Как избежать РНП в закупках малого объема

Si vis pacem, para bellum (лат. пословица. Хочешь мира, готовься к войне). РНП. Пожалуй, один из самых больших страхов Поставщиков в сфере госзаказа. Часто этот страх растет из-за недостаточной информированности о правах и обязанностях своих и Заказчика. В этой статье я поделюсь своей тактикой защиты в спорных ситуациях.

Итак. Как можно попасть в РНП? Существуют 2 способа - уклониться от подписания контракта (п.13 ст. 83.2 44-ФЗ) и не исполнить контракт с последующим односторонним расторжением Заказчиком (п.15 ст. 95 44-ФЗ). Есть хорошая новость - за уклонение от подписания контракта в ЗМО попасть в РНП нельзя (речь о закупках до 600 тысяч рублей). Сгорит обеспечение заявки. Если злоупотребить, то можно поймать бан на площадке. Но в РНП не включат.

Остается только один путь - одностороннее расторжение Заказчиком контракта. И его мы подробнее рассмотрим.

В одном из профессиональных чатов не так давно разыгралась дискуссия. Было мнение, что из-за особенностей ЕИС, ФАС не мог включать в РНП Поставщиков по контрактам ЗМО. Однако, беглый поиск по РНП показал, что эта проблема преодолена, и уже есть Поставщики, попавшие в реестр из-за контрактов ЗМО.

Соответственно, на юридические коллизии рассчитывать не стоит. Далее алгоритм действий полностью аналогичен защите в конкурентных закупках.

Si melius quid habes, arcesse, vel imperium fer. (лат. пословица. Если есть у тебя нечто лучшее предложи, если ж нет - покоряйся.)

Алгоритм если товара такого не существует в природе или он сильно дороже, чем мы предполагали. Мы хотим заменить товар.

  • Мы поняли, что не вывозим контракт. На выбор - товар не можем поставить (не продают), цена выросла, срок доставки катастрофически вырос, Заказчик обещает сказочную приемку.
  • Пробуем согласовать аналог или расторжение по соглашению сторон. Понимаем, что Заказчику важно получить товар достаточно срочно. Строим переговоры так - предупреждаем Вас, что возникли сложности и мы не можем привезти товар как в контракте к указанному сроку - перечисляем их (см п. 1). Сообщаем, что намерены довести контракт до исполнения. Предлагаем варианты аналогов, с улучшенными характеристиками, основываемся на п.7 ст. 95 44-ФЗ. Если таких нет, а есть просто аналогичные - улучшаем гарантийными сроками или комплектностью (плюс тряпочка для протирки к комплектации). Важно проговорить и зафиксировать это доп соглашением. Если Заказчик отказывается в устных переговорах - то же самое дублируем официальным письмом. Указываем, что товар решает проблемы Заказчика, изменения не меняют потребительские свойства и не меняют существенные условия контракта. Что своевременное и надлежащее исполнение контракта в интересах обеих сторон.
  • Ищем еще аналог и предлагаем снова. Обязательно официальным письмом. Повторяем до тех пор пока Заказчик или согласует аналог, или вызверится и расторгнет контракт в одностороннем порядке.
  • В ФАСе несем все письма наших поставщиков о том, что такого товара нет, нашу переписку с Заказчиком, что хотели исполнить и искали разные варианты. Говорим, что Заказчик не хотел исполнения контракта, раз не согласился на подходящие аналоги. И намекаем на возможный сговор Заказчика с другим участником. Все. С большой вероятностью Вы не попадете в РНП.

Age quod agis. (лат. пословица. Что делаешь, делай скорее) Алгоритм если срок поставки сильно дольше, чем мы предполагали. Мы хотим увеличить срок поставки.

  • Мы поняли, что не вывозим контракт в срок. Можно пойти по 1 алгоритму если в контракте указано отсутствие интереса при поставке в более поздний срок. Если указания такого нет - идем далее.
  • Утверждаем Заказчику, что привезем вовремя. Вот вот. Вот уже скоро.
  • Как сроки пройдут - ЗАказчик направит Вам претензию с указанием новых сроков. Вы на нее официально отвечаете и пишите, мол, сломалась машина, задержали на таможне и прочее. Привезем в такой то срок - и пишите свой реальный срок. Согласны на пени, штрафы.
  • Заказчик либо согласится, либо напишет еще 1 претензию как выйдут указанные им сроки. Отвечаем также, как в п.3. Повторяем этот пункт пока товар не дойдет или Заказчик не вызверится и направит расторжение контракта в одностороннем порядке.
  • Уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке мы стараемся не получить. Перестаем ходить на почту (не дольше 29 дней), если приходит курьер - сообщаем ему, что организация есть, но нет доверенности на получение корреспонденции, а руководитель в командировке. На электронное письмо не отвечаем. Желательно отключить уведомления о прочтении. По телефону сообщаем, что в командировке и неудобно говорить. В это время стараемся ускорить поставку товара.
  • Комментарий стороннего эксперта (Дмитрий Тортев). В связи с введением электронной приемки со следующего года этот пункт может быть неактуальным, поскольку уведомление об одностороннем расторжении будет размещаться на ЕИС. Также современная судебная практика позволяет считать доставленным уведомление, направленное по электронной почте, особенно если она указана в контракте. Конец комментария
  • Если срок вышел и мы таки получили уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке, то у нас есть еще 10 дней на исполнение (ч. 13,14 ст. 95 44-ФЗ). Вуаля - мы прибавили еще минимум 45 дней к сроку поставки. Это работает только для единовременной поставки.

Dura lex, sed lex (лат.пословица. Суров закон, но закон). Алгоритм если Заказчик препятствует приемке. Мы хотим расторгнуться.

  • Мы поняли, что не вывозим контракт. Заказчик обещает сказочную приемку.
  • Пробуем согласовать аналог или расторжение по соглашению сторон, пытаемся как то выяснить что нужно Заказчику. Понимаем, что Заказчику важно нас утопить.
  • Очень тонкий момент - нужно отловить нарушение существенных условий Заказчиком (ч. 2, ст. 450, ГК РФ). Это может быть препятствие приемке (не открывают ворота, не пускают на территорию и проч), отсутствие необходимой документации (если это услуги и документация нужна для исполнения контракта). Это нужно делать с юристом. Возможно что-то еще можно найти.
  • Важно зафиксировать 2 нарушения официально. Видеозапись, фотофиксация, официальные письма без положительного решения и прочее.
  • Направляем Заказчику уведомление о расторжении контракта в одностороннем порядке Поставщиком (ч. 19 ст. 95 44-ФЗ). У него 10 дней на исправление ситуации.
  • После расторжения направляем претензионное письмо Заказчику с требованием возместить убытки (ч. 23, ст. 95 № 44-Ф). После отказа идем в суд и взыскиваем убытки. Убытками считаются траты на покупку товара, транспортные расходы. Расходы на получение банковской гарантии убытком не считаются (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 1 июня 2015 г. N Ф05-6181/15 по делу N А40-167287/2014). Упущенную выгоду также взыскать нельзя.

Impavide progrediamur (лат.пословица. Будем идти вперед без колебаний). Резюмируя вышенаписанное. Даже если тебя съели, у тебя есть как минимум 2 выхода. Желаю Вам взаимопонимания с Заказчиками и успехов в госзаказе.

16 комментариев

Это теперь называется "спорная ситуация"? Товара нет, где его взять по заявленной цене не знаем,  но тендер выигрываем любой ценой. Типа, потом разберемся. Затем оттрахаем мозг заказчику. Обязательства все равно не выполним. Но обидемся, если внесут в РНП.

2
Ответить

А где сказано, что товара нет? 
Были случаи, когда проверенные, постоянные поставщики давали инфу, что есть товар и есть N-ая цена, а когда заключили контракт и запрашиваешь счет, оказывается, что товар закончился.
И вот пока ты пытаешься разобраться, где его найти в наличии и по доступной цене идет драгоценное время, а срок был поставки конкретный. И вот он заканчивается, а у тебя только получилось договориться, но нужно еще ждать, пока оплата поступит, пока соберут заказ и пока его отгрузят. 
Бывают разные ситуации, статья о том, что не нужно наводить панику и есть рычаги помощи, что позволят, выиграть немного времени.

Так же были ситуации, когда заказчики специально говнили и страшили односторонним отказом, но и там, подготовленному человеку, можно попытаться вывернуться и хотя бы не оказаться в минусе и РНП.

3
Ответить

Вы конечно правы в своем негодовании. И в то же время ситуации бывают разными. Бывает таможня задержит товар. Бывает введет в заблуждение производитель товара. А ответственность Поставщика бывает непропорционально большой. 

1
Ответить

Все верно. Невероятно мерзкая статья.

Ответить

В реальности заказчик трахает мозги поставщику если тот влез туда, куда не с ним договаривались. Все мало мальски значимые тендера берутся по предварительной договорённости, от слова все!

1
Ответить

Именно о противодействии злоупотреблению правом  и идет речь. Спасибо за Ваш комментарий.

1
Ответить