{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Обзор изменений экологического законодательства за февраль 2022

На связи Евгений Жаров, адвокат Zharov Group. Февральский обзор изменений включает в себя обзор по разделам: экологический надзор, негативное воздействие на окружающую среду, выбросы, отходы, землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, животный мир и морское право.

Zharov Group — адвокаты по экологическим спорам и проверкам c многолетним опытом в оспаривании актов и претензий гос.органов в сфере экологии.

Наиболее значимые и заметные изменения произошли в сфере экологического надзора, отходов и лесопользования.

Обращаем особое внимание, на то, что:

  • С 1 марта 2022 года обязанность утилизировать старую технику коснется только юридических лиц и предпринимателей.
  • 1 сентября 2022 г. вступают в силу новые требования к содержанию программы производственного экологического контроля. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109.
  • С 1 сентября 2022 года вводится в действие актуализированный порядок предоставления информации о негативном воздействии на окружающую среду. Приказ Минприроды России от 24.01.2022 N 35.

Скорректирована методика исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Приказ Минприроды России от 18.11.2021 N 867.

Обо всех изменениях читайте ниже.

Получите методическое пособие "Инструкция по госпроверкам" В ПОДАРОКБудет полезно, если в отношении Вашего предприятия запланированы или проводятся профилактические, надзорные мероприятия.

Евгений Жаров, Основатель юридической фирмы Zharov Group. Специализация: экология. Опыт работы юристом по экологическим вопросам более 11 лет. Автор статей в журналах Экология производства, Справочник эколога, Коммерсант, rbc.ru и т.д.

Экологический надзор

1. С 1 марта 2022 г. устанавливаются формы проверочных листов, применяемых при осуществлении федерального лицензионного контроля за производством маркшейдерских работ, деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности и деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения. Приказ Ростехнадзора от 18.11.2021 N 390 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов), применяемых при осуществлении федерального лицензионного контроля за производством маркшейдерских работ, деятельностью по проведению экспертизы промышленной безопасности и деятельностью, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения". Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2022 N 67360. Формы применяются должностными лицами территориальных органов Ростехнадзора при проведении в отношении лицензиата плановых, а также внеплановых выездных проверок в рамках осуществления федерального лицензионного контроля (за исключением проверок, проводимых в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а также в рамках предоставления государственной услуги по лицензированию).

2. С 1 марта 2022 г. устанавливаются индикативные показатели, применяемые при осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора). Приказ Минпромторга России от 20.12.2021 N 5232 "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного метрологического контроля (надзора)". В перечне таких показателей, применяемых за отчетный период, в частности: количество плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; количество контрольных (надзорных) мероприятий, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия; количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований; количество контрольных (надзорных) мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях; сумма административных штрафов, наложенных по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

3. Установлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий. Приказ Минприроды России от 22.12.2021 N 997 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий" Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67074. Таким индикатором является сокращение в течение трех предшествующих лет более чем на 20 процентов численности вида редких и находящихся под угрозой исчезновения растений на земельных (лесных) участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах особо охраняемой природной территории или в границах охранной зоны данной территории.

4. Установлен перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении госконтроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы. Приказ Минприроды России от 27.12.2021 N 1012 "Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за проведением работ по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы". Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2022 N 67036. Такими индикаторами являются, в частности: выявление одного и более фактов неустранения (частичного устранения) нарушений, установленных в ходе ранее проведенных мероприятий контроля; истечение действия документа, предоставляющего право владения и пользования зданием (помещением), земельным участком, частью акватории водного объекта, оборудованием, инструментом, техническими средствами, в том числе средствами измерений; нахождение двух и более лицензиатов по одному месту проведения работ; истечение периода межповерочного интервала средств измерений, применяемых лицензиатом при проведении работ.

5. Установлены индикаторы риска нарушений обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору). Приказ Минприроды России от 30.12.2021 N 1044 "Об утверждении Перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному экологическому контролю (надзору)"Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67084. Такими индикаторами являются: увеличение или уменьшение на 30 процентов и более в сравнении с предыдущим отчетным периодом размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, внесенной юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем за отчетный период, при отсутствии информации об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в связи с представлением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями сведений об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления, а также информации об изменении категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; расхождение данных об объеме и (или) массе выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых, размещаемых отходов, в двух и более видах отчетности (документов), представленных юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Росприроднадзор за отчетный период: декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду; декларации о воздействии на окружающую среду; отчете об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды; отчете о выполнении программы повышения экологической эффективности; статистической отчетности по формам 2-ТП (отходы), 2-ТП (воздух).

6. С 1 марта 2022 г. устанавливается индикатор риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора). Приказ Минприроды России от 21.01.2022 N 28 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора)". Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2022 N 67048. Таким индикатором является наличие признаков ведения на земельном участке земляных и горных работ, связанных с добычей полезных ископаемых в границах участка недр, предоставленного в пользование контролируемому лицу для осуществления геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых в соответствии с лицензией на пользование недрами, выявленных на основании информации, содержащейся в федеральном фонде данных дистанционного зондирования Земли из космоса, за последние шесть месяцев, в отсутствие данных в федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система лицензирования недропользования" о наличии согласованного технического проекта разработки месторождения полезного ископаемого и заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, подтверждающих постановку запасов полезных ископаемых и подземных вод на государственный баланс запасов полезных ископаемых.

7. Установлены формы удостоверения наблюдателя, проводящего национальную инспекцию в Антарктике, и акта проведения национальной инспекции в Антарктике. Приказ Росгидромета от 06.12.2021 N 423 "Об утверждении формы удостоверения наблюдателя, проводящего национальную инспекцию в Антарктике, и формы акта проведения национальной инспекции в Антарктике". Зарегистрировано в Минюсте России 07.02.2022 N 67176. Приказ издан в соответствии с Правилами проведения национальной инспекции в Антарктике, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.10.2019 N 1309.

8. Актуализированы положения об аттестации экспертов, привлекаемых Россельхознадзором к осуществлению экспертизы в целях госконтроля (надзора). Приказ Россельхознадзора от 14.12.2021 N 1468 "Об аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными управлениями) к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора)". Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2022 N 67287. Определено, что требованием к образованию гражданина, претендующего на получение аттестации эксперта, является наличие высшего образования по профилю, соответствующему области экспертизы. Требованием к стажу работы является наличие стажа работы не менее чем три года в области, соответствующей виду экспертизы. Кроме того, к заявителю предъявляются требования к наличию у него необходимых знаний и навыков. Срок действия аттестации эксперта - 5 лет.

9. Установлена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого Росприроднадзором при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора). Приказ Росприроднадзора от 14.01.2022 N 16 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)" Зарегистрировано в Минюсте России 24.02.2022 N 67454. Ответы на контрольные вопросы свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований.

10. ПЭК. С 1 сентября 2022 г. вступают в силу новые требования к содержанию программы производственного экологического контроля. Приказ Минприроды России от 18.02.2022 N 109 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" Зарегистрировано в Минюсте России 25.02.2022 N 67461. Утверждены также порядок и сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля. Приказ действует шесть лет.

11. С 1 марта 2022 г. обновляется порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 N 160 "О внесении изменений в Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности". Внесены поправки, связанные с развитием реестровой модели, проведением оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям в форме документарной и выездной оценки с применением оценочного листа, в том числе с использованием средств дистанционного взаимодействия, а также установлением возможности осуществления лицензируемого вида деятельности иностранными юридическими лицами.

НВОС

1. Скорректирована методика исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Приказ Минприроды России от 18.11.2021 N 867 "О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238" Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67040. Предусмотрено, в частности, что исчисление размера нанесенного почвам вреда по указанной методике производится для почв различной плодородности, в том числе - при отсутствии плодородного слоя. Кроме этого, приказом формулы исчисления в стоимостной форме размера вреда в различных случаях дополнены новым коэффициентом Кмпс, который определен как показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы. Установлено, что он применяется при наличии плодородного слоя почвы.

2. С 1 сентября 2022 года вводится в действие актуализированный порядок предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в Росгидромет информации о негативном воздействии на окружающую среду. Приказ Минприроды России от 24.01.2022 N 35 "Об утверждении порядка предоставления юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими сбор информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, в Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды указанной информации, а также информации о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду". Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67080. Информацию о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, а также информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают и (или) могут оказать негативное воздействие на окружающую среду, предоставляют юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на основании лицензий деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. К информации о состоянии окружающей среды и ее загрязнении относится информация, полученная в ходе осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, которая включает в себя в зависимости от вида наблюдений: метеорологические, аэрологические, климатические, гидрологические, океанологические, гелиогеофизические (в том числе околоземного космического пространства) и агрометеорологические характеристики окружающей среды; уровни загрязнения (включая радиоактивное) атмосферного воздуха, почв, водных объектов и околоземного космического пространства. Признается утратившим силу приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 509. Приказ действует до 01.09.2028.

Выбросы

1. Правительством РФ актуализированы меры государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой. Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 N 206 "О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой". В частности, из формы отчетности о веществах, разрушающих озоновый слой, исключен раздел, обязывающий юридических лиц и ИП представлять отчетность об использовании таких веществ в действующем оборудовании. Кроме этого, документ дополнен приложением, определяющим значения потенциала глобального потепления регулируемых веществ списка F. Установлено, что указанные значения используются при пересчете в тонны эквивалента СО2. Ряд актов Правительства РФ признан утратившим силу, в их числе - Постановление Правительства РФ от 24 марта 2014 г. N 228, изданное для регламентации аналогичных правоотношений.

2. Правительством РФ утверждена федеральная научно-техническая программа в области экологического развития РФ и климатических изменений на 2021 - 2030 годы. Постановление Правительства РФ от 08.02.2022 N 133 "Об утверждении Федеральной научно-технической программы в области экологического развития Российской Федерации и климатических изменений на 2021 - 2030 годы". Цель программы - повышение эффективности научно-технической деятельности в области экологического развития РФ и климатических изменений. В качестве задач программы определено создание наукоемких технологических решений, направленных на: обеспечение экологической безопасности, улучшение состояния окружающей среды; изучение климата, механизмов адаптации к климатическим изменениям и их последствиям; обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов путем проведения исследований источников эмиссии и поглотителей парниковых газов и принятия мер по уменьшению негативного воздействия таких газов на окружающую среду.

3. Рассмотрен вопрос об использовании данных инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при подготовке природоохранной документации. Письмо Минприроды России от 19.01.2022 N 12-47/1354 "Об инвентаризации выбросов". Отмечается, что нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок разработки нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, заполнение декларации о воздействии на окружающую среду, разработку программы производственного экологического контроля, разработку мероприятий в период наступления неблагоприятных метеорологических условий предусмотрено использование данных, содержащихся в отчете об инвентаризации выбросов.

Отходы

1. Депутаты предлагают установить обязательное раздельное накопление отходов в целях превращения их во вторичные ресурсы и последующее вовлечение в хозяйственный оборот. Проект Федерального закона N 74417-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в части регулирования обращения с вторичными ресурсами". Законопроектом, разработанным совместно с Минприроды России, вводятся новые понятия: - вторичные ресурсы - виды отходов, которые или компоненты которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства; - вторичное сырье - продукция, полученная из вторичных ресурсов, которая может использоваться в производстве другой продукции (за исключением пищевой) или иной хозяйственной деятельности. Раздельное накопление или передача в пункты сбора отходов будут обязательными для всех. А юридические лица и индивидуальные предприниматели будут самостоятельно заниматься утилизацией вторичных ресурсов или передавать их другим лицам для утилизации. Кроме того, предлагается установить требования при обращении с побочными продуктами производства, к которым могут быть отнесены вещества или предметы, образующиеся при производстве основной продукции и не являющиеся целью данного производства, если такие вещества или предметы пригодны в качестве сырья в собственном производстве или для потребления в качестве продукции. Предусматривается, что юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут самостоятельно определять отнесение веществ и предметов к отходам, либо к побочным продуктам производства. Обращение с побочными продуктами производства будет осуществляться по особым правилам, предполагающим их использование в течение трех лет. Отдельные вещества и предметы не будут признаваться побочными продуктами производства в соответствии с перечнями, утверждаемыми Правительством РФ. Законопроектом также предлагается устанавливать перечни видов товаров и работ, производство и выполнение которых допускается только с использованием определенной доли вторичных ресурсов в их составе, и в отношении которых будет осуществляться стимулирование деятельности по производству или выполнению, а также видов продукции, производство и использование которой не допускается, если при этом образуются неперерабатываемые или трудноперерабатываемые отходы.

2. С 1 марта 2022 года обязанность утилизировать старую технику коснется только юридических лиц и предпринимателей. Информация Минприроды России "Жители по-прежнему могут выбрасывать вышедшую из строя технику в мусорные контейнеры". С указанной даты устанавливается обязанность для юрлиц передавать отходы компаниям, которые на законных основаниях ведут деятельность по сбору, транспортировке, обработке, переработке, обезвреживанию и хранению отходов, отнесенных к группе "Оборудование компьютерное, электронное, оптическое, утратившее потребительские свойства". Предусмотрены категории юрлиц, которым граждане могут передать данный вид отходов, если решили сдать их в переработку отдельно от ТКО. Кроме того, сообщается, что информация о вводимых штрафах для граждан за несоблюдение правил обращения с отходами не соответствует действительности.

3. С 1 марта 2022 г. вводится форма оценочного листа, применяемого Росприроднадзором при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. Приказ Росприроднадзора от 27.01.2022 N 49 "Об утверждении формы оценочного листа, в соответствии с которым Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проводится оценка соответствия соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям при лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2022 N 67354. Оценочный лист, включает в себя, в том числе, список контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии (лицензиата) лицензионным требованиям.

4. С 1 марта 2022 года подлежат применению обновленные формы документов, используемых в процессе лицензирования деятельности по обработке лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Приказ Федеральной пробирной палаты от 11.02.2022 N 20н "Об утверждении форм документов, используемых Федеральной пробирной палатой в процессе лицензирования деятельности по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов и деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий" Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2022 N 67419. В частности, документом утверждены новые формы: заявления о предоставлении лицензии; заявления о внесении изменений в реестр лицензий; уведомления об отказе в предоставлении лицензии; заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности; оценочного листа, применяемого при осуществлении оценки соответствия соискателя лицензии или лицензиата лицензионным требованиям и оценки соблюдения лицензиатом лицензионных требований при осуществлении деятельности по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий.

5. Установлены система, принципы и методы регулирования предельных (максимальных) тарифов на услугу федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I и II классов опасности. Постановление Правительства РФ от 18.02.2022 N 211 "О ценообразовании в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности". Утверждены Основы ценообразования в области обращения с отходами производства и потребления I и II классов опасности и Правила регулирования тарифов по обращению с отходами производства и потребления I и II классов опасности. ФАС России определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования указанных тарифов. Реализованы положения Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

6. С 1 сентября 2022 г. устанавливаются новые требования к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении, хранении пестицидов и агрохимикатов, об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении. Приказ Минсельхоза России от 21.01.2022 N 23 "Об установлении требований к форме и порядку утверждения рекомендаций о транспортировке, применении, хранении пестицидов и агрохимикатов, об их обезвреживании, утилизации, уничтожении, захоронении, а также к тарной этикетке" Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2022 N 67417. Настоящий Приказ действует до 1 сентября 2028 г.

7. Предлагается уточнить особенности обращения с отходами I и II классов опасности. Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (не внесен в ГД ФС РФ). Проектом устанавливается, в том числе, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании не только объектов обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности, но и объектов утилизации отходов указанных классов опасности.

Землепользование

1. Установлена новая форма проверочного листа, применяемого Россельхознадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения и виноградопригодных земель. Приказ Россельхознадзора от 22.12.2021 N 1525 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальными органами) при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и виноградопригодных земель" Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2022 N 67355.

2. Утверждена форма проверочного листа, применяемого Россельхознадзором при госконтроле (надзоре) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. Приказ Россельхознадзора от 23.12.2021 N 1547 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (ее территориальных органов) при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2022 N 67356. Документ включает перечень контрольных вопросов, отражающих содержание обязательных требований, а также реквизиты нормативных правовых актов с указанием их структурных единиц, которыми эти требования устанавливаются.

3. С 1 марта 2022 г. Росреестром применяется актуализированная форма проверочного листа (списка контрольных вопросов) при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора). Приказ Росреестра от 18.01.2022 N П/0011 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора)". Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2022 N 67351. Список контрольных вопросов отражает содержание обязательных требований, ответы на которые свидетельствуют об их соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом.

4. В признании садового дома жилым будет отказано, если он размещен на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления. Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 N 187 "О внесении изменения в пункт 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом". В указанном случае при рассмотрении соответствующего заявления будет принято решение об отказе в признании садового дома жилым. Изменения внесены в Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47.

5. ФНС даны разъяснения о порядке налогообложения земельных участков в случае выявления нарушений требований земельного законодательства. Письмо ФНС России от 18.02.2022 N БС-4-21/1989@ "О порядке налогообложения земельных участков в случае выявления при осуществлении муниципального земельного контроля нарушений требований земельного законодательства" .В отношении отдельных видов земельных участков (это, в том числе земли сельхозназначения, а также не используемые в предпринимательской деятельности земельные участки для ведения ЛПХ) налоговые ставки по земельному налогу не могут превышать 0,3%, а в отношении прочих земельных участков - 1,5%. Поскольку НК РФ не содержит исчерпывающего перечня документов (сведений), подтверждающих использование земельного участка в предпринимательской деятельности либо его использование не по целевому назначению, такими документами могут являться акты и предписания, составленные по результатам обследований земельных участков, проведенных в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

6. С 1 марта 2022 года устанавливаются индикативные показатели, применяемые Росреестром при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора). Приказ Росреестра от 17.11.2021 N П/0521. "Об утверждении индикативных показателей, применяемых при осуществлении Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами федерального государственного земельного контроля (надзора)". В перечне таких показателей, проведенных за отчетный период: количество плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий; количество рейдовых осмотров; количество инспекционных визитов, проведенных с использованием средств дистанционного взаимодействия; количество контрольных (надзорных) мероприятий, по результатам которых выявлены нарушения обязательных требований; сумма административных штрафов, наложенных в результате рассмотрения дел об административных правонарушениях.

7. Утверждено Положение о возмещении убытков владельцам земельных участков. Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 N 59 "Об утверждении Положения о возмещении убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". Положение устанавливает: порядок определения состава и размера убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации; порядок заключения соглашения о возмещении убытков и условия такого соглашения; порядок заключения соглашения о выкупе земельного участка и (или) иного объекта недвижимого имущества в связи с невозможностью их использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории; порядок возмещения убытков, предусмотренных главой VIII Земельного кодекса Российской Федерации; порядок предоставления возмещения за прекращение прав на земельный участок в связи с невозможностью его использования в соответствии с ранее установленным разрешенным использованием в результате установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории; случаи и правила учета платы за публичный сервитут при возмещении убытков, причиненных в связи с установлением или изменением зоны с особыми условиями использования территории в результате осуществления деятельности, для обеспечения которой установлен публичный сервитут.

8. С 1 марта 2022 г. устанавливается ключевой показатель государственного земельного надзора. Постановление Правительства РФ от 07.02.2022 N 126 "О внесении изменений в Положение о федеральном государственном земельном контроле (надзоре)". Таким показателем является разность соотношения количества земельных участков, в отношении которых в отчетном периоде принято решение об их отнесении к более низкой категории риска, к общему числу земельных участков, отнесенных к категориям риска (за исключением земельных участков, отнесенных к категории низкого риска), и аналогичного соотношения количества земельных участков, в отношении которых такие решения приняты за предыдущий отчетный период. Приведена формула расчета ключевого показателя. Отмечается, что целевыми значениями ключевого показателя государственного земельного надзора являются положительные значения.

9. Снято ограничение на приватизацию земель во втором поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ"О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации". Изменения внесены в подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, которой устанавливаются ограничения оборотоспособности земельных участков.

10. Скорректирована методика исчисления в стоимостной форме размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды. Приказ Минприроды России от 18.11.2021 N 867 "О внесении изменений в Методику исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденную приказом Минприроды России от 8 июля 2010 г. N 238" Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2022 N 67040. Предусмотрено, в частности, что исчисление размера нанесенного почвам вреда по указанной методике производится для почв различной плодородности, в том числе - при отсутствии плодородного слоя. Кроме этого, приказом формулы исчисления в стоимостной форме размера вреда в различных случаях дополнены новым коэффициентом Кмпс, который определен как показатель, учитывающий мощность плодородного слоя почвы. Установлено, что он применяется при наличии плодородного слоя почвы.

Лесопользование

1. Утверждены правила подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства. Постановление Правительства РФ от 14.02.2022 N 166 "О подготовке и утверждении плана проведения лесоустройства". Правила определяют порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений органами государственной власти, органами местного самоуправления. План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается и утверждается Рослесхозом, а в отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, - органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

2. С 1 сентября 2022 года вступают в силу актуализированные формы типовых договоров аренды лесных участков. Приказ Минприроды России от 09.08.2021 N 550 "О внесении изменений в типовые договоры аренды лесных участков, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 542". Зарегистрировано в Минюсте России 14.02.2022 N 67268. Поправки внесены с целью установления возможности заключения договора аренды в отношении нескольких лесных участков для видов использования лесов, предусмотренных статьями 43 - 46 Лесного кодекса РФ. Приказ действует до 1 января 2027 года.

3. С 1 сентября 2022 года вступают в силу новые Правила лесоразведения. Приказ Минприроды России от 20.12.2021 N 978 "Об утверждении Правил лесоразведения, формы, состава, порядка согласования проекта лесоразведения, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесоразведения". Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2022 N 67239. Установлены состав, порядок согласования проекта лесоразведения, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесоразведения, форма проекта лесоразведения. Приказ действует до 1 сентября 2028 года. Утратил силу Приказ Минприроды России от 30.07.2020 N 541.

4. Утверждены новые Правила лесовосстановления. Приказ Минприроды России от 29.12.2021 N 1024 "Об утверждении Правил лесовосстановления, формы, состава, порядка согласования проекта лесовосстановления, оснований для отказа в его согласовании, а также требований к формату в электронной форме проекта лесовосстановления". Зарегистрировано в Минюсте России 11.02.2022 N 67240. Определены состав, порядок согласования проекта лесовосстановления, основания для отказа в его согласовании, а также требования к формату в электронной форме проекта лесовосстановления, форма проекта лесовосстановления. Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минприроды России от 04.12.2020 N 1014. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 сентября 2022 г., за исключением отдельного положения, вступающего в силу с 1 марта 2025 г.

5. С 1 сентября 2022 г. применяются актуализированные виды лесосечных работ, порядок их выполнения. Приказ Минприроды России от 17.01.2022 N 23 "Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их выполнения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта заключительного осмотра лесосеки и порядка заключительного осмотра лесосеки" Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2022 N 67278. Приказ действует до 1 сентября 2028 года.

6. Рослесхозом даны разъяснения по некоторым вопросам заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки.. Разъяснения Рослесхоза "Об отдельных особенностях формирования и заполнения ЭСД". В частности, сообщается, что Постановлением Правительства РФ от 06 декабря 2021 г. N 2214, вступившим в законную силу 01 января 2022 г. признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16 октября 2020 г. N 1696 "О сопроводительном документе на транспортировку древесины" устанавливающее требования к форме и правилам оформления сопроводительного документа на бумажном носителе. Юридические нормы, вступившие в законную силу 01 января 2022 г. связаны с изменениями требований к формату и правилам заполнения сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки вследствие перевода данного документа в электронный вид. При этом, сфера применения положений лесного законодательства, регламентирующих транспортировку древесины и продукции ее переработки остается неизменной по отношению к ст. 50.4 Лесного кодекса РФ в предыдущих редакциях, ЭСД оформляется в тех же случаях в которых оформлялся сопроводительный документ на бумажном носителе. роме того, в числе прочего, разъяснены порядок заполнения пункта 11 формы ЭСД информацией о государственных регистрационных знаках автотранспортных средств, а также особенности оформления ЭСД при транспортировке дровяной древесины.

7. Подготовлена памятка по внесению информации о местах (пунктах) складирования древесины и объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры в ЛесЕГАИС. Письмо Рослесхоза от 18.11.2021 N ВС-04-54/26639 "О разъяснении статьи 50.4-1 Лесного кодекса Российской Федерации". Содержатся ответы на следующие вопросы, в том числе: все ли объекты лесоперерабатывающей инфраструктуры, в соответствии со ст. 50.4-2 Лесного кодекса РФ необходимо вносить в ЛесЕГАИС; как правильно внести в указанную систему информацию о местах (пунктах) складирования древесины и объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры; необходимо ли заносить в систему информацию о местах (пунктах) складирования древесины и объектах лесоперерабатывающей инфраструктуры, находящихся не на землях лесного фонда.

8. На ФГБУ "Рослесинфорг" возложены полномочия по подготовке документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков. Письмо Рослесхоза от 27.01.2022 N АВ-03-54/1800 "О разъяснении изменений, внесенных в статью 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации". По общему правилу с заявлением о кадастровом учете лесных участков обращается уполномоченный орган исполнительной власти субъектов РФ, а правообладатель лесного участка вправе подать заявление о кадастровом учете такого лесного участка при уточнении его границ, если такой лесной участок является ранее учтенным лесным участком, т.е. сведения о нем внесены в ЕГРН до 01.01.2017. ФГБУ "Рослесинфорг" разработаны регламент выполнения работ по подготовке документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет недвижимого имущества в отношении лесных участков в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, проект типового договора на выполнение указанных работ, проект методики определения размера платы за подготовку документов.

9. Рослесхоз напоминает о необходимости проведения до 1 марта 2022 года инвентаризации мест складирования древесины. Информация Рослесхоза от 01.02.2021. С 1 марта 2022 года вступает в силу приказ Минприроды России от 25 августа 2021 г. N 590 "Об утверждении состава сведений, включаемых в отчет о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине". В соответствии с положениями пункта 5 Состава сведений, включаемых в отчет, при формировании отчета о ввезенной на склад или вывезенной со склада древесине, в разделе "Баланс древесины" необходимо заполнять "Сведения о текущем объеме", "Сведения о расчетном объеме древесины при формировании отчета", "Сведения о фактических остатках древесины при инвентаризации древесины", "Сведения о дебалансе древесины". Рослесхоз рекомендует организовать проведение инвентаризации заблаговременно и завершить ее не позднее чем 1 марта 2022 года, для исключения ситуаций, связанных с приостановкой производственных процессов, по причине невозможности формирования отчетов о балансе древесины.

10. С 1 марта 2022 г. устанавливаются ключевые показатели в сфере оборота древесины. Постановление Правительства РФ от 02.02.2022 N 89"О внесении изменений в Положение о федеральном государственном надзоре в сфере транспортировки, хранения древесины, производства продукции переработки древесины и учета сделок с ними". Такими показателями являются: соотношение общего объема древесины, вывезенной с лесосек согласно электронным сопроводительным документам на транспортировку древесины и продукции ее переработки, к общему объему заготовленной древесины; доля объема выбывшей из оборота древесины в общем объеме древесины, учтенной в единой государственной автоматизированной информационной системе учета древесины и сделок с ней. Приводится порядок расчета ключевых показателей, а также их целевые значения.

11. С 1 сентября 2022 года актуализируются требования к использованию лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Приказ Минприроды России от 31.01.2022 N 54 "Об утверждении Правил использования лесов для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры". Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2022 N 67277. В целях размещения объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - лесные земли: участки невозобновившихся вырубок, гарей, редин, пустырей, прогалин, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения. Создание и эксплуатация лесоперерабатывающей инфраструктуры запрещается в защитных лесах, а также в иных предусмотренных Лесным кодексом РФ и другими федеральными законами случаях. Устанавливаются права и обязанности граждан, юридических лиц, использующих леса для создания и эксплуатации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры. Утрачивает силу приказ Минприроды России от 28 июля 2020 г. N 495. Приказ действует до 1 сентября 2028 года.

Недропользование

1. Внесены дополнения в перечень видов трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи. Постановление Правительства РФ от 12.02.2022 N 153 "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2020 г. N 1499". В указанный перечень включена, в том числе, нефть из конкретной залежи углеводородного сырья, отнесенной к ачимовским продуктивным отложениям, с показателем проницаемости не более 2-10-3 мкм2, на основании утверждаемых Минприроды России по согласованию с Минфином России стратиграфических характеристик (система, отдел, горизонт, пласт) залежей углеводородного сырья для целей их отнесения к ачимовским продуктивным отложениям в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Водопользование

1. Обновлена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Росводресурсами, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления. Приказ Минприроды России от 31.01.2022 N 51 "Об утверждении типовой формы решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления" Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2022 N 67309. Признан утратившим силу Приказ Минприроды России от 08.07.2019 N 453.

Животный мир

1. С 1 сентября 2022 г. вводится в действие перечень отдельных видов охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются требования к размещению их минимального количества в границах охотничьих угодий. Приказ Минприроды России от 15.02.2022 N 101 "Об утверждении перечня отдельных видов охотничьих ресурсов, в отношении которых устанавливаются требования к размещению минимального количества охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий, порядка расчета их минимального количества в границах охотничьих угодий". Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2022 N 67343. В указанный перечень включены лось, благородный олень, пятнистый олень, косули. Приводится порядок расчета минимального количества отдельных видов охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий. Настоящий приказ действует 6 лет со дня вступления в силу.

2. С 1 сентября 2022 г. устанавливаются новые нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, а также нормативы биотехнических мероприятий. Приказ Минприроды России от 27.01.2022 N 49 "Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативов биотехнических мероприятий и о признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 ноября 2020 г. N 965". Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2022 N 67329. Настоящий Приказ действует 6 лет со дня вступления в силу.

3. Установлен индикатор риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания. Приказ Минприроды России от 29.12.2021 N 1023 "Об утверждении индикатора риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному контролю (надзору) в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания". Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2022 N 67075. Данным индикатором является сокращение в течение предшествующих трех лет более чем на 50% численности объектов животного мира, не относящихся к охотничьим ресурсам и водным биоресурсам, в случаях не связанных с распространением болезней, а также с опасными природными явлениями, стихийными или иными бедствиями, определяемое по результатам ежегодного мониторинга в соответствии с Приказом Минприроды России от 30.06.2021 N 456 в пределах территорий, закрепленных на праве собственности или иных законных основаниях, за контролируемым лицом.

Морское право

1. Определены критерии, которым должно соответствовать юридическое лицо, имеющее намерение стать поручителем по обеспечению исполнения соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта. Постановление Правительства РФ от 17.02.2022 N 202 "Об утверждении критериев, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем по обеспечению исполнения соглашения о создании объектов инфраструктуры морского порта".

Появились вопросы?

Напишите нам в комментариях или на сайте! И подписывайтесь на рассылку актуальных новостей в сфере экологического законодательства.

Хотели бы получить помощь юриста по экологическому праву? Проведем анализ перспектив бесплатно! Оставьте вашу заявку

0
1 комментарий
Yaroslav Chekunov

Когда раздельный сбор отходов сделают обязательным для всех?

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда