{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Законодательные нововведения января: передача прав на изобретения и биометрия по желанию

Отказ от предоставления биометрических персональных данных отныне не служит препятствием в получении государственных услуг, права на изобретения, созданные за счет государства, передаются исполнителю, судебное заседание можно проводить онлайн, а учет электроэнергии начинают вести только «умные» счетчики. Соответствующие законы вступили в силу в январе.

ДОБРОВОЛЬНАЯ БИОМЕТРИЯ

1 января вступили в силу отдельные пункты федерального закона от 29.12.2020 № 479-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым отказ гражданина от прохождения идентификации и (или) аутентификации с использованием его биометрических персональных данных не может быть препятствием в получении государственной или муниципальной услуги.

«Биометрия по желанию лишь отражает отношение большинства граждан к тому, что государство хочет собирать биометрические данные, а граждане не стремятся ему в этом помогать, — говорит бизнес-консультант по безопасности Cisco Systems Алексей Лукацкий. — Если установить обязательство сдавать биометрию при получении госуслуг, то граждане станут гораздо меньше пользоваться ими, что отрицательно скажется и на статистике, и на жизни россиян». Эксперт считает, что именно в силу этих причин было принято решение о предоставлении выбора не только государственных услуг, но и финансовых, для получения которых сдача биометрии теперь тоже добровольна.

В пресс-службе Минцифры напомнили, что предоставление гражданами биометрических персональных данных при получении госуслуг избавляет от необходимости личного посещения государственных органов и МФЦ (Многофункциональных центров предоставления госуслуг, — прим. ред.), а в случае личного посещения МФЦ для получения услуги необязательно брать с собой документы, удостоверяющие личность.

ПРАВА ИЗОБРЕТАТЕЛЮ

Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации» законодатели с 1 января 2022 года закрепили права на результат интеллектуальной деятельности (РИД), созданный при выполнения государственного или муниципального заказа, за исполнителем, правда, с некоторыми исключениями.

Директор по правовым вопросам «МойОфис» Константин Кокурин акцентирует внимание на важности статьи 1240.1 данного закона, которая детально регламентирует вопросы возникновения исключительных прав на РИД в различных ситуациях и прав на его дальнейшее использование в гражданском обороте. «По умолчанию такое исключительное право принадлежит исполнителю, но в то же время указанная статья предусматривает широкий круг случаев, когда РИД переходит в государственную и/или муниципальную собственность, например, если разработка велась для обороны и безопасности (гособоронзаказ), предоставления государственных и муниципальных услуг», — уточняет эксперт. По его словам, аналогичные нормы закреплены и в иных статьях закона, касающихся произведений науки, литературы и искусства, изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, созданных в рамках государственных контрактов.

Президент НП «РУССОФТ» Валентин Макаров убежден в том, что данный закон необходим не только разработчику РИД, но и главным образом государству. Эксперт подчеркивает, что отсутствие прав на РИД лишает разработчика юридической возможности и стимула привлекать инвестиции, создавать на базе РИД коммерческие продукты и завоевывать российский и мировой рынок, а государство теряет возможность получения налогов и рабочих мест, а главное — бессознательно уступает нишу мирового рынка, которую мог бы завоевать российский разработчик.

По мнению Константина Кокурина, введенные нормы вносят определенность в отношения разработчика РИД и государственного заказчика на преддоговорной стадии, так как наличие четких норм о правах на РИД, созданных по результатам госконтракта, позволяет правильно структурировать будущую сделку и оценивать коммерческие перспективы проекта для разработчика. «Разработчикам может быть коммерчески невыгодно участие в определенном проекте, если они не смогут использовать созданные РИД в своей деятельности, — поясняет он. — При этом прямые нормы закона о возможности сохранения за разработчиком исключительного права на РИД по госзаказу позволяет разработчику минимизировать свои издержки на дальнейшие разработки по аналогичным проектам и перераспределять финансовые и рабочие ресурсы на новые направления». Эксперт отметил, что в развитие вышеуказанных норм Правительство РФ утвердило Правила управления принадлежащими РФ правами на результаты интеллектуальной деятельности, которые детально регламентируют вопросы владения и использования государственной интеллектуальной собственности и также являются ориентиром для рынка информационных технологий (ИТ) в части регулирования вопросов прав на РИД, созданных в рамках госконтрактов.

Законодатели с 1 января 2022 года закрепили права на результат интеллектуальной деятельности (РИД), созданный при выполнения государственного или муниципального заказа, за исполнителем.

«Эффект от такого закона виден на примере программы DARPA (управление Министерства обороны США — прим. авт.), о которой мне рассказывал директор Стэнфордского научно-исследовательского института в то время, когда американцы пытались продать в Россию услуги по обучению конверсии. В результате реализации проектов DARPA не только создаются новые виды вооружения, но и при поддержке государства авторы инноваций привлекают инвестиции и запускают производство конкурентных продуктов. И это значит, что бюджетные деньги, направленные на научно-исследовательскую работу, работают дважды: на создание оружия и новых гражданских продуктов. Пример — голосовой помощник Siri, используемый Apple, или система распознавания голоса Nuance», — рассказал Валентин Макаров.

ТОЛЬКО «УМНЫЕ» СЧЕТЧИКИ

С января 2022 года на основании ФЗ от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации» энергетики должны устанавливать только интеллектуальные прибора учета электроэнергии («умные» счетчики).

В Министерстве энергетики РФ (Минэнерго) пояснили, что «умные» счетчики обеспечивают почасовой учет электроэнергии, возможность учета активной и реактивной энергии по не менее четырем программируемым тарифным зонам, дистанционную передачу показаний и результатов измерений, фиксацию нарушения индивидуальных параметров качества электроснабжения, защиту прибора учета от несанкционированного доступа и передачу информации о попытках такого доступа, запись событий в отдельные выделенные сегменты энергонезависимой памяти прибора учета, возможность полного и/или частичного ограничения возобновления режима потребления электроэнергии (управление нагрузкой), передачу информации о превышении заданного предела мощности и отсутствии напряжения.

В министерстве назвали эффекты установки таких счетчиков для сетевого комплекса: снижение потерь и рост полезного отпуска электроэнергии, сокращение операционных расходов компаний, времени реагирования и локализации аварии в электросетях.

«На начальной стадии создания интеллектуальных систем учета электроэнергии (2022-2023 гг.) сетевым организациям и гарантирующим поставщикам предстоит установить накопившийся по состоянию на 1 апреля 2020 года объем приборов учета, по которому потребители в предусмотренный законодательством срок не исполнили свои обязательства и не осуществили установку либо не провели поверку. В указанный период подлежат установке более 8,5 млн интеллектуальных приборов учета электроэнергии», — сообщили в Минэнерго. При этом в министерстве подчеркнули, что необходимо не только установить счетчики, но и обеспечить их интеграцию в интеллектуальную систему учета (ИСУ), которая обеспечивает удаленный сбор, обработку, хранение, передачу данных, удаленное управление ее компонентами и устройствами. Для обеспечения такой интеграции в 2022-2023 гг. требуется установить более 250 тысяч устройств сбора и передачи данных с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации.

«Чтобы компании были готовы к внедрению ИСУ, еще многое предстоит сделать как в выстраивании бизнес-процессов внутри компании, так и в организации промышленного производства необходимого объема и качества интеллектуальных приборов учета электроэнергии и устройств сбора и передачи данных», — заключили в Минэнерго.

СУД ИДЕТ В ОНЛАЙНЕ

Подавать документы в суд, получать судебные извещения теперь стало возможным через портал Госуслуги. При наличии технической возможности участники судебного процесса могут получить доступ к материалам дела в электронном виде и участвовать в заседаниях с помощью веб-конференции. Об этом прописано в ФЗ от 30 декабря 2021 г. № 440-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступил в силу в январе.

Руководитель практики административного и страхового права юридической компании «ССП-Консалт» Екатерина Назарова, отмечает, что нововведения отвечают современным реалиям. «Важно, что закон закрепил процедуру проведения онлайн-заседаний с помощью веб-конференции, поскольку такая возможность ранее была недоступна для судов общей юрисдикции, некоторые арбитражные суды отказывали в проведении онлайн-заседаний, ссылаясь на отсутствие соответствующего закона», — разъяснила эксперт.

Как рассказала Екатерина Назарова, для участия в судебном заседании с помощью системы веб-конференции нужно будет подать ходатайство в электронном виде, рассматривать дела таким образом суд может «при наличии технической возможности». «Однако сторона не сможет проверить, действительно ли отсутствует такая возможность или судье, например, просто некомфортно вести процесс в таком формате», — подчеркнула юрист. По ее словам, участникам процесса в начале 2022 года не стоит ожидать фактических радикальных изменений, поскольку требуются обновленные подзаконные акты, регламентирующие электронное правосудие. Кроме того, на уровне Верховного суда РФ и судебного департамента должны быть установлены требования к техническим и программным средствам, используемым при организации веб-конференций, а все изменения в части цифровизации будут применяться только при наличии технической возможности в конкретном суде, подытожила Екатерина Назарова.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда