Метавселенные: юридические аспекты идеи на миллион (Цукерберг уже начал)

NFT, DAO, а теперь еще и мета... метавселенные? Поговорим о том, что это такое и почему юристы (и не только) скоро будут изучать законы не существующих в реальной жизни миров.

Итак, всем уже успел поднадоесть термин «метавселенная», а теперь еще и юристы решили добавить свои пять сатоши и порассуждать про юридические аспекты этого явления.

Для тех, кто не в курсе, метавселенная – это новый buzzword в долине. Как только Facebook объявил о переименовании в Meta и своих планах построить метавселенную, аналогичные заявления посыпались со всех сторон. Может, это новый тренд и гонка за доминирование в виртуальном мире, а может, через год на смену придет новый модный термин.

Метавселенную проще показать, чем описать словами. Для этого рекомендуем фильм «Первому игроку приготовиться». В этом фильме виртуальным миром руководит одна корпорация. Как будет в реальности (и будет ли вообще) – можно догадываться, но кажется, что это будет скорее несколько виртуальных миров, которые будут интероперабельны между собой.

Адвокат на одном из серверов игры GTA Role Play

Как юристы, которые работают со стартапами и новыми технологиями, мы любим фантазировать о юридических последствиях тех или иных новых явлений. Что дальше и попробуем сделать.

Мы действительно будем фантазировать, и не будем никак ограничивать нашу фантазию. Поэтому, пристегните свои ремни и «первому игроку приготовиться»!

Что такое метавселенная

Сперва мы хотим попытаться коротко объяснить, что же такое метавселенные, а также показать, что на самом деле это понятие не является чем-то отдаленным от нашего мира, чем-то сверхновым. Это поможет понять, что и как необходимо регулировать в метавселенных.

Во-первых, понять «метавселенную» довольно просто – посмотрите вокруг себя. Прозвучит странно, но вы уверены, что ваше окружение реально? Вопрос появился не просто так, и мы не сошли с ума. На этот счет даже имеются исследования ученых, о которых мы коротко поговорим далее.

Во-вторых, метавселенные очень похожи на игры, социальные сети и интернет в целом. Поэтому вопрос регулирования не придется здесь изучать с самого начала, так как база уже имеется. Про отличия метавселенных и социальных сетей также будет сказано далее.

Кому это не интересно или кто думает, что мы все-таки сошли с ума (далее будет только хуже) – юридические аспекты метавселенных рассматриваются в последнем разделе статьи.

Мы уже живем в метавселенной

Слово «метавселенная» образовано от приставки греч. μετά- «между, после, через» и слова вселенная (мир). Получается мир между мирами. Звучит фантастически.

Действительно, без учета альтернативных теорий, нашу вселенную мы считаем реальной и единственной, первородной. О каких еще мирах мы можем говорить?

Например, о виртуальных мирах, о матрице, компьютерной симуляции, в которой мы все с вами можем жить, не догадываясь об этом. С некоторыми исследованиями на эту тему, описанными коротко и простым языком, можно ознакомиться здесь.

«Вероятность того, что мы не живем в компьютерной симуляции, равна одному на миллиарды»

Мы же в этой части статьи хотим познакомить вас с эффектом наблюдателя и опытом Юнга. Суть эффекта наблюдателя заключается в том, что при наблюдении за объектом его поведение (свойства) начинает меняться. Физики тут разделись на два лагеря:

  • Первые говорят, что поведение объекта меняется из-за того, что человек с помощью измерительных приборов воздействует на этот объект;
  • Вторые же (по ссылке видео, где приводятся обе теории) считают, что сознание человека, то есть сам факт наблюдения меняет поведение объекта. Это объясняется на квантовом уровне тем, что объект до момента наблюдения находится в «суперпозиции», то есть в неопределенной позиции, когда он одновременно, допустим, и черный и белый. После того, как объект стал наблюдаемым, он зафиксировал свое последнее состояние, например, остался черным. Все это находится также на стыке теории о мультивселенных, то есть наблюдаемый объект стал черным для наблюдателя лишь в одной из возможных реальностей.

Да, звучит все очень сложно и непонятно. Мы не физики, и если честно, сами до конца не понимаем всего этого (да и в принципе сейчас нет единого мнения на этот счет), но, учитывая наличие серьезных исследований на тему реальности нашего мира и высказываний, например, того же Илона Маска, мы видим довольно четкую связь между вопросом реальности/нереальности нашей вселенной и метавселенными, которые люди хотят развивать.

Эффект наблюдателя очень похож на механизм, который используется в играх. Так, виртуальный мир для отдельного игрока формируется (рендерится) тогда, когда игрок смотрит на него. Это необходимо для экономии ресурсов компьютера. Такой механизм сравним с тем, что происходит с фотонами в опыте Юнга. Если мы не наблюдаем за фотонами, они имеют волновую функцию, а если наблюдаем, то их движение похоже на пейнтбольные шарики.

Получается, метавселенные ничем не отличаются от игр? Ответим на этот вопрос в следующем разделе.

Если среди читателей этой статьи есть физики, напишите ваше мнение в комментарии, реален наш мир или скорее всего нет?

Чтобы расслабить свою голову после прочтения, а может быть, даже и просмотра вышеуказанных роликов, посмотрите на несколько багов реального мира, над устранением которых сейчас трудятся разработчики нашей вселенной (но, скорее всего, им без разницы, ведь и так сойдет):

Одинаковые NPC заспавнились
Ошибка синхронизации на сервере (а не мираж, о котором все говорят)
Баг с тенями

Чем метавселенная отличается от социальной сети или компьютерных игр?

Если исходить из терминологии, метавселенная должна быть похожей на отдельный мир, но при этом связанный с другими мирами. Это не параллельная вселенная, это мир между мирами.

Можно сказать, что сюда подходят социальные сети, онлайн игры и интернет в целом. Действительно, что-то общее у перечисленного с метавселенными есть (в первую очередь, огромное сообщество и взаимодействие его членов друг с другом в рамках одной соцсети или игры), но нет самого главного – интероперабельности (совместимости).

Так, в метавселенных отдельные элементы одного мира могут быть использованы в другом. Допустим, возможность передачи скинов из метавселенной Counter Strike в метавселенную Fortnite. Это был примитивный пример, а вот вам более интересный и фантастический – возможность проглотить красную таблетку и отключиться от Матрицы (метавселенной), чтобы выйти в реальный мир.

Сейчас этого нет ни в играх, ни в социальных сетях. Можете ли вы хотя бы передать подарок из ВКонтакте в Facebook? Нет, даже сообщение нельзя отправить из одной социальной сети в другую.

То есть основное отличие метавселенных – это наличие тесной связи между вселенными, когда элементы из одной вселенной могут использоваться во второй.

Вообще, сейчас нет настоящих метавселенных. Все, что существует – это лишь проекты, которые имеют огромную аудиторию, например, (кино)вселенная Marvel, онлайн игры (имеют наибольшую схожесть с метавселенными) и криптопроекты из области метавселенных (как они сами заявляют о себе).

GTA Role Play

Одним из интересных проектов в области метавселенных можно назвать GTA Role Play (GTA RP). GTA RP – это неофициальный мод для игры Grand Theft Auto (GTA) с элементами реальной жизни, в которой игроки отыгрывают различные роли: от бездомного до губернатора.

Мод известен еще со времен GTA San Andreas под названием SA:MP. Недавно обрели популярность и моды для GTA V – механика осталась прежней, но функциональные возможности улучшились.

Самое интересное, что никто не говорит о GTA RP как о метавселенной, хотя эта игра максимальным образом приближена к ней – игровые сервера в действительности похожи на отдельные миры, каждый из которых, по сути, является копией реального мира, в которой имеются, например, свои органы политической власти, полиция, армия, имеется собственная экономика, организации, мафии, банды и прочее.

Для некоторых людей это вторая, но иногда первая по значению жизнь, где они могут быть кем захотят. Речь идет не только о погоне за материальными ценностями. Игроки здесь общаются, находят друзей, кто-то даже женится (как минимум, в рамках игры).

Теперь представьте, что в такой игре валюта будет не просто «фантиками», а токеном (в идеале стейблкоином), допустим, на эфире. Интерес к игре и время проводимое в ней кратно увеличатся. Если идти дальше, можно применять различные метрики репутации, например, кредитоспособность – отношение человека к кредитам в метавселенной также отражается на кредитоспособности в реальной жизни, и это вполне логично, поскольку и там, и тут человек использует реальные активы (токены).

Метавселенные и крипта

В криптомире метавселенные представлены в виде игр и различных сетей, сервисов для метавселенных.

Криптоигры

Decentraland – игра, в которой игроки могут покупать и монетизировать виртуальные земли (например, можно построить казино). Игра администрируется ДАО.

Star Atlas – метавселенная с тремя фракциями (цивилизациями), которые ведут борьбу за территории, ресурсы, политическое господство. Игроки за помощь своей фракции получают награды, в том числе в виде токенов. Игра разрабатывается на движке Unreal Engine 5.

Игра напоминает космические симуляторы Elite Dangerous или все еще разрабатываемый Star Citizen. Эти игры имеют полностью открытый мир, где каждая звезда (планета) является реальным игровым объектом, до которого можно долететь на своем корабле (если хватит топлива). Whitepaper Star Atlas говорит об этом же (14 страница).

illuvium – RPG с открытым миром и auto-battler в одном лице. Игроки сражаются за токены.

Можно ли эти игры назвать метавселенными? В перспективе – да. Сейчас – вряд ли, как минимум, потому, что не все из них еще выпущены. Эти игры имеют связь с реальным миром посредством использования внутри них токенов, которые имеют ценность и в нашем мире, но есть вероятность, что дальше этого подобные игры не пойдут. Для того, чтобы назвать игру метавселенной, она должна построить вокруг себя огромное сообщество, которое будет вовлечено в судьбу игрового мира, а не просто так играть с целью получения токенов.

Уже сейчас мы видим большое количество правовых вопросов, которые обязательно будут обсуждаться и станут одной из проблем для широкого распространения подобных игровых проектов и метавселенных в целом. Далее мы опишем некоторые из них.

Возможные правовые аспекты метавселенных

Регулирование отношений в метавселенной

Метавселенные с одной стороны регулировать просто – с помощью правил/пользовательских соглашений/terms of use. Такие правила, по сути, ничем не отличаются от тех правил, что мы сейчас принимаем перед тем как запустить какую-либо игру или зарегистрироваться на каком-либо сайте.

Сложности возникнут тогда, когда государственные органы заметят новое явление и решат провести расследование в отношении соблюдения организаторами метавселенной применимых законов и публичных интересов.

Может ли государство влиять на метавселенные

Да, может. Если метавселенные (их администраторы) нарушают публичные интересы – интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей среды.

Самый простой пример – метавселенные обязательно должны будут соблюдать законодательство о персональных данных. В противном случае они могут быть заблокированы, а администраторы – оштрафованы.

Ограничения на метавселенные со стороны государства

Если метавселенные обретут популярность, ограничения однозначно появятся.

Например, может быть установлено ограничение по максимальному времени, которое разрешено проводить в метавселенной. Например, в Китае уже существуют ограничения времени на видеоигры для несовершеннолетних: по часу в пятницу, субботу и воскресенье, а также в праздничные дни. Подобное ограничение связано с опасением развития игровой зависимости. Для метавселенных это суперактуально – нереальный мир может быть гораздо интереснее реального.

Также на метавселенные может быть распространено трудовое законодательство, как минимум в части времени труда (в метавселенной нельзя будет «работать», допустим, более 40 часов в неделю).

Вполне возможны ограничения на авторизацию в метавселенной. Для ее прохождения необходимо будет предоставить паспортные или иные данные, либо авторизоваться через государственные порталы, например, через Госуслуги. В противном случае интероперабельность может быть нарушена.

Обязательно появятся требования к администраторам метавселенных.

Могут ли законы реального мира применяться в метавселенной

Ответить на этот вопрос нам поможет концепция «магического круга»:

Действия, которые происходят в виртуальном мире, являются предметом регулирования законов реального мира, если пользователь, исполняющий данное действие, разумно понимал или должен был понимать, что такое действие будет иметь последствия в реальном мире.

Б.Т. Дюранске

Объясним на примере. Убивать запрещено под угрозой наказания в соответствии с Уголовным кодексом, и все это прекрасно знают. В то же время во многих играх имеется возможность убивать игроков, но за это никто не несет никакой ответственность в реальном мире. Это максимально логично, ведь убийство в игре – это убийство нереального персонажа, закон реального мира здесь не действует.

Работает ли это правило в метавселенных? Вопрос неоднозначный. Чтобы не растягивать и так длинную статью, раскрыли эту концепцию в полной версии.

Также вспомните про публичные интересы. Вероятнее всего, появится отдельное регулирование метавселенных на законодательном уровне. Более того, не все государства спокойно реагируют на крипту: метавселенные с ее использованием (а таких будет большинство) первыми попадут под прицел государственных органов.

Кто сможет создать метавселенную и нужно ли будет получать лицензию оператора метавселенной

Вероятно, метавселенные будут приравнены к азартным играм, либо будут иметь схожее регулирование, либо такое регулирование будет покрываться существующим законодательством в области криптовалют.

Соответственно, могут появиться «операторы метавселенных» и отдельные требования к ним, а сама их деятельность может стать лицензируемой.

Как создать первую метавселенную и легально не соблюдать законы

Такая возможность имеется в рамках регуляторных песочниц.

Будет ли деликтное право распространяться на метавселенные

Уже сейчас за оскорбления в социальных сетях можно привлечь к ответственности. С метавселенными здесь может быть несколько вариантов:

  • метавселенные по природе приравниваются к играм, следовательно, оскорбление в метавселенной является оскорблением персонажа метавселенной – деликта нет;
  • метавселенные рассматриваются исключительно в связке с реальным миром (интероперабельность), если законами или правилами метавселенной не установлены какие-либо исключения – то есть оскорбление в метавселенной будет являться деликтом, если иное не будет установлено законами или правилами. В этом случае все равно необходимо учитывать, что в правилах нельзя указывать условия, противоречащие публичным интересам.

Также есть вероятность появления новых видов деликтов в этой области: причинение вреда цифровому имуществу, репутации.

Кто будет разрешать споры, связанные с метавселенными

Можно выделить 3 категории споров:

  • Спор между игроком (назовем его так для простоты) и администратором метавселенной;
  • Спор между игроками метавселенной;
  • Спор между администраторами разных метавселенных.

Первые (игрок-администратор) будут разрешаться довольно просто – в соответствии с правилами метавселенной, а если стороны не придут к согласию, то в суде реального мира.

Со вторыми (игрок-игрок) все гораздо интереснее, снова может быть несколько вариантов:

  • Спор не выходит за границы магического круга, то есть не посягает на права человека в реальном мире, в том числе не затрагивает публичные интересы – разрешается в соответствии с правилами метавселенной. Например, могут быть предусмотрены суды внутри метавселенной (новый вид арбитража или просто способ разрешения спора, предусмотренный правилами, словно в какой-то игре), а значит там будут и свои судьи и свои юристы. К слову, это уже существует, например, в той же GTA RP: (i) игроки могут пожаловаться администрации; а также (ii) могут подать иск в рамках игрового процесса.
  • Спор выходит за границы магического круга – по аналогии с реальным миром, суд внутри метавселенной может быть судом первой инстанции; а суд в реальном мире судом последней инстанции.

В третьем случае (администрация-администрация) споры могут рассматриваться по аналогии со спорами игроков:

  • Сперва в суде метавселенной, с возможностью обжаловать решение такого суда в суде реального мира (вариант кажется допустимым, если суд метавселенной будет признан на законодательном уровне, например, в качестве нового вида арбитража);
  • Либо сразу в суде реального мира.

Суды метавселенных также могут базироваться в одной специально созданной для целей правосудия метавселенной. Это будет отдельный независимый мир, задача которого – разрешать споры. Игроки в нем, по сути, будут просто работать и получать за свой труд оплату в виде денег, токенов или репутации, которая будет цениться в реальном мире среди юристов (например, это будут баллы для поступления на юридический факультет или для получения статуса адвоката, судьи и так далее).

Персональные данные в метавселенной

Пожалуй, самое главное, что получает администратор метавселенной – это персональные данные ее пользователей. Можно сравнить это с тем, как если бы в нашем реальном мире был свой администратор, который знает о нас абсолютно все, каждый наш шаг.

Что делать с такими данными? Все то же, что делают с ними и сейчас – используют для рекламы, продают банкам и иным лицам. Не зря же Facebook (теперь уже Meta), так любящая собирать персональные данные, решила выбрать для себя метавселенные основным направлением деятельности.

Поэтому персональные данные – один из основных аспектов (а также крипта), который будет волновать регулирующие органы.

Ой, какой-то бред

Ну как, голова не идет кругом? Да, все это звучит слишком странно и абсурдно. Возможно, это действительно так, но кто знает, вдруг фантазии писателей и режиссеров когда-нибудь воплотятся в жизнь.

В любом случае, даже если не будет таких метавселенных, как показывают в фильмах, минимальные их версии однозначно появятся (они уже есть и разрабатываются). Это будут сперва просто игры, в которых валютой является крипта и в которых можно передавать игровые предметы с помощью продажи NFT.

Поэтому ко всему, что мы описывали выше, через несколько лет так или иначе нам придется вернуться еще раз. Только мы уже будем не фантазировать, а решать проблемы создателей метавселенных, которых вдруг заблокирует Роскомнадзор.

Статья будет дополняться в полной версии.

Полезные материалы

Статья подготовлена Василием Агатеевым, Романом Бузько и Александром Усыниным из юридической фирмы Buzko Krasnov, которая оказывает услуги по российскому и американскому праву.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
m v`

Бесполезная, бесполезная статья заставляющая сомневаться в компетенции автора как юриста. Ну или его фирма успешно набивает кучу часов консультируя по этим вопросам идиотов на хайпе и тогда он молодец и можно поздравить с успешной генерацией денег из ничего.
(Поэтому более интересный вопрос для юриста это не права на фантики в простигосподи метавселенной а то как защитить бабло клиента от коммивояжеров продающих услуги и Проекты на хайпе по метавселенной и крипте. К сожалению это все скучно и правоотношения в мясном пространстве)

Все можно суммировать этим:

Метавселенные с одной стороны регулировать просто – с помощью правил/пользовательских соглашений/terms of use. Такие правила, по сути, ничем не отличаются от тех правил, что мы сейчас принимаем перед тем как запустить какую-либо игру или зарегистрироваться на каком-либо сайте.

Как и с онлайн-играми и с соцсетями, все регулируют термсы, на них будут ссылаться модераторы когда будут выпинывать очередного педофила из "метавселенной" за торговлю фотками ступней.
Существенной разницы тут между фейсбуком как он есть / гта онлайн и абсурдных конвульсиях Цукка с попыткой продать миллиарду человек Second Life для СОВЕЩАНИЙ юридически нет и красивые слова из сайфая бесполезны. Все в загончике регулируется термсами пока регуляторам не понравится что там занимаются мошенничеством с реальными деньгами/имуществом, выкачкой ПД и прочим стаффом из реального мира.

Теперь представьте, что в такой игре валюта будет не просто «фантиками», а токеном (в идеале стейблкоином), допустим, на эфире

Не фантиками а фантиками

Суды метавселенных также могут базироваться в одной специально созданной для целей правосудия метавселенной. Это будет отдельный независимый мир, задача которого – разрешать споры. Игроки в нем, по сути, будут просто работать и получать за свой труд оплату в виде денег, токенов или репутации, которая будет цениться в реальном мире среди юристов (например, это будут баллы для поступления на юридический факультет или для получения статуса адвоката, судьи и так далее).

Круто пойду напишу во вступительном письме в Гарвард что у меня богатый опыт модерирования форумов, это же так полезно в юридической деятельности!1 Какой ад

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Agateev
Автор

Странно говорить, что статья бесполезная, а затем рассуждать о том же, что в ней и написано, высказывая своё мнение по вопросу регулирования метавселенных. То есть вы сделали тоже самое, что и я, но только в комментариях. Может, ваш комментарий тогда тоже бесполезен? :)

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

Вы обсуждаете регулирование абстракции выдуманной маркетингом, что компрометирует вас как юриста. Возможно, пользователи и поверят, что утка (социальная сеть с 3D графикой и VR) является метавселенной, но регуляторы вряд ли с ними согласятся, потому что, если нечто выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка.

Ответить
Развернуть ветку
Vasily Agateev
Автор

Юристам нельзя обсуждать "абстракции"? Блин, юрист это не человек, который 24/7 ходит в костюме и читает исключительно законы, а вместо фильмов смотрит заседания Госдумы. Может, это все кому-то очень интересно, но я не хочу себя ограничивать только стандартными для юриста темами.

Для автора этой ветки комментариев крипта до сих пор является фантиками, или как вы говорите "уткой". Только ни один регулятор так не считает. С метавселенными не может быть такой же истории?

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

Обсуждать можно всё что разрешено законом, но для продвижения ваших услуг это мягко говоря бесполезно.
Крипта это такая же маркетинговая абстракция. Большинство регуляторов не считают криптовалюту валютой, так что это действительно "фантики" вроде баланса в онлайн-играх, только непривязанные к вендору. Отсутствие привязки скорее минус, чем плюс, так как без вендора некому исполнять обязательства, а без обязательств крипта это пустышка. Если закрыть глаза на ограничения технологии, то NFT и прочие попытки создать видимость обязательств выглядят не лучше, чем закручивание гвоздей отвёрткой. Если не закрывать, то сама по себе концепция крипты dead on arrival.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Buzko

hfsp

Ответить
Развернуть ветку
Roman Buzko

Мы писали про NFT еще в 2018 году. Тогда тоже выглядело "преждевременно". Так что посмотрим, что из этой статьи станет актуальным лет через 5, а что канет в лету. Про это уже можно будет написать во вступительном письме в Гарвард.

https://vc.ru/flood/34972-cifrovye-predmety-kollekcionirovaniya-novyy-klass-kriptoaktivov-ili-feyk

Ответить
Развернуть ветку
Артём Костюков

Поддержу. Статья - яркий пример натягивания юриспруденции на глобус современного "научпопа".))

Ответить
Развернуть ветку
Roman Buzko

Да ладно вам, человек написал, потому что ему интересно. Идите сами что-то напишите. Читать никто не заставляет же.

Ответить
Развернуть ветку
Франсуа Пиньон

— Эх, Петька, Петька, — сказал Чапаев, — знавал я одного китайского коммуниста по имени Цзе Чжуан. Ему часто снился один сон — что он красная бабочка, летающая среди травы. И когда он просыпался, он не мог взять в толк, то ли это бабочке приснилось, что она занимается революционной работой, то ли это подпольщик видел сон, в котором он порхал среди цветов. Так вот, когда этого Цзе Чжуана арестовали в Монголии за саботаж, он на допросе так и сказал, что на самом деле он бабочка, которой все это снится. Поскольку допрашивал его сам барон Юнгерн, а он человек с большим пониманием, следующий вопрос был о том, почему эта бабочка за коммунистов. А он сказал, что она вовсе не за коммунистов. Тогда его спросили, почему в таком случае бабочка занимается подрывной деятельностью. А он ответил, что все, чем занимаются люди, настолько безобразно, что нет никакой разницы, на чьей ты стороне.

— И что с ним случилось?

— Ничего. Поставили его к стенке и разбудили.

— А он?

Чапаев пожал плечами.

— Дальше полетел, надо полагать.

Ответить
Развернуть ветку
Василиос Анастасакос

Отходя от статьи. Facebook не может справиться с утечками базы данных своих пользователей и пользователей WhatsApp. Instagram на Android загружает ролики через раз. В Facebook Messenger нельзя отправлять друг другу видео. О каких метавселенных говорит Цукерберг, если все проекты, что делает Facebook говно, а всё, что они покупают у других разработчиков превращают в говно со временем?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воробьев

Столько букв и все ни о чем.

Ответить
Развернуть ветку
Dudka Trubnik

До метавселенной как до Москвы раком (а мне так-то очень далеко)

До нужного hardware, который мог бы напрямую к мозгу подключаться и позволял существовать в метавселенных еще полвека, не меньше

Ответить
Развернуть ветку
Voin Mraka

Нео, есть два способа выйти в матрицу - интерфейсный кабель в шею или силовой в жопу ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Dudka Trubnik

Спасибо, но в российские исправительные учреждения не собираюсь

Ответить
Развернуть ветку
Dudka Trubnik

И не давая другим комментаторам шанса спетпросянить...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Новиков

Китайские Товарищи знают как влиять на Метавселенную.
Под Решения партии подгонят все или любые юридические аспекты. Опыт у них есть. IT гиганты это прочувствали.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Если так будут продолжать, то им ждёт такая же учесть, как советским товарищам.

Ответить
Развернуть ветку
Витя Курчатов

смотри чтобы в россиюшке не подогнали еще похлеще, чем в поднебесной

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Matveev

Увидел недавно стримы на ютубе по GTA RP Megapolis. Так они там даже бюрократию продумали. Появляешься в аэропорту, вызываешь такси, получаешь паспорт, идешь сдавать на водительские права теорию на компе и практику по городу. Чтобы оружие купить нужна лицензния, лицензию не дают в полиции пока медосмотр всех врачей не пройдешь, не сдашь экзамен шерифу и не заплатишь откат :)

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Богданов

Нет никакой продуманности, иначе не пришлось бы заманивать игроков огромным количеством проплаченных стримов.
Фактически это всё элемент фарма ради фарма, где люди крайне топорно и формально пытаются что-то отыгрывать, а зачастую действуют просто исключительно опираясь на технически предусмотренные инструменты.
РП с прописанными персонажами в СНГ не прижилось в том числе из-за отсутствия экономической поддержки таких проектов. Да и сама аудитория, в большинстве своём, считает, что отыгрыш это, условно, забиндить /me /do /try и впадает вступор, сталкиваясь с игроком сопосбным выйти за рамки этого.
Всё максимально упрощено, формализировано, в противном случае онлайн на подобных проектах, как и 10 лет назад, будет человек 40 от силы, поэтому о какой метавселенной может идти речь.

Иначе метавселенной можно было бы назвать ММОРПГ, где вполне себе, на протяжении десятков лет, существуют целые организации, фармящие и перепродающие голду или шмот за реальные деньги и за них же содействуя в прохождении рейдов, квестов и т.д.

Ответить
Развернуть ветку
Vladyslav Shkolnyi

Пока что это напоминает игру Second Life или провалившийся проект PlayStation Home. В своё время проекты хоть и наделали шума, но так и не взлетели.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Терещенко

Интересная статья) Не понимаю, что все накинулись на автора. Ну ка скажите, когда у нас законодательство поспевало за новшествами? Я вам отвечу - НИКОГДА и это нормально.
С развитием технологий и сетей 5g еще больший уход в онлайн неизбежен (не забываем и про пандемию, которая похоже с нами очень надолго).

Плохо это или хорошо -вопрос открытый, но это уже происходит. Так что тут нет ничего удивительного, когда появляются такие идеи как метавселенная. Вспомните как все было хотя бы лет 10-15 назад. Мир очень быстро меняется, и заранее подумать о том, как юристу с этим жить - отличная идея.
Автор молодец!

Ответить
Развернуть ветку
Georgy Uvarov

С текущем уровнем развития технологий, пялиться сутками в полигоны, не, спасибо

https://youtu.be/Ibm3WhfLk08

Ответить
Развернуть ветку
xxx xxx

Ничего нового, просто пользователей из локального окружения хотят перенести на сервера, где вокруг бегают другие игроки и с ними можно будет взаимодействовать, а возможные активности и сейчас доступны в других программах - почти как на любом сервере какого-нибудь WOW только в VR, и вместо пойти завалить вместе босса планируется ходить по другим делам - слепить вместе скульптуру или нарисовать вместе картину.

Ответить
Развернуть ветку
Dima Trish
Ответить
Развернуть ветку
Ilya Semak

Вы правильно подметили, что история пошла задолго до GTA 5 Online, еще с модификации SAMP (я кстати об этом писал https://vc.ru/story/51252-gta-san-andreas-kak-zarabotat-million-na-igre-2004-goda-istoriya-odnogo-proekta), но во многом всё пошло дальше и мы можем видеть гораздо более развитые идеи, всё тот же https://arizona-v.com/
Вопрос в том, насколько далеко это зайдет и какой именно будет реализация

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда