Что можно узнать о работе такси-сервисов и их отношениях с пассажирами, если прочитать пользовательское соглашение Статьи редакции
«Яндекс.Такси» и другие агрегаторы могут менять правила, не предупреждая. А Gett просит «незамедлительно удалить» приложение, если пользователя не устраивают условия — иначе он автоматически соглашается с ними.
Обозреватель vc.ru и руководитель юридического отдела Общества защиты прав автомобилистов Равиль Ахметжанов вместе изучили соглашения пяти популярных сервисов такси, которые работают в десятках российских регионов:
- «Яндекс Go» («Яндекс.Такси»).
- «Ситимобил» («Сити-Мобил»).
- Gett («ГетТакси Рус»).
- «Максим» («Максим.Технология»). Головной офис «Максим» находится в Кургане. Права пользователей есть в лицензионном соглашении и публичной оферте.
- Didi («ДиДи Мобилити РУС»). Агрегатор Didi вышел на рынок всего год назад и пока не принимает заказы в Москве и Санкт-Петербурге.
Кроме Ахметжанова vc.ru обращалось к четырём юристам. Один из них отказался комментировать соглашения агрегаторов такси, ссылаясь на конфликт интересов, ещё двое — на занятость.
Юрист компании «Рустам Курмаев и партнёры», руководитель направления «Разрешение T&IP споров» Ярослав Шицле изучил соглашения и дал краткий комментарий по ситуации в целом.
- Кто такие агрегаторы такси и каким законам подчиняются
- Агрегаторы всегда называют себя посредниками
- Сервисы могут менять правила без уведомлений — иногда это может касаться тарифов
- Что агрегаторы могут делать с персональными данными пользователей
- Сервисы страхуют водителей и пассажиров, но ограничивают свою ответственность за происшествия
- Расторжение договора
Кто такие агрегаторы такси и каким законам подчиняются
Рынок сервисов заказа такси через интернет фактически не регулируется государством, писал «Коммерсантъ» в 2020 году. В законодательстве о таксомоторных перевозках нет термина «агрегатор услуг такси» и регламента оказания таких услуг.
Более общее определение «Владелец агрегатора информации о товаре (услуге)» есть в законе «О защите прав потребителей». Оно относится посредническим интернет-сервисам: в их список входят не только агрегаторы такси, но и маркетплейсы, сайты частных объявлений, поиска работы и бронирования гостиничных номеров. Представитель «Яндекс.Такси» подтвердил vc.ru, что компания работает в соответствии с этим определением.
Каждый сервис такси самостоятельно определяет свой статус в отношениях с партнёрами и пассажирами, а также порядок оказания услуг, обработки данных и страховые обязательства — обо всём этом сервисы сообщают в лицензионных соглашениях.
Соглашение — самый важный документ, с которым каждый пассажир должен ознакомиться еще до заказа такси, подчеркнул в разговоре с vc.ru юрист Равиль Ахметжанов. «Если же пользователь не желает читать, это его проблемы», — говорит он.
Агрегаторы всегда называют себя посредниками
Каждый агрегатор в своём соглашении неоднократно подчёркивает, что он не перевозчик, а посредник. Через свои приложения компании оказывают одну услугу — сообщают пользователям о возможности заказать поездку.
Похожую оценку дал Равиль Ахметжанов.
Тем не менее агрегаторы называют себя по-разному.
- «Яндекс.Такси» (приложение «Яндекс Go») и «Максим» — это «сервисы».
- Gett — «информационное связующее звено» между пользователем и перевозчиком.
- «Ситимобил» — информационный сервис.
- Cервис Didi «предлагает доступ к приложению Didi Rider».
Список услуг в приложениях не ограничен заказом такси: дополнительные услуги представлены в текстах соглашений. В частности, в приложении «Яндекс Go» можно вызвать водителя и заказать доставку.
«Ситимобил» позволяет арендовать электросамокаты и получать другие услуги. По словам Ахметжанова, в соглашении компании есть возможность заключения письменного договора фрахтования, то есть перевозок по заказам. Gett также составил в соглашении условия для аренды автомобилей на заказ.
Создатели приложения «Максим» допускают, что пользователю могут быть доступны не только услуги такси. На сайте компании заявлены услуги доставки и такси для бизнеса.
«Партнёром компании, по правилам “Максим”, может оказаться тамада», — указывает Ахметжанов, подробно изучивший соглашение. По его словам, строгих ограничений для расширения списка услуг в документе нет.
«Максим», говорит Ахметжанов, работает по самой понятной ему бизнес-модели: как франшиза. Компания находит в регионах партнёров для подключения местных таксопарков и работает с ними как с франчайзи. Пользователю (пассажиру) стоит ознакомиться с двумя документами: публичной офертой и лицензионным соглашением.
Сервисы могут менять правила без уведомлений — иногда это может касаться тарифов
Агрегаторы не гарантируют, что вся информация в приложениях будет достоверной и точной. Например, они формально не обязаны сообщать, какой таксопарк и водитель примет заказ. Тем не менее эта информация есть в приложениях.
«Ситимобил» пишет в соглашении, что не отвечает за актуальность информации о таксопарке и водителе, а «Яндекс.Такси» —за сведения о стоимости поездки и о самой её возможности. Представители «Ситимобил» не ответили на вопросы vc.ru.
«Только Didi берёт на себя обязательство отправить по SMS информацию хотя бы о водителе-партнёре, — говорит Равиль Ахметжанов. — При этом практически во всех случаях утверждается, что именно партнёры обязаны самостоятельно соблюдать обращённые к ним требования законов и нормативных актов».
Такси-сервисы также оставляют за собой право изменять условия лицензионных соглашений и не сообщать об этом. Незнание текста соглашения не прекращает его действия.
- «Яндекс.Такси» может изменять как сам текст соглашения, так и все регулирующие документы. «Риск неознакомления с новой редакцией Условий и Регулирующих документов несёт пользователь».
- Gett также может изменять текст соглашения, не сообщая об этом пользователям. При этом в Gett допускают ситуацию, когда тексты соглашений на сайте и в приложении могут быть разными.
Положения о том, что агрегаторы без уведомления могут менять условия соглашений, не соответствуют законодательству, в частности, закону «О защите прав потребителей», считает Ярослав Шицле.
Представитель «Яндекс.Такси» с такой формулировкой не согласен.
Изменяемость информации, вероятно, касается не только соглашений, но и других данных в приложениях. Например, тарифов, замечает Ахметжанов: «Только Gett в соглашении предоставляет информацию об определённых тарифах».
Кроме того, компании по-разному трактуют свои финансовые обязательства перед пользователями.
- «Максим» выступает агентом таксопарка (партнёра) и берёт на себя обязательства приёма денег у пассажиров и их перевод на лицевой счет партнёра.
- «Ситимобил» и «Яндекс.Такси», напротив, отказываются от ответственности за любые финансовые операции пользователей и партнёров, совершённые в приложениях.
- Gett не несёт ответственности за обеспечение сохранности и безопасности платёжной информации.
- Didi подчёркивает, что сервис не является третьей стороной в отношениях заказчика «услуги такси» и перевозчика.
Что агрегаторы могут делать с персональными данными пользователей
Агрегаторы получают и обрабатывают данные пользователей, в том числе персональные данные. Сервисы такси предупреждают, что информация о пользователях будет известна другим компаниям — их партнёрам.
По закону, компания, которая принимает и обрабатывает персональные данные, обязана хранить их на своих серверах до пяти лет. Срок хранения не зависит от статуса пользователя: данные будут в распоряжении агрегатора и после расторжения соглашения об использовании.
В текстах соглашений такси-сервисы пишут, что имеют право использовать данные по собственному усмотрению. Так, «Яндекс.Такси» передаёт информацию о пользователях всей группе компаний «Яндекс», а также «Вымпелкому» и другим операторам связи.
В соглашении отмечается, что эти данные нужны для создания индивидуальных предложений сервиса. Обработка этой информации регулируется политикой конфиденциальности. Похожая политика существует и у «Ситимобила».
В «Яндекс.Такси» назвали некорректной гипотезу обозревателя vc.ru о том, что круг компаний-партнёров, которым могут быть переданы данные пользователей, ничем не ограничен.
Каждый пользователь «Яндекс.Такси» также соглашается получать рекламные сообщения после установки приложения «Яндекс Go». Сервис обещает, что от этой рекламы можно отказаться.
Приложение Gett также собирает данные, а пользователи, в свою очередь, соглашаются получать рекламу: её Gett может передавать всеми доступными способами, в том числе с помощью телефонных звонков и сообщений.
В соглашении есть список получаемых данных. Некоторые пункты списка сформулированы общо, и Gett не даёт дополнительных разъяснений:
- «Цифровой отпечаток» браузера или другой программы, с помощью которой пользователь зашёл на сайт Gett, а также данные файлов cookie.
- «Порядок посещения страниц пользователем». Не уточняется, какой объём данных из истории посещений браузера получит компания.
- «Иная подобная информация». Этому определению гипотетически соответствует любая информация с устройства.
Gett заявляет в правилах, что следит за сохранностью данных пользователей, но затем уточняет, что гарантировать абсолютной защиты не может.
«Максим», как и другие сервисы такси, запрашивает персональные данные и документы пассажиров при первом запуске приложения для удостоверения их личности, но в оферте и лицензионном соглашении гиперссылки на политику обработки конфиденциальных данных нет. Этот документ пользователь должен найти на сайте такси-сервиса сам.
Компания пишет, что персональные данные после идентификации пользователя не сохраняет. По условиям оферты «Максим», пользователи соглашаются получать рекламные сообщения, в том числе в мессенджерах Whatsapp, Viber, Telegram и их аналогах.
Агрегатор Didi открыто заявляет, что за сохранность данных в приложении ответственность несёт пользователь. В свою очередь, компания берёт с пользователя обязательство вводить корректные сведения, в том числе платёжную информацию.
Компания работает в соответствии со 152-м федеральным законом «О защите персональных данных», сказано в соглашении. Didi собирает сведения об устройствах, IP-адреса, рекламные идентификаторы и другие данные, а также получает доступ к звонкам и сообщениям пользователя, относящимся к её сервисам, написано в правилах компании.
Сервисы страхуют водителей и пассажиров, но ограничивают свою ответственность за происшествия
По словам Ахметжанова, в части об ущербе все соглашения похожи: здесь практически нет упоминаний дорожно-транспортных происшествий, а в параграфах о компенсациях нет уточнений, в каких конкретных ситуациях пользователь может получить деньги агрегатора.
Требовать компенсацию убытков, по условиям соглашений, пользователь должен у перевозчиков, говорит Ярослав Шицле. С ним в целом согласен Ахметжанов, подробно изучавший тексты соглашений.
Несмотря на это, агрегаторы страхуют водителей и пассажиров, но в соглашениях не гарантируют возмещение ущерба, ссылаясь на статус посредника. За выплаты отвечает страховая компания, с которой агрегатор заключил договор.
Страховые обязательства «Яндекс.Такси» различаются в зависимости от региона нахождения пользователей. При этом условия страховки не входят в список регулирующих документов соглашения с сервисом.
«Страхование жизни и здоровья на случай ДТП действует на всех поездках, заказанных через приложение “Яндекс Go” или колл-центр в России: на сумму 2 млн рублей застрахован каждый пассажир и водитель», — уточнили в компании. Поездки застрахованы в компаниях «Альянс», «Ингосстрах» и «Группа Ренессанс Страхование».
«Только Gett заявляет в своём соглашении о добровольном страховании от несчастных случаев в результате ДТП», — отметил Ахметжанов. Пассажир Gett застрахован на 2,2 млн рублей на случай дорожного происшествия.
Но в соглашении Gett также есть оговорка об ограниченной ответственности. Если компания будет признана ответственной за ущерб, сумма возмещения не будет превышать $100 или её эквивалента в российских рублях. Gett не разъясняет, кто может признать её ответственность: суд или органы исполнительной власти.
По условиям Didi, пассажир может претендовать на компенсацию не более 1000 рублей, если у компании всё-таки возникнет «какая-либо ответственность» перед ним. В условиях нет объяснения, о какой именно ответственности идёт речь.
Didi не берёт на себя ответственность в следующих случаях:
- Потеря имущества.
- Вред здоровью пассажира.
- Непринятый заказ.
- Потери, ущерб, издержки, расходы или ответственность третьих лиц в связи с использованием приложения.
- Убытки бизнеса в связи с исполнением заказа и использованием приложения.
Любые другие убытки, ущерб, затраты, расходы или ответственность, возникшие в связи с сервисами или услугами такси.
Претензии, сказано в соглашении Didi, пассажир (пользователь приложения) должен предъявлять водителю такси. Компания даст информацию о водителе по электронной почте.
Если пользователь нарушит какие-либо правила, с него могут потребовать покрыть расходы Didi на суд и адвокатов. В соглашении есть список нарушений:
- Несоблюдение или нарушение каких-либо условий соглашения.
- Нарушение прав третьих лиц.
- Неправомерное использование приложения или сервиса.
- Ущерб транспортному средству или его внутреннему оборудованию или Пользователю в результате грубой небрежности или преднамеренного неправомерного поведения («Неправомерное действие»).
«Ситимобил» не несёт ответственности за вред, который пользователь мог получить во время поездки, и за его багаж. В соглашении компании сказано, что за всё это отвечает партнёр и/или водитель.
Компания «Максим» не берёт на себя обязательства («какие-либо иные права и обязанности») партнёра-перевозчика «в части оказания услуг». Агрегатор также не отвечает за вред, который может получить пассажир.
В публичной оферте «Максим» информации о страховании жизни нет. В лицензионном соглашении сказано, что партнёры компании могут жертвовать по 10 рублей ежемесячно в благотворительный фонд «Гарант». Участие в программе добровольное.
В компании участие фонда назвали альтернативой страхованию и отметили: вопросы страхования поездок возникают из-за того, что ОСАГО и каско «практически не работают в такси и в целом не покрывают реального ущерба жизни и здоровью».
Представитель компании объяснил, как пострадавший пассажир или партнёр-водитель такси «Максим» может получить помощь.
- За материальной компенсацией можно обратиться в «Гарант» или в один из офисов «Максим».
- Если сотрудники сами узнают о происшествии, например, из СМИ или соцсетей, они пытаются связаться с пострадавшими.
- Фонд помогает собрать документы, подтверждающие вред здоровью. Решение об оказании помощи принимает специальная комиссия фонда по выплатам.
- Средства перечисляются на указанный заявителем банковский счёт. Обычно вся процедура занимает от одного до нескольких дней.
- Сумма материальной помощи — до 2 млн рублей каждому пострадавшему участнику поездки.
В 2020 году, следует из публичного отчёта некоммерческой организации, «Гарант» выплатил нуждающимся (в том числе людям, пострадавшим в автомобильных катастрофах) 33,7 млн рублей и еще 2,5 млн потратил на содержание сотрудников.
Расторжение договора
Все агрегаторы могут закрыть доступ пользователям без объяснения причин. В качестве примера в соглашении «Яндекс.Такси» приведён список типичных случаев, которые в том или ином виде есть во всех остальных изученных vc.ru соглашениях:
- Нарушение условий соглашения.
- Распоряжение уполномоченного органа.
- Причинение ущерба «Яндекс.Такси» или третьим лицам (равно как и для пресечения таких действий).
- Создание опасности для окружающих.
- Защита прав и законных интересов сервиса и третьих лиц.
- Неоднократные жалобы на действия пользователя.
Если пользователь не согласен с каким-то из пунктов соглашения, Gett просит его «немедленно удалить» приложение. Но если пользователь не удалил приложение, сервис будет считать, что он согласен с условиями обслуживания.
Этот пункт в сочетании с возможностью изменения тарифов можно назвать спорным, считает Равиль Ахметжанов.
На момент выхода этого материала представители Gett не прокомментировали слова юриста.
Чтобы расторгнуть соглашение с «Ситимобилом», недостаточно удалить его приложение с устройства. Процедура расторжения договора — уведомительная. Пользователю необходимо направить запрос на электронный адрес компании, а затем подтвердить личность по телефону и в приложении.
Расторжение соглашения с Didi будет считаться завершённым после удаления приложения и деактивации учётной записи. Если пользователь не согласен с каким-либо условием обслуживания «Максим», сервис предлагает не пользоваться его услугами.
"Рынок сервисов заказа такси через интернет фактически не регулируется государством"- конечно, нахер этому государству что-то регулировать, когда столько других дел: аквадискотеку построй, конституцию поменяй, пенсионный возраст и налоги подними, иноагентами сми признай, ещё и недовольных куча- надо отлавливать, сажать ,травить.
Холопам и так сойдёт поездить, а у каждого уважающего себя боярина есть свой служебный автомобиль с личным водителем.
Ну ты и приплёл, чел. Тебе на тж надо
Ну, извините, накипело. У нас сколько лет агрегаторы? 5-6 уже массово, заняли весь рынок. И до сих пор это никак не регулируется, хотя затрагивает значительную часть граждан.
Хотите как В Китае что бы регулировали?
Уж из крайности в крайность не надо. Можно было за это время разработать нормы и стандарты, по которым бы они работали, а не что хочу, то и ворочу.
Твоя правда, но начал агрессивно слишком
Раньше в такси только такая страховка была и никто не возмущался
Витя с иконами - это думаю всё же безопаснее, чем мухаджон с насваем.
Комментарий недоступен
нЕкто никогда не возмущается...а так-возмущались, конечно
Я о том что чем всё доступней и удобнее становится, тем больше люди возмущаются. Как меньшинства какие то
вот и ты сейчас
В любом случае, договора, положения, соглашения - лишь договорённость, и в случаеспоров и сомнений их "нельзя" можнообратить в "можно". Точку, а следственно и перевес, ставит суд(а окончательную точку ВС, при отсутствии нарушений прямых Конституционных Прав, или ЕСПЧ, где главный закон определён естественными правами человека(хотя назвать его так не совсем верно. Этакий толмут естественных и социо-естественных прав), чьи постановления, судя по статистике на их сайте или на сайте ВСРФ - выполняются). Поэтому, цитируя Екатерину Михайловну, – "Если вы чувствуете, что ваши права нарушены, обязательно идите в суд. Судится – дело хорошее, суды никто не любит: публично, дорого и проще "по-мирному" отвязаться от человека".
Чем более монопольное положение Яндекс Такси, тем выше стоимость поездки. Может законодателям как-то с этой особенностью работы агрегатов разобраться? А то отвечать ни за что не хочет, а максимизировать прибыли при доминирующем положении - хочет.
Комментарий недоступен
Практически из любого пользовательского соглашения следует, что предоставляющий услугу – пидорас, но а как ещё? Им тоже защищаться надо.)
Так по итогу каким такси пользоваться? Куда ни плюнь — везде ограничения, никто ни за что не несёт ответственности. Где справедливость и адекватное обслуживание?
Всё конечно хорошо в нашей стране!!! И яндекс и сити и убер такси!!! Но вы всё хотите сервис ВИП за деньги эконома!!! Вы этого не получите!!! И дальше будет ещё хуже ((( Ящеру и сити вообще пофигу на вас и на водил!!! И водилы будут убиваться с вами и Вашими родными в ДТП ((( потому что, чтобы заработать, надо работать 12-16 часов ((( а кто базарит что за рулём работают только неучи, пускай свою жопу посадит и послушает (((этих умных пассажиров типа)) столько дибилов, которые считают себя умными)))