Регистрация товарного знака в Китае

Как зарегистрировать товарный знак в Китае по национальной и международной процедуре регистрации.
Как зарегистрировать товарный знак в Китае по национальной и международной процедуре регистрации.

Российским компаниям, выходящим на китайский рынок, необходимо задуматься о защите прав на свою интеллектуальную собственность. Если вы ведете бизнес, продаете товары или производите продукцию в Китае или существует вероятность, что вы сделаете это в будущем, рассмотрите возможность регистрации своей торговой марки в Китае как можно раньше.

Зачем регистрировать товарный знак в Китае?

Китайская система регистрации товарных знаков основывается на принципе приоритета, согласно которому кто первый подал заявку – тот имеет приоритет в правах и становится владельцем товарного знака, независимо от того, кто первым использовал или разработал его. Подача заявки на регистрацию товарного знака — решающий и важный шаг, который часто игнорируется или упускается из виду владельцами бизнеса, заинтересованными в продвижении своих товаров в Китае.

Защита от подделок

Торговля контрафактными товарами — это отрасль с оборотом в триллионы долларов, причем большая часть этой фальшивой продукции производится в Китае. К сожалению, продажа поддельных товаров под вашим товарным знаком обходится очень дорого. Потеря репутации от размывания бренда и упущенная выгода могут иметь негативные финансовые последствия и обернуться огромными убытками. Чтобы сохранить контроль над брендом, над созданием которого вы много работали, вы должны зарегистрировать свой товарный знак в Китае.

Защита от недобросовестных регистраций

Даже если вы просто производите свою продукцию в Китае с целью продажи товаров в России всегда существует вероятность, что ваш партнер-производитель зарегистрирует ваш товарный знак на свое имя, внесет его в таможенный реестр и сможет запретить вывоз товаров с территории Китая.

И последнее, но не менее важное: с зарегистрированной торговой маркой компания более привлекательна для клиентов. Клиенты больше уважают и доверяют компаниям, которые защищают свои товарные знаки и инвестируют в них.

Китай присваивает себе российские бренды. Агрохолдинги столкнулись с проблемами на рынке КНР.
Выход на китайский рынок для российских пищевых компаний может оказаться проблематичным. Первые производители, которые уже получили доступ в КНР, столкнулись с тем, что они не могут зарегистрировать свои же бренды, поскольку это успели сделать местные предприниматели. В будущем российским агрохолдингам придется либо договариваться с владельцами их же торговых марок в Китае, либо вести сложные и длительные судебные споры.
Российские компании, которые хотят поставлять продукты в Китай, столкнулись с проблемами при регистрации товарных знаков на свою продукцию: китайские фирмы опережают их и подают заявки раньше. Об этом сообщила замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. «Мы подписали в конце 2018 года протокол о возможности доступа молочной продукции в Китай, и здесь начались уже интересные вещи, связанные с продвижением этой продукции, пояснила чиновница. Первая компания из десяти, которые получили доступ на китайский рынок, сначала решила заняться упаковкой, вкусовыми качествами и потом вспомнила о регистрации товарного знака». Компания в начале 2019 года подала заявление о регистрации своего бренда в Китае и обнаружила, что другая компания, но учрежденная китайскими предпринимателями, сделала это на месяц раньше.


Как зарегистрировать товарный знак в КНР

Китай — огромный мировой рынок, на котором в 2018 году было подано 7,371 миллиона заявок на регистрацию товарных знаков, а по состоянию на июнь 2019 года общее число зарегистрированных знаков составило более 22,7 миллиона. При таком обширном реестре товарных знаков важно не нарушать права на чужие товарные знаки.

Проведение поиска в реестре товарных знаков Китая

Перед подачей заявки необходимо удостовериться, что выбранное название свободно для регистрации. Важно проверить, не зарегистрировал ли кто-то еще знак идентичный или сходный с вашим в отношении однородных товаров и услуг. Проведение поиска в реестре товарных знаков Китая позволит убедиться, что вы не нарушаете права на какие-либо существующие торговые марки. Выявление конфликтующих марок с самого начала может снизить риск нарушения и сэкономит ваше время и деньги на подачу заявок, которые могут быть отклонены.

Как и где проверить товарный знак?

Проверить доступность регистрации возможно на сайте Китайского ведомства по товарным знакам. Официальный Веб-сайт Национального управления интеллектуальной собственности Китая (China Intellectual Property Administration) предоставляет бесплатный инструмент онлайн-поиска по адресу http://wcjs.sbj.cnipa.gov.cn.
База доступна как на китайском, так и на английском языках. Ссылка на англоязычную версию находится в правом верхнем углу страницы. Доступ к веб-сайту может быть медленным. Если вы не сможете загрузить страницу — повторите попытку.

Регистрация товарного знака в Китае

В руководстве по поиску в китайском реестре товарных знаков объясняется, как выполнить предварительный поиск самостоятельно. Подробная инструкция по самостоятельному поиску знаков находится здесь.

Необходимо отметить, что из-за огромного количества заявок, подаваемых в Китае, в базе данных заявок происходит задержка обновления информации о поданных заявках. «Слепой период» обычно длится 3-6 месяцев, что приводит к пропуску информации — может быть соответствующие заявки поданы, вы просто еще не можете их увидеть.

Самостоятельная проверка по базе данных Национального управления интеллектуальной собственности Китая позволит провести предварительный поиск основная цель которого — выявить идентичные (тождественные) марки, однако для получения более точных результатов рекомендуется обратиться к услугам квалифицированных китайских агентов по товарным знакам, знакомых с тонкостями китайского законодательства и практикой экспертизы товарных знаков в Китае. Средняя стоимость услуг агентов по проведению поиска обычно варьируется от $100 до $150 за 1 класс товаров.

Если в результате проверки не будут выявлены идентичные и сходные обозначения, это хороший знак, но помните об ограничениях этого поиска.

В случае если проверка выявит существующую регистрацию идентичного или сходного товарного знака в отношении аналогичных товаров или услуг, у вас есть несколько вариантов.

1. Возможно вы сможете договориться о приемлемой цене для покупки знака у владельца или получить письмо-согласие от собственника при определенных условиях — это иногда наиболее прагматичный выбор.

2. Если вы считаете, что знак не использовался в течение трех лет с момента регистрации, вы можете подать иск об аннулировании знака в связи с его неиспользованием.

3. Наконец, вы можете видоизменить название или разработать другой бренд для китайского рынка.

Способы подачи заявки на регистрацию знака

В целях эффективной защиты в Китае товарные знаки могут быть зарегистрированы посредством национальной или международной систем регистрации торговых марок. И та и другая системы имеют свои преимущества и недостатки, которые будут подробно рассмотрены ниже.

1. Регистрация знака в Китае по национальной системе

Регистрация и использование товарных знаков в Китае регулируются Законом о товарных знаках (Trademark Law of the People’s Republic of China).

Согласно положениям статьи 2 Закона о товарных знаках КНР органом, отвечающим за регистрацию товарных знаков и управление ими по всей стране, является Управление по товарным знакам административного департамента промышленности и торговли при Государственном совете ( Trademark Office of China Intellectual property administration).

Регистрация товарного знака в Китае

Китайские агенты по товарным знакам

В соответствии со статьей 18 Закона о товарных знаках КНР, иностранные граждане или иностранные предприятия, намеревающиеся подать заявку на регистрацию товарного знака и решить другие вопросы, связанные с товарным знаком в Китае, должны вести дела с ведомством через законно учрежденное агентство по товарным знакам.

В Китае агент по товарным знакам должен работать в агентстве по товарным знакам или юридической фирме, зарегистрированной в Китайском ведомстве по товарным знакам. Агент по товарным знакам должен быть знаком с законодательством о товарных знаках, соблюдать профессиональную этику и предоставлять клиентам качественные услуги. Кроме всего прочего, агенты имеют возможность подавать заявки в электронном виде.

Проверить список официально зарегистрированных юридических фирм (патентных поверенных) можно, вбив название компании на китайском языке на сайте Управления по Товарным знакам КНР перейдя по ссылке: http://wssq.sbj.cnipa.gov.cn:9080/tmsve/agentInfo_getAgentDljg.xhtml

Почему китайские торговые марки регистрируются по одному классу товаров?

Подача заявки для одного или нескольких классов МКТУ.
При проведении поиска в Реестре товарных знаков КНР можно заметить, что подавляющее большинство знаков зарегистрировано по одному классу МКТУ, хотя при регистрации товарного знака в Китае можно подать одну заявку, охватывающую несколько классов (многоклассовую заявку). Однако такие многоклассовые заявки имеют определенные ограничения и недостатки.

Во-первых, официальные пошлины за подачу нескольких заявок по одному классу и за подачу одной заявки в нескольких классах одинаковы. Пошлины взимаются в зависимости от количества классов, а не от количества заявок.

Во-вторых, в соответствии с существующей практикой заявитель не может добровольно разделить заявку на несколько классов. Если один из классов сталкивается с возражением, вся заявка на товарный знак не может быть зарегистрирована до тех пор, пока возражение не будет преодолено.

Кроме того, владелец товарного знака не сможет продлить действие знака только для части классов в «многоклассовой» регистрации, а также не сможет уступить торговую марку по одному из классов другому лицу. Вместо этого вся регистрация должна быть уступлена или продлена.

Таким образом подача «одноклассовых» заявок обеспечивает владельцу большую гибкость и остается предпочтительной.


Стоимость регистрации товарного знака в КНР по национальной процедуре

Затраты, связанные с заявкой на товарный знак в КНР, складываются из государственных пошлин и оплаты за услуги агента по товарным знакам.

Государственная пошлина за регистрацию торговой марки в Китае составляет 270 юаней (приблизительно 42 доллара США) за 10 наименований товаров или услуг одного класса МКТУ, при этом пошлина в размере 27 юаней (приблизительно 4 доллара США) платится за каждую добавленную рубрику товаров одного класса свыше десяти.

Плата за услуги китайского агента по торговым маркам варьируется, но в среднем стоимость услуг регистрации торговой марки в одном классе составит приблизительно 500 долларов США.

Сумма расходов может увеличиться, если экспертизой будут направлены какие-либо запросы и потребуется дополнительная работа, чтобы попытаться убедить ведомство по товарным знакам зарегистрировать товарный знак.

Перед началом процесса попросите агента предоставить вам полную смету всех возможных расходов связанных с регистрации марки в Китае.

Необходимые документы для национальной регистрации марки в материковом Китае

  • Регистрируемый товарный знак (электронная версия).
  • Имя и адрес заявителя (юридический адрес организации или почтовый адрес физического лица).
  • Перечень классов МКТУ и товаров, для которых регистрируется товарный знак.
  • Подписанная / заверенная печатью доверенность (для онлайн-подачи достаточно сканированной копии).
  • Копия свидетельства о регистрации заявителя с подписью / печатью, если заявитель является юридическим лицом.

Все документы и сведения можно отправить в электронной виде (нотариальное заверение или легализация не требуются).

Порядок регистрации товарного знака в Китае

1. Формальная экспертиза: заявка на регистрацию товарного знака подается в Управление по товарным знакам, которое проводит формальную экспертизу заявки. В ходе формальной экспертизы проверяется правильность оформления заявки и оплаты пошлин. По ее окончании направляется уведомление о приеме заявки к рассмотрению. Срок проведения формальной экспертизы 1-2 месяца.

2. Экспертиза по существу: после прохождения формальной начинается экспертиза по существу, которая длится около 4-5 месяцев. В ходе нее определяется соответствует ли ваш товарный знак требованиям законодательства, а также проводится поиск тождественных и сходных до степени смешения товарных знаков, определяется степень сходства заявленного и выявленных в процессе поиска обозначений и однородность заявленных товаров и услуг товарам и услугам, для которых зарегистрированы выявленные товарные знаки.

3. Публикация заявки: заявки, прошедшие экспертизу, публикуются в Бюллетене товарных знаков, публикуемом еженедельно, для целей возражения. Любое заинтересованное лицо может в течение трех месяцев с даты публикации подать возражение против регистрации товарного знака.

4. Регистрация и выдача Сертификата: если возражений не поступит, свидетельство о регистрации будет выдано примерно через 1-2 месяца после завершения публикации.

Сроки регистрации товарного знака в Китае: Если процесс пройдет гладко, свидетельство о регистрации будет выдано примерно через 12 месяцев с даты подачи заявки.

Срок действия Сертификата – 10 лет от даты регистрации. Заявление о продлении регистрации должно быть подано в течение двенадцати месяцев до истечения срока действия знака. Размер государственной пошлины за продление срока действия знака составляет 450 RMB (≈70,3 долларов США).

2. Регистрация знака в КНР по процедуре Мадридского Протокола

Помимо национальной регистрации товарный знак может быть зарегистрирован в Китае посредством подачи международной заявки по процедуре Мадридского Протокола (https://www.tm-patent.ru/international_registration.html), членом которого является КНР, через Всемирную организацию интеллектуальной собственности (WIPO).

В соответствии с Мадридским Протоколом, международная заявка с указанием Китая может быть подана либо на основе базовой регистрации знака либо поданной заявки на торговую марку в России через патентное ведомство РФ (Роспатент и его структурное подразделение Федеральный институт промышленной собственности - ФИПС). Следовательно, перед подачей международной заявки заявителю необходимо иметь российскую зарегистрированную торговую марку или подать заявку на регистрацию товарного знака в России.

Стоимость регистрации товарного знака в Китае при подаче международной заявки

Стоимость международной регистрации с указанием Китая складывается из:

  • стоимости услуг патентных поверенных за оформление документов и сопровождение международной заявки;
  • пошлины Роспатента за проверку и пересылку международной заявки в WIPO (4900 руб. + 400 руб. за каждый класс МКТУ свыше 3-х);
  • пошлин, подлежащих уплате Международному бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), которые оплачиваются в швейцарских франках.

Расчет суммы пошлин при подаче международной заявки

Для товарного знака в черно-белого исполнении: 653 CHF
Для товарного знака в цветном исполнении: 903 CHF
Дополнительная пошлина за каждый класс товаров и/или услуг свыше трех: 100 CHF
За указание КНР в международной заявке: 100 CHF
За и пересылку регистрационного экземпляра заявки в Международное бюро Всемирной организации интеллектуальной собственности: 4900 ₽ и дополнительно 400 руб. за каждый класс МКТУ свыше 3.
Итоговая сумма пошлин для знака в черно-белом исполнении до трех классов МКТУ:
753CHF +4900 руб. (≈911 USD ).
Итоговая сумма пошлин для цветного знака до трех классов МКТУ:
903CHF +4900 руб. (≈ 1078,7 USD).

В указанную выше стоимость не входит оплата услуг китайских патентных поверенных по подготовке и направлению ответов на возможные предварительные отказы в регистрации.

Таким образом, в случае, если вас интересует регистрация торговой марки только в одной стране – в Китае и только в одном классе товаров и/или услуг, то финансово целесообразнее регистрировать торговую марку в Китае по национальной процедуре Китайской Народной Республики.

В случае, если вас интересует регистрация торговой марки (товарного знака, логотипа) в нескольких странах, в том числе и в Китае или вас интересует регистрация торговой марки только в Китае, но для нескольких классов товаров и услуг – целесообразнее воспользоваться процедурой международной регистрации торговой марки.

Сертификат о регистрации товарного знака

При регистрации марки в Китае по международной процедуре китайское патентное ведомство не выдает сертификат о регистрации товарного знака. Рекомендуется обратиться с просьбой о его выдаче в китайское патентное ведомство поскольку в случае нарушения прав его наличие будет служить ценным доказательством при защите товарного знака, так как административные органы и суды будут просить этот документ, подтверждающий право на ваш товарный знак.

Регистрация товарного знака в Китае
11
Начать дискуссию