{"id":13475,"url":"\/distributions\/13475\/click?bit=1&hash=d02bc673eeef140c065ecff57c60581e1072387cdb99484f3b963fcb612a6c69","title":"\u041a\u0430\u043a \u0438 \u0437\u0430\u0447\u0435\u043c \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0430\u0442\u044c \u043e\u0431\u043b\u0438\u0433\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0432 \u043a\u0440\u0438\u0437\u0438\u0441 ","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Zharov Group

Обзор изменений экологического законодательства за январь 2022 года

Каждый месяц мы в Zharov Group готовим обзор изменений экологического законодательства. Буду рад ответить на ваши вопросы в комментариях.

Выбирайте интересующую вас тему, и ознакамливайтесь с изменениями в сфере:

Получите методическое пособие "Инструкция по госпроверкам" В ПОДАРОК
Будет полезно, если в отношении Вашего предприятия запланированы или проводятся профилактические, надзорные мероприятия.

Евгений Жаров
Основатель юридической фирмы Zharov Group. Специализация: экология. Опыт работы юристом по экологическим вопросам более 11 лет. Автор статей в журналах Экология производства, Справочник эколога, Коммерсант, rbc.ru и т.д.

Экологический надзор

1. Установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)

Приказ Минприроды России от 30.12.2021 N 1044 "Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)". Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67084.

Такими индикаторами являются: увеличение или уменьшение на 30 процентов и более в сравнении с предыдущим отчетным периодом размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, внесенной юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем за отчетный период, при отсутствии информации об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в связи с представлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, а также информации об изменении категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

2. С 1 марта 2022 г. устанавливается индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора)

Приказ Минприроды России от 21.01.2022 N 28 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора)". Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2022 N 67048.

Таким индикатором является наличие признаков ведения на земельном участке земляных и горных работ, связанных с добычей полезных ископаемых в границах участка недр, предоставленного в пользование контролируемому лицу для осуществления геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на пользование недрами, выявленных на основании информации, содержащейся в федеральном фонде данных дистанционного зондирования Земли из космоса, за последние шесть месяцев, в отсутствие данных в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования" о наличии согласованного технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого и заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, подтверждающих постановку запасов полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

3. Даны разъяснения по вопросу применения приказа Росприроднадзора от 18.09.2017 N 447 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов)"

Письмо Росприроднадзора от 11.11.2021 N СЖ-11-01-34/38931 "О направлении информации"

В связи с тем, что Приказ N 447 утвержден во исполнение части 11.3 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", проверочные листы подлежат приведению в соответствие с требованиями Закона N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 27.10.2021 N 1844 "Об утверждении требований к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, а также случаев обязательного применения проверочных листов". В настоящее время утвержденные проверочные листы не применяются.

4. Установлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору)

Приказ Минприроды России от 26.10.2021 N 793 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному охотничьему контролю (надзору)" Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67037.

Таким индикатором является сокращение в течение трех лет, предшествующих году предоставления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем данных о численности охотничьих ресурсов и объемах их изъятия, более чем на 50 процентов численности вида охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются лимит добычи и квота их добычи, в границах закрепленного охотничьего угодья, в случаях, не связанных с распространением болезней, а также с опасными природными явлениями, стихийными или иными бедствиями.

5. Определены индикаторы риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному лесному контролю (надзору)

Приказ Минприроды России от 06.12.2021 N 907 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному лесному контролю (надзору)". Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67034.

В перечне таких индикаторов: увеличение в два и более раза площади лесных насаждений, погибших и (или) поврежденных вследствие воздействия вредных организмов за календарный год, по сравнению со среднегодовой величиной за предшествующий пятилетний период; доля крупных лесных пожаров составила более 20 процентов по итогам календарного года. увеличение площади лесов, подлежащих лесовосстановлению (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины), более чем на 30 процентов за календарный год по сравнению со среднегодовой величиной за предшествующий пятилетний период; гибель искусственных лесных насаждений, созданных в рамках работ по лесоразведению, более 30 процентов от их площади.

6. Определены ключевые показатели федерального государственного контроля (надзора) в области обращения с животными

Постановление Правительства РФ от 26.01.2022 N 51 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области обращения с животными".

Таковыми являются: соотношение количества случаев гибели животных при их содержании и использовании в культурно-зрелищных целях и общего количества животных, содержащихся и используемых в культурно-зрелищных целях; соотношение количества случаев гибели конфискованных диких животных в неволе и общего количества конфискованных диких животных в неволе. Документом также определены порядок расчета ключевых показателей и их целевые значения. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 года.

7. С 1 марта 2022 года устанавливаются индикативные показатели, применяемые Росреестром при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)

Приказ Росреестра от 17.11.2021 N П/0521 "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)"

В перечне таких показателей, проведенных за отчетный период: количество плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; количество рейдовых осмотров; количество инспекционных визитов, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия; количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований; сумма административных штрафов, наложенных в результате рассмотрения дел об административных правонарушениях.

8. Установлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

Приказ Минприроды России от 22.12.2021 N 997 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий". Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67074.

Таким индикатором является сокращение в течение трех предшествующих лет более чем на 20 процентов численности вида редких и находящихся под угрозой исчезновения растений на земельных (лесных) участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах особо охраняемой природной территории или в границах охранной зоны данной территории.

9. Установлен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении госконтроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы

Приказ Минприроды России от 27.12.2021 N 1012 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы". Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67036.

Такими индикаторами являются, в частности: выявление одного и более фактов неустранения (частичного устранения) нарушений, установленных в ходе ранее проведенных мероприятий контроля; истечение действия документа, предоставляющего право владения и пользования зданием (помещением), земельным участком, частью акватории водного объекта, оборудованием, инструментом, техническими средствами, в том числе средствами измерений; нахождение двух и более лицензиатов по одному месту проведения работ; истечение периода межповерочного интервала средств измерений, применяемых лицензиатом при проведении работ.

10. Установлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания

Приказ Минприроды России от 29.12.2021 N 1023 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания". Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67075.

Данным индикатором является сокращение в течение предшествующих трех лет более чем на 50% численности объектов животного мира, не относящихся к охотничьим ресурсам и водным биоресурсам, в случаях не связанных с распространением болезней, а также с опасными природными явлениями, стихийными или иными бедствиями, определяемое по результатам ежегодного мониторинга в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.06.2021 N 456 в пределах территорий, закрепленных на праве собственности или иных законных основаниях, за контролируемым лицом.

11. Росприроднадзором определены формы документов, используемых при проведении контрольных (надзорных) мероприятий

Приказ Росприроднадзора от 20.08.2021 N 543 "Об утверждении форм документов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора)"

В соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" утверждены, в том числе следующие формы документов: мотивированное представление о направлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований; программа проверок; акт по фактам воспрепятствования мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия; предписание об устранении выявленных нарушений. Скорректирован Приказ Росприроднадзора от 30.04.2014 N 262 "Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и по результатам надзорной деятельности".

Охрана окружающей среды

1. Актуализирована госпрограмма РФ "Охрана окружающей среды"

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2549 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Охрана окружающей среды"

Программа дополнена оценкой текущего состояния в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности. Кроме того, программой определены: задачи государственного управления и обеспечения национальной безопасности РФ, способы их эффективного решения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности; задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития РФ; задачи обеспечения достижения показателей социально-экономического развития субъектов РФ, входящих в состав приоритетных территорий, уровень которых должен быть выше среднего уровня по РФ, а также иные задачи в сферах реализации комплексных программ. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, за исключением положения, для которого установлен иной срок вступления в силу.

2. Актуализирован круг субъектов, осуществляющих сбор, обработку, хранение и распространение информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении

Приказ Минприроды России от 12.10.2021 N 731 "О внесении изменения в приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 523 "Об утверждении требований к сбору, обработке, хранению и распространению информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также к получению информационной продукции". Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2022 N 66989.

В целях реализации Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" поправками слова "физические лица" заменены словами "индивидуальные предприниматели". Приказ действует до 01.01.2027.

3. КС РФ: необходимо ввести правовой механизм, гарантирующий внеочередную оплату энергоресурсов на опасном производственном объекте, эксплуатируемом должником по делу о банкротстве, для предотвращения на нем техногенных катастроф.

Постановление Конституционного Суда РФ от 01.02.2022 N 4-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в связи с жалобой публичного акционерного общества "Т Плюс".

Не соответствующим Конституции РФ и ее статьям признан абзац второй пункта 1 статьи 134 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" в той мере, в какой он содержит неопределенность в решении вопроса о наличии обстоятельств, при которых прекращение (или снижение объема ниже минимально необходимого) поставки энергоресурсов должнику, эксплуатирующему опасный производственный объект, может создать реальную угрозу возникновения техногенной и экологической катастрофы либо гибели людей. Это предполагает оплату энергоресурсов поставщику вне очереди преимущественно перед любыми другими требованиями кредиторов по текущим платежам. Федеральному законодателю и Правительству РФ надлежит незамедлительно принять меры к устранению указанной неопределенности, в том числе - уточнить критерии отнесения тех или иных текущих платежей к расходам на проведение мероприятий по недопущению техногенных или экологических катастроф либо гибели людей. Конституционный Суд отметил, что впредь до внесения в действующее правовое регулирование необходимых изменений, все неустранимые сомнения по вопросу о наличии или отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о реальной угрозе возникновения техногенных или экологических катастроф либо гибели людей вследствие прекращения поставок энергоресурсов, применительно к опасным производственным объектам должны толковаться в пользу их наличия.

4. С 1 сентября 2022 года вводится в действие актуализированный порядок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Росгидромет информации о негативном воздействии на окружающую среду

Приказ Минприроды России от 24.01.2022 N 35 "Об утверждении порядка предоставления юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды указанной информации, а также информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду". Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67080.

Информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензий деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. К информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении относится информация, полученная в ходе осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, которая включает в себя в зависимости от вида наблюдений: метеорологические, аэрологические, климатические, гидрологические, океанологические, гелиогеофизические (в том числе околоземного космического пространства) и агрометеорологические характеристики окружающей среды; уровни загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 509, которым утвержден аналогичный порядок. Настоящий приказ действует до 01.09.2028.

5. Скорректирована методика исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды

Приказ Минприроды России от 18.11.2021 N 867 "О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238". Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67040.

Предусмотрено, в частности, что исчисление размера нанесенного почвам вреда по указанной методике производится для почв различной плодородности, в том числе - при отсутствии плодородного слоя. Кроме этого, приказом формулы исчисления в стоимостной форме размера вреда в различных случаях дополнены новым коэффициентом Кмпс, который определен как показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы. Установлено, что он применяется при наличии плодородного слоя почвы.

6. Ростехнадзором установлены критерии отнесения объектов организаций всех форм собственности к потенциально опасным объектам

Приказ Ростехнадзора от 03.08.2021 N 273 "Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются организации, в отношении которых Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет регулирование деятельности, к потенциально опасным объектам". Зарегистрировано в Минюсте России 12.01.2022 N 66831.

Критерии утверждены в соответствии с Правилами разработки критериев отнесения объектов всех форм собственности к потенциально опасным объектам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.08.2020 N 1226. В перечень включены, в том числе: гидротехнические сооружения I и II класса (за исключением судоходных и портовых); ЛЭП с напряжением 330 киловольт и более; тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.

Отходы

1. Предлагается установить новые перечни товаров и упаковки, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и нормативы утилизации отходов от использования товаров

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении перечней товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, и нормативов утилизации отходов от использования товаров"

Приводится, в числе прочего, наименование товара, код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код ТН ВЭД ЕАЭС, наименование упаковки товара, материал упаковки, норматив утилизации на 2023 - 2025 годы.

2. Подготовлена новая форма акта утилизации отходов от использования товаров

Проект Приказа Росприроднадзора "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров"

Проект документа разработан взамен приказа Росприроднадзора от 30.04.2021 N 236 "Об утверждении формы акта утилизации отходов от использования товаров", который утратил силу с 1 января 2022 года. Предполагается, что новый приказ будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года, и будет действовать до 1 сентября 2027 года.

3. С 1 сентября 2022 года вводится в действие типовая дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности

Приказ Минприроды России от 15.10.2021 N 755 "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) в области сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности". Зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2022 N 66983.

На основании Типовой программы организации, осуществляющие образовательную деятельность, разрабатывают дополнительную профессиональную программу повышения квалификации. В Типовой программе представлено описание планируемых результатов освоения профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

4. Минприроды России напоминает о новом порядке работы ИП и юрлиц, в результате деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, с 1 марта 2022 года

Информация Минприроды России "Новые условия работы с отходами I и II классов опасности с 1 марта 2022 г."

С указанной даты федеральный оператор начинает осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами. В частности, отходообразователи, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами и региональные операторы по обращению с ТКО обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения во ФГИС ОПВК. Для обеспечения своевременного перехода к новым условиям работы с отходами необходимо заблаговременно пройти регистрацию во ФГИС ОПВК по ссылке http://gisopvk.ru.

5. Утверждены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2022 год

Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2021 N 3961-р О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.12.2020 N 3722-р.

Нормативы утилизации утверждены в том же размере, что и в 2021 году. Соответствующие изменения внесены в распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3722-р.

Выбросы

1. За недостижение установленных квот выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предлагается установить административный штраф от суммы выручки юридического лица

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за нарушение законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух" (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.01.2022)

Согласно проекту, указанное правонарушение повлечет наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей в размере от пятисот тысяч до восьмисот тысяч рублей; на юридических лиц - от одной двадцатой до одной десятой совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год. Также устанавливается административная ответственность за нарушение требований законодательства о проведении эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В частности, неразработка планов мероприятий по достижению квот выбросов в случае невозможности соблюдения установленных квот повлечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Рассмотрен вопрос об использовании данных инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при подготовке природоохранной документации

Письмо Минприроды России от 19.01.2022 N 12-47/1354 "Об инвентаризации выбросов"

Отмечается, что нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заполнение декларации о воздействии на окружающую среду, разработку программы производственного экологического контроля, разработку мероприятий в период наступления неблагоприятных метеорологических условий предусмотрено использование данных, содержащихся в отчете об инвентаризации выбросов. Необходимость учета выбросов передвижных источников при подготовке вышеуказанной разрешительной документации и отчетности определяется видом и задачами подготовки такой документации, а также особенностями предприятия. В частности, выбросы передвижных источников могут учитываться в составе выбросов стационарных источников, а также в общем объеме выбросов предприятия.

Водные биоресурсы

1. Утвержден перечень растительноядных видов рыб для осуществления рыбохозяйственной мелиорации

Приказ Росрыболовства от 29.11.2021 N 724 "Об утверждении Перечня растительноядных видов рыб для осуществления рыбохозяйственной мелиорации" Зарегистрировано в Минюсте России 25.01.2022 N 66997.

В данный перечень включены амур белый, а также толстолобики белый, пестрый и гибридные.

2. Внесены уточнения в некоторые акты Правительства РФ, регулирующие вопросы рыбохозяйственной деятельности

Постановление Правительства РФ от 25.01.2022 N 35 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Согласно изменениям, используемые по тексту слова "рыбная и иная продукция" либо "рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов" заменены словами "рыбная продукция", в соответствующих падежах.

Лесопользование

1. С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели в сфере оборота древесины

Постановление Правительства РФ от 02.02.2022 N 89 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними"

Такими показателями являются: соотношение общего объема древесины, вывезенной с лесосек согласно электронным сопроводительным документам на транспортировку древесины и продукции ее переработки, к общему объему заготовленной древесины; доля объема выбывшей из оборота древесины в общем объеме древесины, учтенной в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. Приводится порядок расчета ключевых показателей, а также их целевые значения.

2. Рассмотрен вопрос о порядке заполнения лесопользователями электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и проверки информации, которая в нем содержится

Информация Рослесхоза "Разъяснения Рослесхоза о формировании ЭСД и QR-кодов"

Сообщается, что в настоящее время для формирования электронного сопроводительного документа (далее - ЭСД) организовано функционирование специализированного ПО: веб-портала m.lesegais.ru, а также мобильного приложения ЛесЕгаис.Mobile. В случае, если вся необходимая информация внесена в ЭСД и прошла форматно-логический контроль, ПО позволяет подписать документ и формирует специальный QR-код, подтверждающий факт подписания. При этом сам по себе QR-код предназначен исключительно для оперативной валидации сведений о наличии подписанного документа в ЛесЕГАИС и не является ЭСД. Отсутствие в QR-коде полного состава информации из ЭСД не является правонарушением и не может служить основанием для привлечения лица к ответственности за отсутствие данного документа.

3. На ФГБУ "Рослесинфорг" возложены полномочия по подготовке документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование

Приказ Рослесхоза от 13.01.2022 N 7 "Об определении федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего подготовку документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование"

Подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков из состава земель лесного фонда в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, осуществляется на основании соответствующего договора.

4. Установлены индикаторы риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними

Приказ Минприроды России от 06.12.2021 N 908 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному надзору в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними". Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67035.

Такими индикаторами являются: двукратное и более увеличение объемов проданной древесины и продукции ее переработки при отсутствии информации об увеличении объемов заготовленной и приобретенной древесины, и продукции ее переработки по данным ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (ФГИС лесного комплекса с 2023 года); объем древесины, проданной за последние 3 календарных года, превышает суммарный объем древесины, заготовленной и приобретенной за последние 3 календарных года по данным ЕГАИС учета древесины и сделок с ней (ФГИС лесного комплекса с 2023 года).

5. Установлены правила осуществления лесной охраны

Приказ Минприроды России от 15.12.2021 N 955 "Об утверждении Порядка и Нормативов осуществления лесной охраны". Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67033.

Реализованы положения Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ. Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов уполномоченными должностными лицами. Утверждены, в том числе форма акта патрулирования лесов, а также Нормативы осуществления лесной охраны, содержащие минимально необходимое количество маршрутов патрулирования по субъектам РФ.

6. Утверждены перечни нормативных правовых, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Рослесхозом в рамках осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора), а также федерального государственного надзора в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции ее переработки

Приказ Рослесхоза от 21.01.2022 N 16 "Об утверждении перечней нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается Федеральным агентством лесного хозяйства в рамках осуществления видов государственного контроля (надзора) в области лесных отношений, привлечения к административной ответственности"

В перечнях приведены, в числе прочего, ссылки на текст нормативного правового акта на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования, виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования, в соответствии с ОКВЭД, ссылки на положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования. Признается утратившим силу Приказ Рослесхоза от 09.02.2021 N 56 "Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства в рамках федерального государственного лесного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности".

7. На ФГБУ "Рослесинфорг" возложены полномочия по подготовке документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков

Письмо Рослесхоза от 27.01.2022 N АВ-03-54/1800 "О разъяснении изменений, внесенных в статью 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации"

Соответствующий приказ размещен на официальном сайте Рослесхоза. По общему правилу с заявлением о кадастровом учете лесных участков обращается уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ, а правообладатель лесного участка вправе подать заявление о кадастровом учете такого лесного участка при уточнении его границ, если такой лесной участок является ранее учтенным лесным участком, т.е. сведения о нем внесены в ЕГРН до 01.01.2017. ФГБУ "Рослесинфорг" разработаны регламент выполнения работ по подготовке документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, проект типового договора на выполнение указанных работ, проект методики определения размера платы за подготовку документов.

8. Рослесхоз напоминает о необходимости проведения до 1 марта 2022 года инвентаризации мест складирования древесины

Информация Рослесхоза от 01.02.2021.

С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России от 25 августа 2021 г. N 590 "Об утверждении состава сведений, включаемых в отчет о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине". В соответствии с положениями пункта 5 Состава сведений, включаемых в отчет, при формировании отчета о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине, в разделе "Баланс древесины" необходимо заполнять "Сведения о текущем объеме", "Сведения о расчетном объеме древесины при формировании отчета", "Сведения о фактических остатках древесины при инвентаризации древесины", "Сведения о дебалансе древесины". Рослесхоз рекомендует организовать проведение инвентаризации заблаговременно и завершить ее не позднее чем 1 марта 2022 года, для исключения ситуаций, связанных с приостановкой производственных процессов, по причине невозможности формирования отчетов о балансе древесины.

9. Рослесхозом даны разъяснения по некоторым вопросам заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки

Разъяснения Рослесхоза "Об отдельных особенностях формирования и заполнения ЭСД".

В частности, сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 06 декабря 2021 г. N 2214, вступившим в законную силу 01 января 2022 г. признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. N 1696 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины" устанавливающее требования к форме и правилам оформления сопроводительного документа на бумажном носителе. Юридические нормы, вступившие в законную силу 01 января 2022 г. связаны с изменениями требований к формату и правилам заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки вследствие перевода данного документа в электронный вид. При этом, сфера применения положений лесного законодательства, регламентирующих транспортировку древесины и продукции ее переработки остается неизменной по отношению к ст. 50.4 Лесного кодекса РФ в предыдущих редакциях, ЭСД оформляется в тех же случаях в которых оформлялся сопроводительный документ на бумажном носителе. Кроме того, в числе прочего, разъяснены порядок заполнения пункта 11 формы ЭСД информацией о государственных регистрационных знаках автотранспортных средств, а также особенности оформления ЭСД при транспортировке дровяной древесины.

10. Подготовлена памятка по внесению информации о местах (пунктах) складирования древесины и объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры в ЛесЕГАИС

Письмо Рослесхоза от 18.11.2021 N ВС-04-54/26639 "О разъяснении статьи 50.4-1 Лесного кодекса Российской Федерации".

Содержатся ответы на следующие вопросы, в том числе: все ли объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, в соответствии со ст. 50.4-2 Лесного кодекса РФ необходимо вносить в ЛесЕГАИС; как правильно внести в указанную систему информацию о местах (пунктах) складирования древесины и объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры; необходимо ли заносить в систему информацию о местах (пунктах) складирования древесины и объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, находящихся не на землях лесного фонда.

11. Установлен перечень нормативных правовых актов с указанием мер ответственности за нарушения требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней

"Перечень нормативных правовых актов с указанием информации о мерах ответственности, применяемых при нарушении обязательных требований" (утв. Рослесхозом)

В частности, указаны положения КоАП РФ, предусматривающие ответственность за следующие правонарушения, в том числе: транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа; непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации; нарушение порядка учета древесины.

Землепользование

1. Утверждено Положение о возмещении убытков владельцам земельных участков

Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 59 "Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".

Положение устанавливает: порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации; порядок заключения соглашения о возмещении убытков и условия такого соглашения; порядок заключения соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории; порядок возмещения убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации; порядок предоставления возмещения за прекращение прав на земельный участок в связи с невозможностью его использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории; случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.

2. С 1 марта 2022 г. сокращается срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов

Приказ Минсельхоза России от 16.12.2021 N 850 "О внесении изменения в Порядок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов, утвержденный приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 12 марта 2020 г. N 124". Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67079.

С указанной даты на проведение экспертизы отводится до 66 рабочих дней (в настоящее время - до 124 рабочих дней). В ходе проведения экспертизы Минсельхоз России проверяет приложенные документы, экспертные заключения, а также документы, выдаваемые Роспотребнадзором и Росприроднадзором, на наличие оснований для выдачи заключения.

Недропользование

1. Предлагается усовершенствовать механизм взимания регулярных платежей за пользование недрами в случае несоблюдения сроков геологического изучения недр

Проект Федерального закона N 63540-8 "О внесении изменения в статью 43 Закона Российской Федерации "О недрах"

Общемировая практика предусматривает кратное увеличение размера платежей за затягивание соответствующих работ. В России таким механизмом является досрочное прекращение права пользования недрами за нарушение лицензионных обязательств. Законопроектом предлагается ввести альтернативный механизм стимулирования недобросовестных пользователей недр к проведению работ в установленные сроки: в случае превышения сроков предлагается применять повышающие коэффициенты к ставке регулярных платежей. Кроме того, законопроектом предлагается: уточнить понятие регулярных платежей, а также конкретизировать перечень оснований и случаев их взимания; скорректировать перечень территорий, в отношении которых взимаются регулярные платежи с учетом принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и города Севастополя; уточнить механизм определения площадей, за пользование которыми должны взиматься регулярные платежи и пр.

2. С 1 января 2022 года устанавливается порядок предоставления права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности, в том числе рассмотрения заявок на получение права пользования участком недр

Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2533 "Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Право пользования участком недр предоставляется юридическому лицу, созданному в соответствии с законодательством РФ и имеющему разрешение (лицензию): на право ведения работ в области использования атомной энергии - для захоронения радиоактивных отходов; на осуществление деятельности в области обращения с отходами I - II классов опасности - для захоронения отходов производства и потребления I и II классов опасности. Предусматривается, что заявитель вправе подать заявку в Роснедра, в том числе, с использованием портала недропользователей и геологических организаций "Личный кабинет недропользователя" на официальном сайте Роснедр в сети "Интернет". Устанавливается, в числе прочего, исчерпывающий перечень документов и сведений, необходимых для получения права пользования участком недр, порядок рассмотрения поступившей заявки и принятия решения.

3. Аукцион на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения с 1 января 2022 года, проводится в электронной форме

Постановление Правительства РФ от 28.12.2021 N 2499 "О порядке проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения"

Новый порядок проведения аукциона не применяется в отношении аукциона на право пользования участком недр федерального значения, участком недр местного значения, а также участком недр, не отнесенным к участкам недр федерального или местного значения, объявление о проведении которого на 1 января 2022 года размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов. В данной ситуации аукцион проводится в соответствии с правовыми актами, регламентирующими проведение такого аукциона на право пользования указанными участками недр, действовавшими на день размещения такого объявления.

Водопользование

1. Правительством РФ утвержден новый порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование

Постановление Правительства РФ от 19.01.2022 N 18 "О подготовке и принятии решения о предоставлении водного объекта в пользование"

Постановлением, в частности, определены субъекты, на основании решения которых водные объекты предоставляются в пользование, а также отдельно отмечено, что на основании решения Правительства РФ осуществляется предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, для обеспечения обороны страны и безопасности государства. Предусмотрена возможность подачи заявления о предоставлении водного объекта в пользование и прилагаемых к нему документов в форме электронного документа - через единый портал госуслуг или аналогичный региональный портал. Также установлены сроки рассмотрения указанных документов и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование и определены сведения, которые должно содержать такое решение. Принятое решение подлежит государственной регистрации в государственном водном реестре и вступает в силу с даты его регистрации.

Появились вопросы?

Напишите нам в комментариях или на сайте! И подписывайтесь на рассылку актуальных новостей в сфере экологического законодательства.

Хотели бы получить помощь юриста по экологическому праву? Проведем анализ перспектив бесплатно! Оставьте вашу заявку

0
4 комментария
Генеральный дебаркадер

Крутая статья! Пускай для узкого круга читателей, но очень полезно. Продолжайте писать!

Ответить
Развернуть ветку
Zharov Group
Автор

Благодарю!

Ответить
Развернуть ветку
Денис Антонов

Очень хочется увидеть в начале статьи краткий обзор, а уже потом эти километры текста.

Ответить
Развернуть ветку
Zharov Group
Автор

спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 4 комментария
null