{"id":14263,"url":"\/distributions\/14263\/click?bit=1&hash=b4dc4ce4b906960991e4705d10ce304ff5052bead202f1bda35bfb08e31596b1","title":"\u0421\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0442\u044c, \u0435\u0441\u043b\u0438 \u043f\u043e\u043a\u0440\u0430\u0441\u0438\u0442\u044c \u0433\u043b\u0430\u0432\u043d\u0443\u044e \u043a\u043d\u043e\u043f\u043a\u0443 \u0432 \u0447\u0451\u0440\u043d\u044b\u0439","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"edca0fea-02f8-5eb8-ae8c-3678b2acc040"}

Недобросовестная конкуренция: спам и скликивание рекламы

Всем привет, меня зовут Андрей Стуколов, я адвокат по уголовно-правовой защите бизнеса. Веду tg-канал «Защита бизнеса» и руковожу Коллегией адвокатов Intelligence. В этой статье мы поговорим про методы недобросовестной конкуренции и разберем ответственность за их использование.

Телефонный спам в отдел продаж

Конкуренция — двигатель прогресса, но до тех пор, пока конкуренты не переходят черту.

Подписчик поделился своей проблемой, которую, вероятнее всего, создают недобросовестные конкуренты.

На протяжении 4 лет на рабочий телефон его компании поступают многочисленные звонки от разных сервисов — от клининговых услуг до лечения всех болезней.

Эти звонки - результат действий злоумышленников, которые посещают сайты разных компаний и оставляют на них телефон жертвы для обратного звонка.

В офис компании ежедневно поступает огромное количество мусорных звонков. Это создает большую нагрузку на оператора отдела продаж. На обработку этих звонков уходит уйма времени. При такой нагрузке оператор не успевает обрабатывать часть звонков от реальных клиентов. Подобная ситуация ведет к серьезным финансовым потерям в небольшой компании.

Раньше я уже слышал о таком, но обычно это были мелкие пакости, которые заканчивались через несколько дней.

Однако в этом кейсе предприниматель столкнулся с целенаправленной системной деятельностью по созданию препятствий в работе отдела продаж.

Мне стало очень интересно и я начал серфить в Интернете в надежде найти хоть какие-нибудь инструменты противодействия этому киберхулиганству.

Ничего толкового не нашел, но наткнулся на сайты некоторых компаний, которые предлагают одну интересную услугу — «Генерация ложных заявок на сайт конкурента». Ребята совершенно не стесняются и достаточно емко и сочно описывают те проблемы, с которыми столкнется компания-конкурент. Видимо услуга пользуется спросом.

Что делать предпринимателю в правовом поле? 🤔

Большой вопрос, поскольку вычислить злоумышленника и связать все его обращения на различных сервисах и сайтах — достаточно сложно. Особенно, если применяется VPN- соединение и номер исполняют грамотные специалисты.

И если даже представить ту фантастическую параллельную реальность, в которой удалось установить личность злоумышленника и доказать большинство эпизодов его деяний, то к какой ответственности его можно привлечь?

С целью ответа на этот вопрос перечитал уголовное и административное законодательство и сделал вывод об отсутствии эффективных методов правовой борьбы с данным видом недобросовестной конкуренции.

На злоумышленников можно сразу примерить ст.213 УК РФ (хулиганство), ст.20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство). Часто незаконные выходки пранкеров и других телефонных хулиганов квалифицируют именно по этим статьям. Но при внимательном анализе становится ясно, что в нашем случае действия злоумышленников не образуют составы данных правонарушений.

Аналогичная ситуация с применением к злоумышленникам ст.165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотреблением доверия), ст.7.27.1 КоАП РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием). Для квалификации действий по этим составам нужно доказать наличие ущерба, его размер, способ совершения преступления в виде обмана или злоупотребления доверием. Сделать это в упомянутой ситуации, когда даже сам предприниматель не располагает сведениями о возможном размере причиненного ущерба, крайне проблематично. Нет ущерба = нет состава преступления. Но к обсуждению ст.165 УК РФ и ст.7.27.1 КоАП РФ мы еще вернемся в этой статье.

Дальше смотрим на ст.14.33 КоАП РФ (недобросовестная конкуренция). Ориентируясь на положение п.9 ст.4 ФЗ «О защите конкуренции» можно сделать вывод, что организация телефонного спама в отдел продаж компании безусловно является актом недобросовестной конкуренции. Но здесь тоже не все так просто. Субъектом данного правонарушения являются должностные лица и юридические лица. И как доказать причастность юрлица, если спам организовал гражданин, формально не связанный с компанией? А если у нас нет субъекта, то нет и состава правонарушения.

Подправить недостатки законодательного регулирования этой проблемы могла судебная практика, но поиск таковой не дал никаких результатов.

К сожалению, я вынужден констатировать, что в настоящее время отсутствуют эффективные правовые механизмы борьбы с такой формой недобросовестной конкуренции, как телефонный спам в отделе продаж. Возможно имеется техническое решение этой проблемы, но это уже тема отдельного разговора.

Скликивание контекстной рекламы

Еще одна форма недобросовестной конкуренции, с которой часто сталкиваются предприниматели, это кликфрод, то есть скликивание контекстной рекламы. Этим явлением сегодня уже никого не удивишь - кликфрод пришел в наш мир в одно время с контекстной рекламой.

Компания настраивает контекстную рекламу, заливает туда деньги, а конкуренты просто скликивают эту рекламу и обнуляют ваш рекламный бюджет. Получается, что рекламодатель оплачивает не реальные переходы по своей контекстной рекламе, а визиты незаинтересованных пользователей-ботов.

Этот способ недобросовестной конкуренции мне кажется еще более болезненным, чем телефонный спам. Рекламный бюджет полностью слит, продаж нет, а весь рекламный трафик достается конкурентам.

Сетевые мошенники уже настолько обнаглели, что делают массовые рассылки пользователям с рекламой своих услуг по кликфроду. Недавно в мой WhatsApp прилетел очередной спам - контора предлагает услуги по скликиванию контекстной рекламы конкурентов 👇

После такого сообщения я пошел на wordstat.yandex.ru, чтобы получить сведения о количестве запросов пользователей по ключевому слову "скликивание". Это поможет сделать хоть какой-то вывод о возможном спросе на эту мошенническую услугу. Вот что получилось 👇

Как видно из частотности ключевых запросов, желающих заказать кликфрод и обнулить бюджет своих конкурентов не так мало. Есть спрос - есть и предложение.

Уверен, что существует множество технических способов выявить и предотвратить кликфрод. Но я адвокат и меня интересует прежде всего правовая сторона этого вопроса. Как бороться с кликфродом в правовом поле? И тем более в тех ситуациях, когда кликфрод - это целенаправленная и длительная акция из-за которой компания теряет большие деньги.

Попробуем разобраться в этом вопросе.

Чтобы привлечь злоумышленника к ответственности нужно установить сам факт противоправного деяния и его личность.

Таким образом, при доказывании кликфрода не обойтись без получения сведений об ip-адресах, соединениях пользователей, проведения сложных технических экспертиз, пояснений специалистов и т.д.

Подобный комплекс мероприятий, на мой взгляд, возможно в полной мере реализовать только в рамках уголовного судопроизводства.

И теперь нам предстоит ответить на два ключевых вопроса - "а является ли кликфрод преступлением?", "И если это преступление, то по какой статье можно привлечь злоумышленника?"

Читатель может предположить, что скликивание контекстной рекламы является мошенничеством и данные действия подпадают под ст. 159.6 УК РФ (мошенничество в сфере компьютерной информацией). Это предположение подпитано огромным количеством статей в интернете, где кликфрод расшифровывается не иначе, как сетевое мошенничество.

Однако с юридической точки зрения кликфрод не является мошенничеством, поскольку в нем отсутствует ключевой элемент мошенничества - хищение (совершенное с корыстной целью противоправное безвозмездное изъятие и обращение чужого имущества в пользу виновных или других лиц, причинившие ущерб собственнику). При скликивании контекстной рекламы происходит списание денежных средств в пользу рекламной площадки, а не переход имущества в пользу злоумышленников. А если нет хищения имущества, то нет и мошенничества.

Полагаю, что кликфрод можно квалифицировать по ст.165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).

Указанный состав преступления образуется при наличии имущественного ущерб в крупном размере (не менее 250 000 рублей), причиненного путем обмана или злоупотребления доверием. При этом под ущербом понимается не только реальный материальный ущерб, но и упущенная выгода, то есть неполученные доходы (п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48).

В результате скликивания рекламы компании безусловно причиняется имущественный ущерб. Доказать размер причиненного ущерба в данном случае будет не очень сложно, так как сервисы контекстной рекламы сохраняют всю статистику рекламной кампании.

Но для квалификации действий по ст.165 УК РФ требуется не только наличие ущерба, но и его размер не менее 250 000 рублей. Если размер ущерба ниже указанной суммы, то к уголовной ответственности привлечь злоумышленников уже не получится. Их действия в таком случае будут подпадать под ст.7.27.1 КоАП РФ и это административная ответственность в виде штрафа (в размере до пятикратной стоимости причиненного ущерба, но не менее пяти тысяч рублей).

Резюмируем - если ущерб от кликфрода превышает 250 000 рублей, то действия злоумышленников подпадают под ст.165 УК РФ. При этом к уголовной ответственности будут привлекаться не только исполнители, но и заказчики этих незаконных действий.

Для инициирования уголовного преследования злоумышленников необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о преступлении. Поскольку кликфрод достаточно сложное в доказывании преступление, то к заявлению нужно приложить все имеющиеся у вас доказательства, подтверждающие факт кликфрода (заключение специалиста, справки и ответы из службы технической поддержки, сведения об оплате контекстной рекламы , статистику рекламных компаний и т.д.). Без этих доказательств существенно снижаются шансы на возбуждение уголовного дела по вашему заявлению и, соответственно, на привлечение виновных к ответственности.

Безусловно, доказать факт кликфрода и привлечь виновных к уголовной ответственности - сложная задача, но если в отношении компании используют формы недобросовестной конкуренции и она теряет большие деньги, то обращение в правоохранительные органы - единственный эффективный метод правовой защиты в данной ситуации.

0
28 комментариев
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

В борьбе с конкурентами все методы хороши. Мы же не в детском саду :) Да и как правило конкуренты мудаки и тоже рады поднасрать вам. Мое любимое, когда я в магазинах Ре-сторе или Мвидео, покликать с витринных образцов в директе )))))

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov
Мое любимое, когда я в магазинах Ре-сторе или Мвидео, покликать с витринных образцов в директе )))))
Ответить
Развернуть ветку
Ivan Zamorev

Лучшее средство борьбы с конкурентами - работа на таком уровне качества, куда они не допрыгнут!

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

Блажен кто верует!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
qlskid

Для этого есть гарант-сервисы:)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Судиловский

Скликивание рекламы, пипец до чего дошли ..

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Ivanov

Дошли? Я думал, от этого лет десять назад ушли :)

Ответить
Развернуть ветку
Онлайн-Аптека

И доказать кликфрод на 250к нереально. И 250к это за какой период? неделя? месяц? год?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стуколов
Автор

Предусмотренное ст.165 УК РФ преступление может быть продолжаемым преступлением, то есть состоять из ряда тождественных преступных действий, охватываемых единым умыслом и направленных на достижение единой цели. Поэтому 250к это общая сумма имущественного ущерба, причиненного преступлением (без привязки к периоду).

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стуколов

Да, действительно такая проблема имеется. Здесь есть еще один важный нюанс. Клики по рекламе и сеанс на сайте, куда ведет реклама, это разные показатели. Поэтому данные рекламного кабинета и сервиса аналитики могут различаться даже без кликфрода. Об этом говорится в справке Гугл.Аналитики. При этом недействительность кликов можно доказывать с помощью заключения специалиста или эксперта, которые проанализируют рекламный аккаунт/метрики и дадут свое письменное заключение по этому вопросу. Это заключение можно приобщить к заявлению о преступлении. А все необходимые данные от рекламной площадки могут запросить должностные лица при проверке сообщения о преступлении или расследовании уголовного дела. Другой вопрос, что проводить исследования/доказывать кликфрод дело не самое простое и заниматься этим целесообразно только при крупном размере имущественного ущерба, когда компания систематически сливает рекламный бюджет и теряет прибыль. А если ущерб незначительный, то с кликфродом сложно будет что-то сделать правовыми инструментами. И в этом проблема, поскольку технологии идут всегда на шаг впереди законодательного регулирования и правоприменительной практики.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин

можно им написать кстати, могут вернуть часть денег... https://clickfraud.ru/kak-poluchit-vozmeshhenie-v-google-pri-sklikivanii-reklamy/

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Перепёлкин

На самом деле спам дудосинг кроме как законодательно никак не решить, в Германии присылают письма с фальшивыми повестками в суд, и даже в этой законопослушной стране никак не победят спам. А почему, в общем то отвечено в Вашей статье, весьма сложно будет разделить общество на яростных спамеров и тех, кто звонит по заявке от контор предлагающих «Генерацию ложных заявок на сайт конкурента», даже не догадываясь об этом.

По кликфроду, действительно было бы здорово создать систему / БД откуда приходят эти клики, наверняка они делаются моментально и можно отследить по пикам в статистике. И я думаю предлагающие рекламное место выгодно выделялись бы на фоне остальных с такой системой.

Тут вон и авторы VC непреднамеренно кликфродом занимаются (https://vc.ru/marketing/281649-pochemu-v-moskve-64-stomatologiy-prodvigayutsya-vslepuyu)

Мой одиннадцатилетний сын прокликал 50 объявлений по рекламе. Перешел на сайт. Посмотрел наличие коллтрекинга. Кликал верхние позиции, клиники в выборке разные — сетевые клиники и одиночные.

Помимо умышленного скликивания велик шанс попасть на тех, кто просто кликает всё подряд и вероятно это закладывается в риски при формировании бюджета на рекламу.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин

Вы редко когда сможете определить заказчика кликфрода. Если это вообще возможно сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Данил Соколов

Нам бы грамотную власть законотворческую, чтобы формировали нормальные законы, а не пенсионеров советских..

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Кульгин

попробуйте подключить защиту от скликивания. чудес не ждите, но от тупых ботов (коих 80%) может помогать (здесь посмотрите https://clickfraud.ru). если же вас скликивают профи - защиты нет и я не уверен что может быть.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Возможно, что это не скликивание. На таком объеме трафика не понять.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Да, вы правы, что именно так и выглядит.
Однако, надо смотреть настройки РК. Возможно, что такая корреляция вызвана именно настройками.
По поводу ботов:
1. Предположим, что вас заказали для скликивания. Кто возьмет заказ на такое маленькое количество скликивания....
2. Если делают сами и через знакомых. Не будет работать так каждый день. Система поймет уже через несколько дней, что идет скликивание. Хотя, можно заморчится. Но тогда какой мотив? Стоимость и трудозатраты будут несоизмеримы с прибылью.
3. Совпадение по времени отсекает профессиональный подход и сервисы по скликиванию. Это палится. И трафик уже научились размазывать.

Ответить
Развернуть ветку
YUNGA

Любая компания предлагающие услуги по скликиванию использует в работе, как минимум стек из впн, вычислить робота, а тем более предъявить ущерб, - это не более чем фантазия автора ну и реклама конечно :)

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Все эти нормы права мертвы. Вы никогда, ни при каких условиях, не получите заключение от Яндекса или Гугла о том, что у вас было скликивание в таком объеме.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стуколов
Автор

От сервиса контекстной рекламы и не требуется это заключение. Для доказывания кликфрода в уголовном процессе можно использовать заключение специалиста либо эксперта (смотрите ст.57,58,80 УПК РФ). Это лица с соответствующим образованием и познаниями, которые могут провести анализ определенных метрик и сделать вывод о наличии/отсутствии недействительных кликов, их количестве и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

"Поскольку кликфрод достаточно сложное в доказывании преступление, то к заявлению нужно приложить все имеющиеся у вас доказательства, подтверждающие факт кликфрода (заключение специалиста, справки и ответы из службы технической поддержки, сведения об оплате контекстной рекламы , статистику рекламных компаний и т.д.)"

"справки и ответы из службы технической поддержки" - Ваши слова? Все справки и ответы ТП будут содержать информацию о том, что вы уже защищены встроенным антифродом и получаете возврат денег регулярно.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стуколов
Автор

Слова мои, но Ваша интерпретация. В статье ни разу не упоминается конкретное назначение и задачи данных справок, но при этом Вы пришли к выводу, что ответы из сервиса контекстной рекламы используются исключительно для доказываний недействительности кликов.

Доказывание кликфрода - комплексный процесс. Помимо недействительности кликов также подлежит доказыванию факт принадлежности аккаунта конкретному физическому или юридическому лицу, размер пополнений и расходов на рекламном аккаунте и т.д. Как и чем это подтвердить? Официальными справками и ответами из сервиса контекстной рекламы, для этого они и нужны. Электронные счета и акты из рекламного кабинета для этих целей не подойдут.

При этом вопрос действительности/недействительности кликов должен исследоваться специалистами и экспертами, о которых я упоминал выше. По результатам исследования они составляют письменное заключение.

Доказывание ущерба в этой категории дел не самая сложная задача, более сложный вопрос- это установления лиц, которыми организована атака. Особенно, если кликфрод организован с территории иностранного государства и используются различные VPN.

Но когда атаки систематические, целенаправленные и причиняют значительный материальный ущерб, то обращение в правоохранительные органы с заявлением о преступлении - самый доступный метод правовой защиты в данной ситуации. О технических способах борьбы с кликфродом рассуждать не буду, так как я адвокат, а не it-специалист.

Ответить
Развернуть ветку
Павел

Андрей, добрый день.
1. Я не пришел сам к такому выводу. Я читаю то, что Вы написали.
2. В статье прямо упоминается конкретное назначение и задачи данных справок.

"Поскольку кликфрод достаточно сложное в доказывании преступление, то к заявлению нужно приложить все имеющиеся у вас доказательства, подтверждающие факт кликфрода (заключение специалиста, справки и ответы из службы технической поддержки, сведения об оплате контекстной рекламы , статистику рекламных компаний и т.д.)"

Еще раз - "все имеющиеся у вас доказательства, подтверждающие факт кликфрода"

По смыслу, если после фразы есть скобка, то это воспринимается, как разъяснение либо уточнение того, что написано.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Стуколов
Автор

Здравствуйте, Павел.

В статье же говорится о кликфроде, как о возможном преступлении (ст.165 УК РФ). Соответственно, доказыванию в этом случае подлежит не только недействительность кликов, но и другие важные обстоятельства, в том числе принадлежность рекламного аккаунта, размер причиненного ущерба, время совершения преступления и т.д. Полный перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию по каждому уголовному делу можно посмотреть в ст.73 УПК РФ. В скобках и перечисляются документы, которыми можно доказать ряд вышеуказанных обстоятельств. А назначение заключения специалиста/эксперта и ответов из сервиса контекстной рекламы я уже раскрыл в предыдущих комментариях.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Раскрывать всегда