Без юриста и посредников: как самостоятельно открыть ООО в 2022 году

Сервис Dokia подготовил подробный гайд по регистрации ООО в 2022 году.

Без юриста и посредников: как самостоятельно открыть ООО в 2022 году

Для предпринимателей, периодически открывающих бизнес, мы кратко расскажем, что изменилось в регистрации ООО за 2021 и 2022 год, а тем, кто впервые планирует открыть свой бизнес или делал это очень давно — рекомендуем прочитать всю статью.

Содержание

Что важно знать до регистрации?

Пошаговая инструкция:

Изменения 2021—2022

Произошло не так много изменений:

1. Упрощена регистрация ООО через нотариусов.

Как было до изменений: нотариус делал 2 действия, каждое из которых было необходимо оплатить— свидетельствовать подлинность подписи заявителя, а также подачу документов на регистрацию ООО в ФНС.

Как теперь: если нотариус подтверждает подлинность подписи на заявлении о регистрации ООО, в тот же день он сам передает документы в налоговую в рамках одного нотариального действия.

Если при регистрации ООО несколько заявителей, то пакет документов в ФНС отправит нотариус, засвидетельствовавший подпись последнего заявителя.

Поэтому, сейчас открыть ООО можно за одно посещение нотариуса и оплатив только одно нотариальное действие вместо двух.

2. В 2022 году ООО могут проводить любые собрания заочно

С апреля участники ООО могут проводить любые собрания без очного присутствия, в том числе общее собрание участников ООО для регистрации юрлица.

Что-то еще?

Это все ключевые изменения при регистрации ООО в 2022 году. Вполне возможно, что в течение 2022 года ФНС внесет новые изменения в процесс регистрации ООО — мы будем редактировать данную статью с их учетом.

Теперь давайте разложим по полочкам, что необходимо сделать, чтобы самостоятельно зарегистрировать ООО в 2022 году без отказа в налоговой.

Как зарегистрировать ООО?

Государственная регистрация ООО на самом деле проще, чем кажется. Да, есть нюансы: нужно собрать папку с бумагами, правильно оформить протокол/решение, заполнить бланк на 12 листов, найти адрес для прописки компании. Уйдет 2–3 дня на подготовку и 3–7 дней на оформление. Все это можно сделать самостоятельно. У нас есть пошаговая инструкция регистрации ООО.

Раскладываем порядок регистрации ООО на молекулы и разбираем тонкости. Но начинаем с болей.

Могут ли отказать в регистрации?

Да, могут. Не всегда регистрация проходит гладко. Есть много оснований, по которым налоговая присылает отказы. Все они собраны в ст. 23 закона № 129-ФЗ. Обычно налоговики не придираются. Но проблемы точно будут, если:

  • подадите в налоговую неполный комплект документов;
  • неправильно заполните документы;
  • не заплатите госпошлину (когда она обязательна);
  • подадите заявление, подписанное другим лицом;
  • придумаете для фирмы некорректное название;
  • допустите в заявлении ошибки, укажете недостоверные сведения;
  • зарегистрируете ООО по адресу, который налоговая считает недостоверным;
  • подадите в ФНС поддельные документы или документы, содержащие недостоверные сведения и пр.

Чтобы не было отказов и вы в итоге получили решение о регистрации ООО, мы сделали этот материал подробным — с примерами и образцами. Вам придется потратить время, чтобы разобраться в пошаговой инструкции по самостоятельной регистрации ООО. Зато станете экспертом и сэкономите.

⚡ С чего начать?

I. Соберите учредителей. Бизнес запускают в одиночку или с партнерами. Открыть ООО самому проще. Если есть компаньоны, нюансы регистрации новой ООО нужно согласовать с ними. Это несложно, просто потребуется больше документов.

Все вопросы партнеры решают на общем собрании учредителей ООО. Первое нужно провести заранее — чтобы решить несколько орг. моментов.

II. Обсудите, как будет работать компания. Нужно:

  1. Придумать название ООО.
  2. Утвердить уставный капитал ООО.
  3. Назначить руководителя.
  4. Выбрать юридический адрес.
  5. Утвердить устав.
  6. Подобрать ОКВЭДы.
  7. Выбрать режим уплаты налогов.
  8. Обсудить условия учредительного договора.

III. Зафиксируйте результаты. Если вы единственный участник — составьте решение. Если есть партнеры — составьте протокол. Подробнее об этом на девятом шаге.

Далее — полная пошаговая инструкция для регистрации ООО.

1. Выбираем название ООО

Есть три правила, о которых нужно помнить при выборе названия.

1. У новой фирмы может быть до 4 названий. Обязательно — полное фирменное наименование ООО на русском. Дополнительно можно ввести сокращенное на русском и два на иностранном — тоже полное и сокращенное (п. 1 ст. 4 закона № 14-ФЗ).

Все четыре названия не могут отличаться друг от друга. Скорее это четыре формы одного наименования. Примерно вот так.

Без юриста и посредников: как самостоятельно открыть ООО в 2022 году

2. Название не должно противоречить ГК. В кодексе есть ограничения. Полное и сокращенное наименование ООО не могут включать элементы, указанные в п. 4 ст. 1473 ГК. Если учредители нарушают эти требования и включают в название запрещенные элементы — налоговая отказывает в регистрации (пп. «ж» п. 1 ст. 23 закона № 129-ФЗ).

Без юриста и посредников: как самостоятельно открыть ООО в 2022 году

3. Название может быть неуникальным. Если вы взяли название другой фирмы, налоговая не будет придираться, вы без проблем пройдете гос регистрацию ООО. Даже если это название крупного бренда. Но могут быть проблемы, если эта фирма зарегистрировала название как товарный знак.

Например, в России есть несколько компаний под наименованием «Найк» — как бренд спортивной одежды. Никто не может заставить их переименоваться. Но ни одна из этих фирм не может использовать название в коммерческой деятельности. Его нельзя повесить на вывеске, использовать в рекламе или писать на упаковке: «Найк» — это товарный знак. Если нарушить запрет, правообладатель пойдет в суд и потребует до 5 млн ₽ возмещения. Поэтому лучше придумайте уникальное название.

2. Договариваемся про уставный капитал

Для регистрации предприятия ООО партнеры скидываются — на уставный капитал. Это номинальная стоимость чистых активов будущей компании. Сколько внесете, столько фирма и будет стоить. Деньги станут собственностью юр. лица. Забрать их обратно просто так не получится — только в случае выхода участника из ООО. По мере развития бизнеса возможно изменение размера уставного капитала ООО. Но сначала нужно договориться о стартовой сумме.

Минимальный размер уставного капитала ООО — 10 тысяч ₽. Можно и больше, главное не меньше. Компаньоны сами решают, сколько готовы внести. Итоговую сумму пишут в уставе, договоре и заявлении на регистрацию ООО (ст. 14 закона № 14-ФЗ).

Уставный капитал можно внести деньгами и имуществом. Первые 10 000 ₽ вносят обязательно деньгами. Остальное транспортными средствами, недвижимостью, оборудованием, ценными бумагами — чем договоритесь. Просто так передать фирме имущество нельзя: его нужно оценить, а результаты оценки утвердить протоколом (ст. 15 закона № 14-ФЗ). Целое дело.

Порядок внесения капитала ООО отличается для разных форм уставного капитала.
Порядок внесения капитала ООО отличается для разных форм уставного капитала.

Каждый учредитель получает долю. О размерах тоже договариваются до создания ООО. Единственный участник всегда забирает все 100%. Когда партнеров несколько, доли привязывают к размеру вклада каждого.

Обычно делают просто: берут 10 тысяч и делят на число партнеров — чтобы получить равные доли. Допустим, когда партнеров двое, каждый вносит по 5000 ₽. Иногда поделить 10 тысяч на равные доли не получается. Допустим, три человека не смогут поделить 10 тысяч без бесконечные дробных. Чтобы было проще, уставный капитал увеличивают. Например, до 10 500 ₽ — тогда каждый из трех учредителей вносит по 3500 ₽. Доля каждого — ⅓.

<p>Если поделить капитал на доли без дробных не получается, лучше увеличить сумму. </p>

Если поделить капитал на доли без дробных не получается, лучше увеличить сумму.

Иногда доли каждого учредителя отличаются — когда один участник вносит больше других. Допустим, когда в бизнес заходит инвестор. Чтобы упростить расчеты, доли выделяют в процентах, а не дробях.

Допустим, партнеры договорились учредить фирму с капиталом 1 млн ₽. Якорный участник вносит 500 тысяч ₽ и получает долю в 50%. Два других вносят по 250 тысяч ₽ и получают доли по 25%.

Когда доли участников неравны, проще определять их в процентах.
Когда доли участников неравны, проще определять их в процентах.

Капитал нужно оплатить в течение 4 месяцев после регистрации ООО. Можно договориться и внести деньги раньше. Тогда новый срок фиксируют в учредительном договоре. Пропускать этот срок нельзя, иначе участник потеряет свою долю в бизнесе. Сначала она станет собственностью самой компании. Позже возможен переход неоплаченной доли в уставном капитале к другим участникам ООО.

Каждый учредитель оплачивает свою долю самостоятельно. Обычно деньги вносят на р/с в банке, а оплату подтверждают квитанцией. Второй вариант — оплата доли уставного капитала ООО в кассу компании. Бухгалтер заполняет приходно-кассовый ордер, а участнику выдает квитанцию. Главное — уточнить в назначении платежа: «Оплата доли участника в уставном капитале».

<p>Ордер подтверждает, что участник оплатил свою долю. </p>

Ордер подтверждает, что участник оплатил свою долю.

Если долю оплачивают имуществом, необходимо:

  • Нанять оценщика — он осмотрит имущество и составит отчет об оценке.
  • Утвердить отчет протоколом собрания.
  • Передать имущество, поставить его на баланс организации.

3. Выбираем директора

Директор — первое лицо компании и единоличный орган управления ООО. Обычно гендиром берут кого-то из участников, но можно взять и человека со стороны. Гендир управляет фирмой и представляет ее без доверенности (ст. 40 закона № 14-ФЗ). Его выбирают до официальной регистрации ООО.

⚡ Чтобы не обращать внимания налоговой, не стоит брать на работу «массового директора». Это лицо, которое одновременно руководит 5-ю и более юр. лицами. ФНС не откажет в регистрации фирмы ООО на этом основании, но у фискалов будут вопросы. Для них массовый директор — признак ведения фиктивной деятельности. Чтобы не создать лишних проблем, проверяйте гендира с помощью сервиса ФНС «Прозрачный бизнес».

Директор может быть один или несколько. Участники могут прописать в учредительных документах возможность введения двух и более руководителей ООО. Они могут действовать каждый самостоятельно или принимать решения сообща. Если директоров несколько, лучше зафиксировать полномочия каждого и процесс принятия решений в уставе (абз. 3 п. 1 ст. 53 ГК).

Назначение руководителя ООО оформляют решением или протоколом. На его основании данные про директора вносят в ЕГРЮЛ. Чтобы директор смог подать в ФНС документы на запуск фирмы, дополнительно издают приказ — о назначении на должность руководителя ООО. Подписать его может председатель собрания или сам директор — так тоже можно.

Гендир подписывает приказ о назначении руководителем ООО самого себя. Используйте <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdokia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2021%2F03%2FKopiya-obrazecz_prikaza_o_naznachenii_generalnogo_direktora_ooo_edinstv_uchastnik-1.docx&postId=344559" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">бланк приказа</a>, что не составлять приказ самостоятельно.
Гендир подписывает приказ о назначении руководителем ООО самого себя. Используйте бланк приказа, что не составлять приказ самостоятельно.

4. Выбираем юридический адрес для регистрации ООО

Юр. адрес — это место регистрации бизнеса. Его записывают в ЕГРЮЛ, на него присылают документы и приходит с проверками налоговая. Лучше, чтобы он был настоящим: документы, которые отправят на юр. адрес, считаются полученными вами, даже если вы их не получали. При этом юр. адрес не всегда совпадает с фактическим местом нахождения ООО, офиса, точек продаж или производственных мощностей. Это нормально.

Зарегистрировать ООО можно дома у директора, в офисе или на «почтовый ящик».
Зарегистрировать ООО можно дома у директора, в офисе или на «почтовый ящик».

Проще всего зарегистрировать ООО на домашний адрес гендира. Так можно. Даже если помещение в собственности у кого-то другого. Чтобы все прошло гладко, получите от владельца письменное согласие на регистрацию ООО на домашний адрес руководителя. Когда собственников два и больше, согласие подписывает каждый. Бумагу попросят в налоговой. Если владелец — директор, можно обойтись выпиской из ЕГРН.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fdocument%2Fd%2F1CoyshHLpSeD651YF8YUbHE88WT9lIhDT%2Fedit&postId=344559" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Бланк согласия</a> должен подписать каждый собственник, даже если их несколько и они не проживают в квартире
Бланк согласия должен подписать каждый собственник, даже если их несколько и они не проживают в квартире

Если есть офис, можно прописать фирму в нем. Если офис принадлежит одному из учредителей, приложите выписку из ЕГРН, и вопросов не будет. Если это съемный офис, получите от арендодателя гарантийное письмо. Таким письмом подтверждают: после юридической регистрации ООО действительно будет заключен договор аренды.

<a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdokia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2021%2F02%2FGarantijnoe-pismo-na-juridicheskij-adres.docx&postId=344559" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Бланк гарантийного письма</a> заполняет арендодатель. Так он подтверждает, что сдаст помещение, как только фирму внесут в ЕГРЮЛ.
Бланк гарантийного письма заполняет арендодатель. Так он подтверждает, что сдаст помещение, как только фирму внесут в ЕГРЮЛ.

В крайних случаях для регистрации используют адрес «почтового ящика». Вы можете арендовать не офис, а почтовый ящик в нем. Фактическое местоположение ООО не будет совпадать с этим адресом, поэтому могут возникнуть проблемы с доставкой корреспонденции. Если выбираете такой адрес — договаривайтесь с арендодателем про пересылку документов, которые будут приходить на имя фирмы. А еще попросите заполнить гарантийное письмо — его тоже попросят в налоговой.

⚡ Для регистрации ООО в 2022 году не стоит выбирать «адрес массовой регистрации». Это офисы, в которых одновременно прописаны десять и больше юр. лиц. Налоговая признает такие адреса недостоверными и отказывается регистрировать по ним фирмы. Если узнает о недостоверности адреса после регистрации, сделает специальную пометку в ЕГРЮЛ — у партнеров будут вопросы. Если в течение полугода не сменить адрес, ФНС поднимает вопрос о ликвидации ООО и исключении записи из ЕГРЮЛ (пп. «б» п. 5 ст. 21.1 закона № 129-ФЗ). Чтобы случайно не зарегистрировать ООО на «массовый адрес», заранее проверьте его через сервис ФНС «Прозрачный бизнес».

5. Готовим устав

Устав — конституция ООО. Это набор правил, по которым работает компания. Он регулирует основные положения и помогает решать спорные вопросы. Например, вопросы распределения прибыли, полномочий гендира и участников, вопросы принятия решений, отчуждения долей и пр. Для утверждения устава ООО участники вносят специальный пункт в протокол/решение об учреждении. Но сначала нужно подготовить его текст.

Проще всего использовать типовой устав ООО. Это подготовленные Минэкономики наборы правил в разных вариациях. Выбираешь один из 36 вариантов и не заморачиваешься. Отлично подойдет малому бизнесу, фирмам с небольшим капиталам и компаньонам, которые уверены друг в друге. Преимущество в том, что такой устав не нужно готовить, распечатывать и сдавать в ФНС. Просто пишешь номер в заявлении на государственную регистрацию ООО и готово. Есть и минусы — такой устав не получится исправить. Совсем. Он работает только в той версии, в которой утвержден государством.

Чтобы не читать все 36 вариантов, можно использовать сервис ФНС. Он задаст несколько вопросов и подберет лучший вариант.

Когда выбираете типовой устав, достаточно указать его номер в заявлении. Не нужно распечатывать и подавать в налоговую бумажный вариант.
Когда выбираете типовой устав, достаточно указать его номер в заявлении. Не нужно распечатывать и подавать в налоговую бумажный вариант.

Можно разработать собственный устав. Обычно так делают, когда типовые правила не подходят или партнеры хотят усилить защиту своих прав и зафиксировать правовой статус участников ООО. Это большой и сложный документ, составление которого лучше поручить юристам. Если готовы составлять самостоятельно с нуля, вот инструкция. Чтобы было проще, используйте шаблоны: для одного и нескольких участников.

  • Скачайте шаблон.
  • Обсудите содержание с другими участниками.
  • Внесите правки под свою компанию.
  • Заполните пустые поля.
  • Распечатайте, подпишите вместе с партнерами.
  • Одну из копий приложите к комплекту документов для регистрации ООО.
В индивидуальном уставе можно зафиксировать все права и обязанности и так усилить защиту участников ООО. Если запускаете многомиллионный бизнес, разработку устава лучше поручить юристам.
В индивидуальном уставе можно зафиксировать все права и обязанности и так усилить защиту участников ООО. Если запускаете многомиллионный бизнес, разработку устава лучше поручить юристам.

6. Выбираем ОКВЭДы

ОКВЭДы — это виды деятельности ООО. Они показывают инспекции, чем фирма планирует заниматься на рынке. Это набор специальных кодов, где каждый соответствует определенному виду бизнеса. Их указывают заявлении и фиксируют в ЕГРЮЛ. Всего в справочнике около 2500 кодов. Нужно подобрать подходящие и указать в заявлении Р11001 на регистрацию ООО.

Минимум нужно вписать один основной код. Он должен соответствовать бизнесу, с которого вы планируете получать больше всего денег фирме. Например, если запускаете сервис кейтеринга, ваш основной код 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания». А если планируете выпускать тушенку, основным будет код 10.11 «Переработка и консервирование мяса». Следите, чтобы основной код соответствовал вашему бизнесу. Иначе будут вопросы.

Дополнительно можно добавить неограниченное количество кодов. Это направления бизнеса, которые будете развивать с основным. Можно указать любые на перспективу, претензий быть не должно. Например, если вы шьете футболки и нижнее белье, дополнительным кодом может быть 14.12 «Производство спецодежды» и 14.19 «Производство прочей одежды и аксессуаров одежды».

Подобрать коды ОКВЭД можно вручную или в специальном сервисе. Если просматриваете классификатор вручную, обращайте внимание на коды, состоящие из 4 и более знаков — это группировки и уточняющие коды. Когда указываешь 4-значный код, он автоматически охватывает все 5-ти и 6-значные уточнения. Лучше делать так. А 2-х и 3-значные указать нельзя — будет отказ.

<p>Если указать 4-значный код группировки, можно не писать уточняющие коды из 5 и 6 знаков. Удобно. </p>

Если указать 4-значный код группировки, можно не писать уточняющие коды из 5 и 6 знаков. Удобно.

Можно выбрать любое количество кодов. Хоть все 2500 — налоговая не будет против. Но лучше так не делать. Фискалы считают, что много кодов используют фирмы-однодневки и обнальщики. Чтобы не попасть под подозрение, указывайте не более 10–15 кодов.

В заявлении можно указать только 4–6-значные ОКВЭДы. Чтобы не привлекать лишнее внимание, не пишите больше 10–15 кодов.
В заявлении можно указать только 4–6-значные ОКВЭДы. Чтобы не привлекать лишнее внимание, не пишите больше 10–15 кодов.

7. Выбираем налоговый режим

Система налогообложения — это режим уплаты налогов. От него зависит, сколько вы будете платить в бюджет. Можно выбрать режим сразу или за 30 дней после регистрации (п. 2 ст. 346.13 НК). Если это не сделать, ФНС автоматически подключит фирму к ОСНО. А это высокие ставки, сложные отчеты, сразу несколько налогов и другие минусы.

Чаще всего предприниматели выбирают УСН — упрощенку. Это простой режим для небольших компаний. Доступны два варианта налоговой ставки — 6% или 15%

Без юриста и посредников: как самостоятельно открыть ООО в 2022 году

❗ Выбрать УСН при учреждении ООО не могут (п. 3 ст. 346.12 НК):

  • банки, страховые компании, ломбарды, МФО, нотариусы и адвокаты, частные агентства занятости и пр.;
  • организации с суммой основных средств более 150 млн ₽;
  • фирмы со штатом 100+ человек;
  • фирмы с учредителем-юр. лицом, доля которого больше 25%.

⚡ При превышении лимитов по сумме основных средств (от 150 до 200 млн ₽) и численности штата (от 100 до 130 человек), вместо 6% и 15% налоговая применит другие ставки — 8% и 20% соответственно. Если лимит будет повышен еще сильнее, фирму переведут на ОСНО (ст. 346.20 НК).

Если ваш бизнес отвечает требованиям УСН, приложите к документам для регистрации ООО форму 26.2-1. Тогда упрощенка заработает сразу, с момента самостоятельной регистрации ООО.

Такое уведомление прикладывают участники ООО к заявке на регистрацию — чтобы запустить упрощенку.
Такое уведомление прикладывают участники ООО к заявке на регистрацию — чтобы запустить упрощенку.

Если занимаетесь сельским хозяйством, можете выбрать ЕСХН. Это спецрежим для С/Х-бизнеса: животноводческих ферм, садоводств, огородничеств, рыбхозов и прочих, кто указан в ст. 346.2 НК. Если вы входите в число С/Х-производителей, выбирайте ЕСХН. Приложите к документам, необходимым для регистрации ООО, форму 26.1-1. Тогда будете платить всего два налога:

  • 6% с прибыли;
  • 20% НДС.

⚡ Важный момент: НДС можно не платить, если оборот за 2022 год будет меньше 60 млн ₽. Останется только 6% с прибыли.

Если ничего не выбрать, ФНС подключит фирму к ОСНО. Это имеет смысл, когда вы планируете работать с крупными предприятиями, оптовиками и всеми, кто платит НДС. Тогда вы сможете делать вычеты по НДС. Если это вам неинтересно, сложная отчетность и высокие ставки не оправдают себя. Вам придется платить:

  • налог на прибыль — 20%;
  • НДС — 20%;
  • налог на имущество — 2,2%.

8. Заключаем учредительный договор

Договор об учреждении общества заключают несколько партнеров. Единственный учредитель ООО может пропустить этот пункт. Договор помогает участникам «на берегу» устаканить начало совместного бизнеса:

  • установить размер долей в фирме;
  • зафиксировать порядок оплаты капитала;
  • определить ответственного за регистрацию;
  • ввести штрафы и неустойки;
  • определить порядок отправки документов;
  • задать порядок решения спорных вопросов и пр.

Договор об учреждении ООО нужен участникам, а не ФНС. Его не прикладывают к документам для самостоятельной регистрации ООО. Но игнорировать его тоже нельзя. Наличие документа — требование закона. Проще всего составить договор по шаблону: заполнить пустые поля, распечатать и подписать.

<p>Договор нужен, если компанию открывают несколько человек. Если нет партнеров, не нужен и договор. </p>

Договор нужен, если компанию открывают несколько человек. Если нет партнеров, не нужен и договор.

9. Составляем решение или протокол

Решение об учреждении ООО составляют, когда нет партнеров. Этим документом единственный участник фиксирует все вопросы, которые мы рассмотрели ранее:

  • о размере уставного капитала;
  • о юридическом адресе;
  • о названии фирмы;
  • о директоре и пр.
Решение о создании ООО не нужно ни с кем согласовывать: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdokia.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2021%2F02%2FReshenie-edinstvennogo-uchreditelya-fizicheskogo-lica-ob-uchregdenii-OOO-1.docx&postId=344559" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">заполнил шаблон</a> по образцу, подписал и положил в папку.
Решение о создании ООО не нужно ни с кем согласовывать: заполнил шаблон по образцу, подписал и положил в папку.

Протокол нужен, когда фирму открывают несколько человек. Это то же решение, только совместное и принятое на собрании:

  • Сначала участники утверждают повестку дня (название, капитал, директор, адрес и пр.).
  • Каждый вопрос рассматривают отдельно и голосуют.
  • Результаты голосования фиксируют в протоколе.
  • Совместно подписывают протокол.

Обычно протокол заполняет секретарь собрания. Чтобы ему было проще, используйте шаблон. Подписанный участниками протокол обязательно включите в перечень документов для регистрации ООО в 2022 году. Иначе налоговая откажет в регистрации.

В протоколе компаньоны фиксируют все согласованные на собрании моменты. Нет протокола — фирма не считается созданной.
В протоколе компаньоны фиксируют все согласованные на собрании моменты. Нет протокола — фирма не считается созданной.

⚡ Решение/протокол должен визировать нотариус (пп. 3 п. 1 ст. 67.1 ГК). Но можно обойтись без него — если внести в устав специальную фразу: подписи участников не требуют нотариального удостоверения. В шаблонах выше этот момент учтен.

10. Заполняем заявление на регистрацию ООО по форме Р11001

Форма для регистрации ООО состоит из 20 страниц. Все использовать не нужно. Обязательно — 12 листов. Чем больше учредителей, тем больше листов. На каждого заполняют 2 дополнительные страницы.

Заявление оформляют в одном экземпляре. Каждую страницу заполняют на отдельном листе, нумеруют и распечатывают. Печатать с двух сторон нельзя. Нумеровать и печатать незаполненные страницы не нужно.

Можно заполнить Р11001 вручную. Но придется готовиться. Чтобы не ошибиться при самостоятельной регистрации ООО, нужно наизусть вызубрить общие и специальные требования ФНС к оформлению заявки. Основные моменты:

  1. Все поля заполняйте ВЕРХНИМ РЕГИСТРОМ.
  2. Используйте пасты только синего, фиолетового, черного цвета.
  3. Пишите даты так: «день-месяц-год» .
  4. Не пишите больше одного знака в знакоместе.

  5. В суммах указывайте копейки.
  6. Адреса пишите так, как в ФИАС.

  7. Дроби разделяйте знаком «/», десятые части процентов — точкой.
  8. Серию и номер паспорта разделяйте пробелами: «45 18 123456».

  9. Текстовые поля заполняйте слева направо, начиная с крайнего знакоместа.

  10. Если слово не помещается на одной строке, его оставшаяся часть переносится на следующую.

  11. Номера телефонов указывайте без скобок.
  12. Ничего не зачеркивайте, не исправляйте, не дописывайте.

Проще всего заполнить заявление на регистрацию ООО онлайн. Не нужно ничего зубрить, разбираться и бояться ошибок. Есть специальные сервисы подготовки документов для регистрации ООО — помогут заполнить все правильно, а может быть и отправить заявку на регистрацию ООО в электронной форме.

Самая известная — программа для подготовки документов от ФНС (ППДГР). Но чтобы ей воспользоваться, сначала нужно скачать и установить приложение, разобраться в требованиях. Гораздо проще использовать онлайн-сервисы. У них есть несколько преимуществ:

  • не нужно разбираться в требованиях;
  • не нужно устанавливать приложение;
  • свой сервис автоматического подбора ОКВЭД;
  • можно получить полный пакет документов для регистрации ООО, а не только заявление;
  • если есть УКЭП, можно отправить пакет на регистрацию ООО через интернет;
  • стоимость — 0 ₽.
Интерфейс сервиса для онлайн-регистрации ООО. Есть все подсказки, чтобы заполнить документы правильно. Готовые документы пришлют на емейл. А если есть УКЭП — помогут подать документы в ФНС. Бесплатно
Интерфейс сервиса для онлайн-регистрации ООО. Есть все подсказки, чтобы заполнить документы правильно. Готовые документы пришлют на емейл. А если есть УКЭП — помогут подать документы в ФНС. Бесплатно

❗ Подписывать бланк заранее не нужно. Подпись заявителя должен заверить нотариус, сотрудник ФНС или МФЦ. Они должны проверить, что в заявлении действительно ваша подпись — подписывайте бланк в их присутствии.

⚡ В форме нужно указать контактный номер телефона заявителя. Иногда эти номера попадают в руки банков — когда недобросовестные сотрудники налоговой торгуют базой. Тогда предприниматели получают шквал звонков — банки пытаются продать РКО. Звонить могут 50-70 раз за день. Исключить риск спама можно двумя способами:

  1. Купить отдельную сим-карту, указать ее номер в заявке. Тогда спамить будут не на ваш личный номер. Минус в том, что среди этих звонков может быть и звонок из ФНС. Можно пропустить важный звонок.
  2. Использовать онлайн-сервис. Некоторые сервисы автоматически заменят номер и защитят от спама. А если будет звонить налоговая, звонок переадресуют заявителю.

11. Платим госпошлину

Сумма — 4000 ₽. Если запускаете бизнес с компаньонами, сумму госпошлины поделите поровну на количество участников. Например, если у фирмы трое учредителей, каждый заплатит 4000 ÷ 3 = ≈ 1334 ₽.

Оплату госпошлины за регистрацию ООО проведите заранее. Например, за день до обращения в налоговую. Главное, чтобы дата оплаты была позже, чем дата утверждения протокола/решения.

Квитанцию для оплаты госпошлины за регистрацию ООО проще всего получить на сайте ФНС. Заполняете несколько полей и за пару кликов получаете правильно заполненную платежку. Тут же можно оплатить — если есть карта или интернет-кошелек. Если нет, распечатайте квитанцию и отнесите для оплаты в банк.

Квитанция, которую сформировал сайт ФНС. Алгоритм сам заполняет все поля, чтобы заявитель точно не ошибся.
Квитанция, которую сформировал сайт ФНС. Алгоритм сам заполняет все поля, чтобы заявитель точно не ошибся.

⚡ В 2022 году предпринимателям доступна регистрация ООО без оплаты госпошлины. Сэкономить 4000 ₽ можно в трех случаях — при подаче заявки:

  • в электронной форме — через Госуслуги или онлайн-сервис (если есть электронная подпись);
  • через нотариуса;
  • через МФЦ.

12. Подаем документы в ФНС

Наши инструкции должны были помочь подготовить пакет документов для государственной регистрации ООО. Для фирм с одним и несколькими участниками должны получиться разные комплекты. Предварительно проверьте:

  • правильность написания фамилий и имен;
  • корректность реквизитов документов;
  • правильность заполнения дат;
  • правильность написания адресов;
  • корректность сумм, номером телефонов, долей и пр.

Вот какие документы для регистрации ООО вы уже должны были подготовить:

Без юриста и посредников: как самостоятельно открыть ООО в 2022 году

Подать документы на регистрацию ООО можно одним из четырех способов.

1. Регистрация ООО лично

Все учредители лично идут в одну из инспекций. Сложность в том, что не каждая налоговая принимает заявки. Обычно это единственная ИФНС на город. Например, в Омске — только МИФНС № 12 по Омской области. А в Челябинске — только ИФНС по Тракторозаводскому району. Подать заявку можно только по предварительной записи и только в определенные дни. Узнайте, как работает регистрационный центр в вашем городе заранее.

2. Через МФЦ

Все учредители лично идут в МФЦ. С ними работать сильно проще. Центры тоже принимают предпринимателей по предварительной записи. Но офисов гораздо больше, чем ИФНС. Второй плюс — не нужно платить госпошлину.

В разных городах условия приема отличаются. Например, в Самаре документы можно сдать в любой МФЦ, а в Питере — только в офисы для бизнеса.

3. Через нотариуса

Проще всего пойти к частному нотариусу. Можно выбрать любого: он самостоятельно заполнит заявление, подпишет электронной подписью и в этот же день отправит в налоговую.

Плюс в том, что больше не нужно никуда ходить и платить госпошлину. Так как документы приходят электронно, предприниматель, в случае если ему необходимы документы на бумаге, также может заверить их равнозначность у нотариуса. Минус в том, что услуги нотариуса стоят денег. Вы заплатите нотариальный тариф и услуги по подготовке документов. Например, в Москве регистрация в среднем обойдется в 6000–7000 ₽.

4. Регистрация ООО онлайн

Для этого нужна УКЭП. Это как ЭЦП, только усиленная. Оформить ее несложно: любой аккредитованный центр выпустит подпись за 1–2 часа и возьмет до 5000 ₽.

Когда есть УКЭП, можно выбрать один из трех способов:

1. Регистрация ООО через Госуслуги. Подойдет, если есть подтвержденная учетная запись, а документы собраны и отсканированы. Через Госуслуги доступны два способа подачи заявки:

  • только заявление — а остальные документы при личной явке в ФНС;
  • полный комплект документов — если они отсканированы, подписаны УКЭП и собраны в специальный «транспортный контейнер» через ППДГР.

⚡ У налоговой есть жесткие требования к цифровым файлам. Сначала вы печатаете документы на бумаге. Затем сканируете в формате TIFF в качестве 300 точек на дюйм и черно-белом цвете. Каждый документ должен весить не больше 2 Мб. Иначе не примут.

Сложность в том, что TIFF — формат без сжатия. Устав на 10–15 страниц легко займет 100 Мб и больше. Чтобы документы приняли, обычно их сжимают в графическом редакторе. Например, в таком.

2. Через сайт ФНС. Суть та же, как и на Госуслугах: сканируем документы → идем в ППДГР → формируем «транспортный контейнер» → отправляем в налоговую. Вот в чем сложность: просто так зайти в личный кабинет предпринимателя на сайте ФНС не получится. Сначала нужно пойти в инспекцию по месту жительства и получить регистрационную карточку с логином и паролем.

3. Через специальные сервисы. Подойдет, если ничего не готово, нет аккаунта на Госуслугах и доступа в личный кабинет на ФНС, но есть УКЭП. Сможете подготовить и сразу отправить документы в налоговую без перехода на другие сайты.

13. Ждем документы из налоговой

В 2022 году срок регистрации ООО — 3 рабочих дня. Обычно налоговая не затягивает. Сотрудник инспекции проверит правильность заполнения форм, наличие оснований для отказа. Сильно не придираются.

Документы, выдаваемые при регистрации ООО, отправят на емейл. Через три дня вы должны получить:

  • цифровой вариант устава с отметкой;
  • лист записи ЕГРЮЛ.
Налоговая сделает отметку на уставе и пришлет его копию в цифровом виде. Он будет действовать весь срок деятельности ООО.
Налоговая сделает отметку на уставе и пришлет его копию в цифровом виде. Он будет действовать весь срок деятельности ООО.
Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 пришлют тоже в электронной форме. В нем указаны основные сведения об ООО, сведения об учредителях, адреса, контакты и пр. Если нужен бумажный вариант, нужно сделать в заявлении специальную отметку.
Лист записи ЕГРЮЛ по форме № Р50007 пришлют тоже в электронной форме. В нем указаны основные сведения об ООО, сведения об учредителях, адреса, контакты и пр. Если нужен бумажный вариант, нужно сделать в заявлении специальную отметку.

Запускаем работу компании

ООО зарегистрировано. Что делать дальше?

1. Оформляем гендира

Директор — не может действовать сам по себе. Его нужно нанять. Чтобы оформить гендира в штат:

  • подписываем трудовой договор (срочный или бессрочный). Кроме случаев, когда гендир — единственный учредитель. Заключить договор сам с собой он не может;
  • издаем приказ (если не издали во время регистрации ООО);
  • отправляем в Пенсионный фонд отчет СЗВ-ТД;
  • заводим личную карточку по форме Т-2;
  • вносим запись в трудовую.
Директор — такой же работник, как и остальные. Когда издан приказ о его назначении, в трудовую книжку вносят запись о назначении.
Директор — такой же работник, как и остальные. Когда издан приказ о его назначении, в трудовую книжку вносят запись о назначении.

2. Подключаем РКО

По закону можно работать и без РКО. Но так гораздо сложнее. Могут быть ограничения с лимитом наличных, взаимозачетом и уплатой налогов, расчетами с контрагентами. Например, в рамках одного договора вы не можете рассчитываться с контрагентами наличкой на сумму больше 100 тысяч ₽ — такое требование ЦБ. Поэтому предприниматели отрывают р/с сразу после регистрации — с ним проще.

Обычно банки просят показать:

  • лист записи;
  • устав;
  • приказ о названии ООО;
  • паспорт директора.

Могут попросить и другие документы, но это редкость. Решение обычно принимают за 1–5 дней. Но по закону могут растянуть процесс принятия решения на месяц.

3. Нанимаем бухгалтера

Функции бухгалтера может взять на себя гендир. Но их много:

  • заполнение деклараций;
  • начисление зарплат, удержание НДФЛ;
  • расчет и уплата страховых взносов;
  • заполнение отчетов по авансовым платежам;
  • заполнение кассовых ордеров;
  • подготовка отчетов в Пенсионный фонд пр.

Если руководитель не справляется с бухучетом, лучше найти бухгалтера. Необязательно оформлять его в штат. Можно взять на аутсорс или подключить сервис онлайн-бухгалтерии.

4. Оплачиваем уставный капитал

На это есть 4 месяца с момента регистрации. Пропускать срок нельзя, иначе потеряете долю. А остальные участники смогут разделить ее без вас.

5. Подключаем кассу

Касса нужна, если собираетесь принимать оплату по безналу. А для многих обязательная по закону.

Обычно кассы как вид дополнительных услуг предлагают поставщики РКО. В банках можно взять в аренду кассовый аппарат, выбрать тариф и получить консультацию от специалистов. Не придется самостоятельно искать поставщика, регистрировать ККТ в налоговой.

Коротко: как открыть ООО самостоятельно

  • Собраться с партнерами и решить вопросы, связанные с запуском компании: придумать название, утвердить уставный капитал, назначить гендира и найти юридический адрес. Затем выбрать ОКВЭДы, налоговый режим и составить устав.
  • Все организационные моменты зафиксировать в учредительном договоре, а затем в протоколе общего собрания или решении. Заполнить форму Р11001, оплатить госпошлину.
  • Выбрать способ подачи документов и направить их в налоговую. Дождаться результатов — через 3 дня получить на почту цифровую версию листа записи и устава.
  • Оформить гендира, найти бухгалтера, подключить РКО, внести уставный капитал. Начать работать.
3737
31 комментарий

Ладно еще открыть, как его потом закрыть)))

10

Если нет претензий от кредиторов, контрагентов - то на сайте, вообще на дайте.

Огромное спасибо за материал, добавил в закладки!

4

Никита, спасибо вам за такую оценку :)

Подписываем трудовой договор (срочный или бессрочный). Кроме случаев, когда гендир — единственный учредитель. Заключить договор сам с собой он не может.

Очень спорное утверждение которое не может разжевать даже Минфин.
Будучи единоличным учредителем и назначая себя гендиром все равно подпадаешь под трудовые отношения. Да крупные компании контрагенты не любят такое и ссылаются на разные письма и прочее. Но ИФНС ведь не запрещает назначать себя единоличного учредителем. Значит они не видят в этом противоречия.

С 2021 года существуют только электронные трудовые книжни, а это значить упущен большой организационный кусок по поводу получения УКЭП в ИФНС. И первый расходы тут будут на подключение к сервичам сдачи электронной отчётности.

По поводу регистрации без расходов - также можно обратиться в сервисы "Мой Бизнес" или через Банки, сэкономив госпошлину и траты на нотариуса.

В общем статья отдает ещё нафталином, есть ряд недочётов в статье.

4

Самое интересное, что это руководство полностью прочитают скорее всего юристы, а не начинающие предприниматели которым сложно осилить текст длинее пары абзацев))))))

2

Если человек не может прочитать, усвоить и выполнить написаное в статье, ему не стоит открывать фирму. Вообще не стоит. Он все равно не сможет работать и его следующий вопрос будет про банкротство.

1