Не обратился в ФТС о возврате переплаты, не можешь требовать возврата в суде

Нету ручек - нет конфетки?

Верно ли утверждение? ВС РФ говорит, что нет!

Кассационное определение ВС РФ № 5-КАД20-46-К2 от 27 января 2021г.

Декларантом при въезде на постоянное место жительства в Россиискую Федерацию была оформлена и предъявлена 18 января 2019 г. пассажирская таможенная декларация, согласно которои ввозились товары личного пользования весом 809,7 кг. Таможенным органом декларанту был выдан ТПО об оплате таможенных платежеи по указаннои ТД на сумму порядка 245 210 руб. На основании этого документа декларант произвел соответствующую оплату таможенных пошлин и таможенного сбора. Однако декларант счет таможенные платежи при ввозе товаров личного пользования уплачены в большем размере, чем предусмотрено таможенным законодательством, и, выразив несогласие с начислением таможенных платежеи без предоставления льгот, декларант обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать таможню возвратить излишне уплаченные таможенные платежи в размере в полном размере. Отказывая в удовлетворении требовании декларанту, суды, ссылаясь на статьи 66, 67 Таможенного кодекса Евразииского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), статью 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. No 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Россиискои Федерации», исходили из того, что декларант не обращался в таможенную службу с заявлением о внесении изменении (дополнении) в сведения, заявленные в декларации на ввезенные товары, в связи с чем не имеет права на возврат уплаченных и (или) излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в судебном порядке. Кроме того, суды указали, что декларантом не представлены доказательства причинно-следственнои связи между деиствиями таможни и причинением декларанту убытков в заявленном размере. Такие выводы Верховный Суд РФ считает в корне не верными и апеллирует следующими положениями регулятора:

☝🏼 Пунктом 1 статьи 67 ТК ЕАЭС предусмотрено, что суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату (зачету) в том числе в случае, если эти таможенные пошлины, налоги являются излишне уплаченными или излишне взысканными таможенными пошлинами, налогами в соответствии со статьеи 66 данного кодекса.

☝🏼 Международнои конвенциеи об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершена в Киото 18 мая 1973 г.), участником которои с 4 июля 2011 г. является Россииская Федерация, установлено, что возврат пошлин и налогов производится в случаях их излишнего взыскания в результате ошибки, допущеннои при начислении пошлин и налогов. В тех случаях, когда излишнее взыскание произошло вследствие ошибки, допущеннои таможеннои службои, возврат производится в приоритетном порядке (стандарт 4.22).

☝🏼 Согласно правовои позиции Конституционного Суда Россиискои Федерации, в случае допущения налогоплательщиком переплаты некоеи суммы налога на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания (постановление от 31 октября 2019 г. No 32-П, определения от 8 февраля 2007 г. No 381-О-П и от 25 мая 2017 г. No 959-О).

☝🏼Из разъяснении, данных Пленумом Верховного Суда Россиискои Федерации в пункте 34 постановления от 26 ноября 2019 г. No 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебнои практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразииского экономического союза», следует, что с учетом установленных Конституциеи Россиискои Федерации (часть 1 статьи 35 и часть 1 статьи 46) гарантии защиты права частнои собственности при излишнем внесении таможенных платежеи в связи с принятием таможенным органом незаконных решении по результатам таможенного контроля, заинтересованное лицо вправе обратиться непосредственно в суд с имущественным требованием о возложении на таможенныи орган обязанности по возврату излишне внесенных в бюджет платежеи в течение трех лет со дня, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего права (об излишнем внесении таможенных платежеи в бюджет). При этом обращение в суд с имущественным требованием о возврате таможенных платежеи, поступивших в бюджет излишне, не предполагает необходимости соблюдения административнои процедуры возврата. Заявленное требование должно быть рассмотрено судом по существу независимо от того, оспаривалось ли в отдельном судебном порядке решение таможенного органа, послужившее основанием для излишнего внесения таможенных платежеи в бюджет.

☝🏼Обращение с требованием о возврате таможенных платежеи в связи с несоответствием таможенному законодательству решении об их начислении не предполагает необходимости соблюдения заявителем административнои процедуры возврата, установленнои статьеи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. No 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Россиискои Федерации».

Как вывод ВС РФ констатирует, что необходимость обращения в таможенный орган в административном порядке для изменения сведений о таможенной стоимости, указанных в декларации, возникает в тех случаях, когда после выпуска товаров заинтересованное лицо получает возможность доказать иной размер заявленной до выпуска (скорректированной по результатам таможенного контроля) таможенной стоимости в связи со вновь полученными документами, влияющими на достоверность определения таможенной стоимости. В этих случаях перечисление таможенных платежей в бюджет в излишнем размере является результатом ошибки декларанта, которая должна быть исправлена им, а таможенному органу - предоставлена возможность осуществить таможенный контроль в целях проверки факта наличия ошибки и возникновения переплаты.

22
Начать дискуссию