{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Как получить компенсацию за незаконное использование товарного знака?

Меня зовут Катя Канева, я патентный поверенный РФ №1685, судебный юрист, консультант по управлению и коуч ICF.

Нарушители используют чужой товарный знак или создают свой, на первый взгляд, неотличимый от уже существующего. Сегодня поговорим о том, на что нужно обратить внимание, чтобы получить компенсацию за нанесенный урон.

TL;DR: Копирование, с одной стороны, можно расценивать как показатель успешности. С другой – не хотелось бы, чтобы кто-то реализовывал свои мечты за наш счёт.

Нужно ли доказывать, что права нарушены?

Представьте ситуацию. Вы создали бренд, вложились в его продвижение. Пошли первые продажи, вот уже выходите на стабильный доход. И тут узнаете, что ваш товар копируют.

Выгода нарушителей понятна. Не нужно тратить ресурсы на создание бренда, можно просто наживаться на чужой идее.

Что же делать вам? Прежде всего перестаньте паниковать. Ваш труд нельзя просто так использовать! Вы можете защитить свои права.

Хорошо, если будете исходить из позиции не наказать, а отстоять. Что я имею в виду?

Первая реакция, вероятнее всего, такая. Что? Я вкладывался, ночей не спал, а кто-то посмел обесценить мой труд? Нужно наказать виновника.

Ваши эмоции понятны и справедливы. Только это путь в никуда, жажда мести разрушает. Лучше осознавать, что вы можете показать другим, что нельзя безвозмездно использовать чужие продукты или услуги. Что есть те, кто могут защитить ваши интеллектуальные права.

Какие действия нужно совершить после того, как вы уверились, что ваше имя копируют? Собрать доказательства и обратиться в суд.

Ваше мнение остается всего лишь суждением. Увы и ах, но это так. Решение принимает суд.

Нарушитель, вероятнее всего, будет отрицать свою вину. Поэтому, чем более полными и убедительными будут доводы, тем больше шансов, что правосудие встанет на вашу сторону.

Какие доказательства потребуются?

  • Подтверждение законности ваших притязаний.
  • Обоснование факта нарушения прав на ваше обозначение.

Где и как получить доказательства?

С первым пунктом все просто. Свидетельство о регистрации товарного знака подтвердит ваши права.

Факт посягательства на ваши интеллектуальные права доказать будет не так просто.

Точного перечня способов нарушения нет. Он постоянно пополняется в ходе судебной практики.

Что, бесспорно, считается незаконным использованием товарного знака:

  • маркировка продуктов, которые изготавливаются, продаются или участвуют в торговом обороте на территории России,
  • указание наименования на документации,
  • размещение на упаковке.

Какие документы и факты считаются доказательствами в суде:

Административный акт.

Идеальный вариант. Вначале вина зафиксирована на основании ст. 14.10 Кодекса об административных нарушениях РФ. После этого вы подаете иск и указываете размер компенсации. Все. Больше ничего доказывать не нужно.

Контрольная закупка.

В результате операции у вас остаются образец товара и товарный чек. Не забудьте их приложить к исковому заявлению.

Протокол осмотра доказательств.

Пожалуй, это второй надежный способ. Нотариус кроме обычного функционала, имеет право фиксировать факты для предоставления в суд. Чаще всего к его услугам прибегают для подтверждения нарушения интеллектуальных прав на интернет-ресурсах, на рекламных или информационных вывесках.

Нотариальный протокол в суде считается бесспорным доказательством в отличие от фотографий или видеосъемки.

Совет:

  • Проверяйте документы. Даже если они оформлены нотариусом. Человеческий фактор такая штука, от которой никто не застрахован.
  • Зафиксировать нарушение имеет смысл до того, как вы направляете претензию. Иначе есть риск, что доказательства будут уничтожены.

Как ни печально, но представленные вами доказательства могут оказаться недостаточно весомыми аргументами для суда.

Что делать точно не нужно?

  • Лишним будет составлять акты для отражения результатов контрольной закупки. Товарный чек и образец товара подтверждают факт нарушения.
  • Поручать контрольную закупку товара сторонним организациям.

На что нужно обратить внимание:

  • правильность заполнения документов: в товарном чеке должно быть указано наименование продавца и товара, количество и стоимость купленного продукта, дата продажи,
  • видеосъемка или фотосъемка не являются для суда надежным доказательством или документом. Они всего лишь фиксируют и наглядно представляют информацию. Для повышения убедительности поручите видеосъемку или фотосъемку третьему лицу. В этом случае вы дополнительно получаете еще и свидетеля,
  • если спорная ситуация возникла при перевозке товаров через границу РФ, то фото или видеосъемку можно запросить у таможенных служб. Суд принимает фиксацию нарушения сотрудниками как бесспорное доказательство.

Если товарный знак скопирован не один в один. Имеется лишь сходство. Что делать в этом случае?

Сходство – это ассоциация в целом, допускаются отдельные отличия.

При рассмотрении факта нарушения сравнивают три параметра: чей товарный знак появился раньше, насколько они похожи, совпадает ли сфера интересов указанных товаров и услуг.

Также суд учитывает популярность бренда. Чем выше узнаваемость товарного знака, тем больше вероятность перепутать похожие обозначения.

Какие доказательства для подтверждения сходства принимает суд?

На практике встречаются ситуации, когда сравнивали отдельные параметры, а нужно было учитывать общее впечатление и возможность перепутать потребителем.

В качестве убеждения в сходстве до степени смешения обозначений часто прибегают к досудебным и судебным проверкам. В этом заинтересованы и правообладатели, и нарушители. Стороны заказывают экспертизу.

Минусы:

  • процесс может затянуться, если проверку требует вторая сторона во время разбирательства,
  • результаты разных экспертиз могут противоречить друг другу или быть не в вашу пользу,
  • неоднозначное отношение юристов к таким доказательствам.

Суд по своему внутреннему убеждению определяет, сходны ли обозначения до степени смешения или нет.

Как вариант можно использовать социологический опрос. Результаты метода показывают реакцию потребителей на оспариваемый товарный знак. Дело в том, что для признания сходства вполне достаточно возможности предполагаемой опасности без реальной путаницы обозначений. Опросы наглядно демонстрируют степень риска.

Минусы:

  • потребуются дополнительные ресурсы: временные и денежные.

Как выглядит процедура взыскания?

Итак, для получения компенсации нужно:

  • собрать доказательную базу,
  • подготовить исковое заявление с приложением фактов подтверждения нарушения и указанием размера компенсации,
  • выступить в суде самому или обратиться к юристам.

Я сделал контрольную закупку и снял ролик. Для суда этого достаточно?

Да, вы все верно сделали. Одна видеосъемка не считается бесспорным доказательством. Теперь у вас на руках есть товарный чек, образец товара и фиксация факта нарушения.

Я хочу в иске указать сразу пять миллионов. Выплатят?

Судья учитывает обоснованность указанной суммы. Если размер заявленной компенсации окажется несоразмерным по отношению к понесенным убыткам, то судья имеет право снизить сумму. При этом разница в оплате госпошлины не возвращается.

Размер компенсации возможно увеличить, если получится доказать, что нарушитель использовал товарный знак не один год.

Чаще всего в исковом заявлении указывают компенсацию в размере двукратного увеличения понесенных убытков.

Узнал, что мой товарный знак используют конкуренты. Я могу добиться уничтожения всей партии товара?

Да, это ваше право. Расходы по утилизации возлагаются на нарушителя.

Если по этой теме у вас возникли вопросы - я всегда на связи в Директе instagram @kaneva.katia или на vc.ru и помогаю всем, кто ко мне обратится.

Пишите, спрашивайте, обязательно расскажу!

0
8 комментариев
Написать комментарий...
Александр Вараксин

А может человек из компании А или компания А использовать бренд и название компании Б в продвижении своей компании? К примеру «Один из основателей Сбербанка открывает свой банк МегаБанк»? Так можно составлять модель продвижения? В соц.сетях, с блоггерами и так далее. Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Использование чужих товарных знаков прямо запрещено при продвижении сходных работ/товаров/услуг. То есть не стоит продавать обувь Самокат, используя в рекламе бренд Адидаса. Кроме того, продвижение собственных работ/товаров за счёт ассоциации с чужим известным брендом может быть также и нарушением в области недобросовестной конкуренции. Например, если человек в Инстаграм продает какой-то мерч агрессивно фотографируясь исключительно на фоне Порше или в форме Аэрофлота. Это конечно уже такие пограничные ситуации. В целом упомянуть себя в СМИ как основателя бренда А, который решил сделать бренд Б конечно не будет проблемой. При агрессивной рекламе ситуация может быть иной

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вараксин

Спасибо за ответ! Грамотно всё доносите, продолжайте в том же духе

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

Спасибо, стараюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Всё это детский сад, надо сразу подаваться по 180-1, ущерб больше 250т.р и вуаля))) 
Катя Канева сеошит )))

Ответить
Развернуть ветку
Мистер Икс

А что такое коуч?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmi T

Автор почему то не упомянул, что если вы магаз-контора купи-продай, то никакого товарного знака вам не светит, только "знак обслуживания" Если используется слово условно: Магазин, Аптека, то оно не охраняется, в лучшем случае дизайн написания этого слова зарегистрируете. 

Ответить
Развернуть ветку
Катя Канева
Автор

А зачем об этом упоминать? Можно скачать мой табу-лист по регистрации ТЗ в одной из соседних статей, размещенных ранее. Думаю также, что тот факт, что зарегистрировать слова магазин/аптека не получится более менее понятен любому, вопрос то в чем конкретно и зачем я об этом должна была упоминать если тема статьи о другом?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Раскрывать всегда