незаконными условия публичной оферты:

- условия оферты позволяли в одностороннем порядке изменять условия договора или отказываться от него. Исполнитель не может отказаться от договора, только потребитель.

- ответственность исполнителя ограничена стоимостью услуг. Исполнитель отвечает за все убытки, возникшие в связи с нарушением.

Вывод: при составлении публичной оферты в B2B сфере уделяйте внимание правам потребителей. Принимайте осознанное решение, вставлять ли пункты, нарушающие права потребителей или нет.

Оферта для B2B продуктов.

В сфере B2B тоже не получится установить несправедливые условия. Кто принимает (акцептует) оферту, не имеет возможности повлиять на её условия. Поэтому в данном случае акцептант считается слабой стороной и может оспаривать в суде несправедливые условия договора. Основание: положения о договорах присоединения – ст. 428 ГК РФ.

При этом измененные условия договора будут иметь обратную силу. Если спорное положение договора действовало несколько лет до обращения в суд, то акцептант сможет взыскать убытки и неустойки за весь спорный период.

Поскольку вторая компания не может влиять на условия договора, то она признается «слабой» стороной. И применяются положения о договорах присоединения. Слабая сторона может оспорить в судебном порядке несправедливые и явно обременительные для неё условия. При этом она сможет взыскать все убытки, которые у неё возникли в связи с исполнением несправедливых условий.

Пример.

Банк в публичной оферте установил комиссию в 15% за совершение операций, порочащих репутацию банка. Суд применил положения о договоре присоединения и признал это условие незаконным.

Вывод: в публичной оферте должны быть справедливые условия: одинаковая ответственность для сторон договора, равное распределение рисков, отсутствие штрафов за незначительные нарушения. Если есть необходимость включить в договор явно несправедливы условия, то лучше заключать обычный договор. Либо направлять непубличную оферту контрагенту и писать про возможность внести в неё изменения, хоть и формальную.

0
2 комментария
Николай Артёменко

Добрый день! Возник такой вопрос!

Есть один известный банк...в своем Мобильном банк он указывает курсы валют для проведения разных типов операций.

Считаются ли это публичной оферты со стороны банка? Если он нигде не заявляет обратного, а напротив, в своих "условиях обслуживания" заявляет следующее:
"Точный курс доводится до сведения Клиента непосредственно перед
проведением операции в Интернет-Банке/Мобильном Банке или через контактный центр Банка и считается
надлежащим информированием Клиента."

Ответить
Развернуть ветку
Герман Ященко
Автор

Добрый день, полагаю, что курсы валют в приложении банка можно признать публичной офертой на покупку и продажу валюты

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null