Мета* - всё? Как с этим жить, чтобы самому не стать "экстремистом" (юридическая инструкция)

21 марта Тверской районный суд Москвы признал американскую компанию Мета* (Meta Platforms) «экстремистской организацией». Поскольку почти каждый из нас пользуется ее продуктами, риск оказаться привлеченным к ответственности за экстремизм возникает у многих. Мы подготовили юридическую инструкцию, как этого избежать. Она адресована прежде всего предпринимателям, но также будет полезна блогерам, журналистам и всем, для кого фейсбук и инстаграм** успели стать частью жизни.

Говоря более точным юридическим языком, суд прямо не объявил Мету* «экстремистской организацией», а запретил ее деятельность в России по «экстремистским основаниям» - и то не всю, а лишь по "реализации продуктов" Фейсбук и Инстаграм. Именно так - "запрет деятельности" - данная процедура именуется в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». Некоторые эксперты надеются, что Мета* как таковая - в силу формулировки в решении суда - все же не станет считаться "экстремистской организацией", ведь запрет на ее деятельность носит лишь частичный характер и не затрагивает тот же Ватсап. Однако в пункте 2 ст. 1 данного Закона дано определение «экстремистской организации». Таковой как раз считается организация, в отношении которой «принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Закон не уточняет - должен ли быть такой запрет полным или частичным.

Это значит, что как только решение суда вступит в силу (в чем мало кто сомневается), Мета*, вероятнее всего, будет включена Министерством юстиции РФ в специальный перечень экстремистских организаций. Других правовых последствий запрета деятельности организации по Закону об экстремизме не предусмотрено (хотя чудеса, конечно, случаются).

UPD от 29 марта 2022 г. По имеющейся неофициальной информации, Мета*, возможно, все-таки не будет включена в перечень Минюста, потому что ее деятельность запрещена не полностью, а лишь частично (в отношении определенных продуктов), и в этом ее отличие от всех остальных организаций, внесенных в этот перечень. Их деятельность была запрещена полностью, без каких-либо исключений. Однако в законе нет понятия "частичного" запрета деятельности организаций, поэтому как конкретно будет исполняться решение суда - все еще не ясно.

Сейчас у ответчика есть месяц на то, чтобы подать апелляцию в Мосгорсуд.

В Сети можно найти много советов – что делать дальше. Пару дней назад в сети появились публикации, ссылающиеся на разъяснения Роскомнадзора относительно того, как себя вести в отношении Меты* и ее продуктов. Однако на момент написания данного материала какие-либо официальные комментарии на сайте ведомства отсутствовали.

Запреты, связанные с противодействием экстремизму, раньше прямо не касались бизнеса и затрагивали в основном блогеров, СМИ и общественных активистов. Теперь ситуация изменилась. Едва ли не у каждого из нас есть аккаунты в Фейсбуке и Инстаграме (социальные сети запрещены в РФ), многие вели бизнес в этих социальных сетях до их блокировки и продолжают там общаться и выкладывать посты. Важно: в полной мере все запреты начнут действовать только в случае внесения Меты* в перечень экстремистских организаций (если это произойдет). Паниковать и избавляться от аккаунтов рано. Но готовиться к такому повороту нужно сейчас.

Я обобщил основные рекомендации, которые давал за последние несколько дней моим друзьям, знакомым и клиентам. Получилась небольшая инструкция – всего три правила, которые помогут избежать ответственности по «экстремистским» статьям.

1. Проверьте свои сайты – нет ли на них ссылок на профили в Фейсбуке или Инстаграме, содержащих логотипы этих платформ.

В соответствии со ст. 20.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях публичная демонстрация символики или атрибутики экстремистской организации наказывается штрафом или административным арестом до 15 суток; на юридических лиц может быть наложен штраф до 50 тысяч рублей. При этом не имеет значения, была ли цель пропагандировать такую символику или саму экстремистскую организацию. Наказать могут уже за факт ее демонстрации.

Логотип Меты* однозначно будет расцениваться как символика экстремистской организации, если Мета* окажется в перечне Минюста. Насчет логотипов фейсбука и инстаграма пока остается неопределенность, в том числе в связи с отсутствием публичного доступа к судебному решению (нужно видеть, какие там формулировки, но суд сослался на якобы имеющийся в законе запрет публиковать подобные решения). Но требования генпрокуратуры, по которым суд принимал решение, включали ограничение распространения в России именно этих двух продуктов. Поэтому можно предположить, что логотипы данных социальных сетей также будут считаться запрещенной атрибутикой.

UPD от 28 марта 2022 г. Решение Тверского районного суда все-таки было выложено в публичный доступ на сайте суда (скачать его можно здесь). Про символику Фейсбука и Инстаграма в нем ничего не говорится. Ждем разъяснения официальных органов государства.

Обратите также внимание на оформление ваших офисов, магазинов, шоурумов, «зон селфи» и других помещений. Возможно, туда тоже закрались «экстремистские» логотипы. Атрибутика Меты* и ее платформ может оказаться и в других местах – например, на упаковках, корпоративных футболках, визитках, флаерах, пресс-воллах. Не спешите сжигать визитки, менять упаковки и выбрасывать корпоративную одежду. Повторю: запреты начнут действовать только после (и в случае) внесения Меты* в перечень экстремистских организаций. Но если в ваши ближайшие планы не входит открытая борьба за свободу слова, лучше пока эти логотипы не использовать публично. Запрет на распространение этих соцсетей уже действует. И, конечно, если ваша цель – продолжать вести бизнес, то лучше будет воздержаться от ношения одежды с логотипами Меты* или ее продуктов «из принципа» или в знак поддержки.

2. Не заказывайте рекламу или продвижение в Инстаграме или Фейсбуке и не совершайте никаких платежей в адрес компании Мета*.

Да, реклама для российских пользователей сейчас в этих социальных сетях отключена. Но если вы в России, то лучше не искать способов обойти это ограничение. Финансирование экстремистской организации – это уже уголовное преступление, за которое статья 282.3 Уголовного кодекса РФ предусматривает наказание до восьми лет лишения свободы. Не имеет значения – перечисляете ли вы деньги экстремистской организации для покупки оружия и в качестве платы за услуги. Уголовная ответственность потенциально может быть применена и к тем, кто решил купить акции Меты.

3. Если вы собираетесь что-то писать о компании Мета* или об ее платформах Фейсбук и Инстаграм, не забывайте делать указание, что деятельность данной организации запрещена в России (посмотрите, как это сделано в данной публикации).

Не имеет значения – пишете ли вы про акции Меты, про ее бизнес-модель, про новые фишки в Инстаграме или про биографию Цукерберга. Соответствующий дисклаймер должен быть в любом случае, как только Мета будет внесена в Перечень Минюста. Неважно и то, где размещается такая информация – в социальной сети, в корпоративном блоге или на новостном сайте. Наказание по части 2 ст. 13.15 КоАП РФ может быть наложено на любого человека или на юридическое лицо, распространивших информацию с нарушением требования.

Есть один пикантный момент: указание на запрет деятельности организации должно быть в любых публикациях, доступных после внесения организации в перечень. Существуют случаи, когда к ответственности привлекались авторы публикаций в Интернете, сделанных до того, как организация была внесена в перечень. Все потому, что публикация продолжала оставаться доступной после признания организации экстремистской.

Итак, пока - в отсутствие иных позиций государства - соблюдайте эти три простых правила. Административная и уголовная ответственность за нарушение запретов начнут применяться, как только Мета* будет включена в Перечень экстремистских организаций после вступления решения суда в силу.

В заключение еще ответы на несколько вопросов, которые в последние дни задают мне клиенты.

Можно ли продолжать пользоваться Фейсбуком и Инстаграмом, в том числе размещать посты?

Пока российское законодательство не предусматривает запрета для обычных пользователей искать, получать или распространять информацию посредством данных платформ. Прокурор в судебном заседании уверял судью, что использование соцсетей вопреки запрету не будет наказываться. Однако Уголовный кодекс предусматривает наказание, например, за «организацию деятельности экстремистской организации» (ч. 1 ст. 282.2), куда, согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, формально относятся в том числе умышленные действия, направленные на продолжение деятельности такой организации. При определенной сноровке публикацию постов на запрещенных платформах можно подвести под данное описание.

Впрочем, с учетом того, что многие россияне продолжают использовать Инстаграм и Фейсбук, маловероятно, что государство решит считать значительную часть своих граждан «экстремистами» лишь за простое использование соцсетей. Но, с другой стороны, помните, как наказания за репосты тоже когда-то казались чем-то странным и нереальным?

UPD от 29 марта 2022 г. В мотивировочной части решения суда говорится следующее: "Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Мета физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности".

Данные меры судебной защиты не ограничивают действий по использованию программных продуктов компании Мета физических и юридических лиц, не принимающих участие в запрещенной законом деятельности.

Тверской районный суд г. Москвы

Можно ли держать на смартфоне приложения Инстаграм и Фейсбук?

Прямого запрета на это также нет (возможно, пока).

Можно ли продолжать пользоваться Ватсапом, в том числе при ведении деловой переписки, ведь эта платформа тоже принадлежит Мета*?

Решение суда подчеркивает, что запрет деятельности компании Мета* касается распространения в России продуктов Фейсбук и Инстаграм. На Ватсап запрет не распространяется, поскольку посредством этой платформы не осуществляется распространение информации для неограниченного круга лиц.

Однако с использованием Ватсапа для бизнеса не все так однозначно. Федеральный закон № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" обязывает операторов сервисов обмена мгновенными сообщениями (к таким сервисам относится и Ватсап) обеспечивать хранение на территории России информации обо всей переписке пользователей, а также проводить идентификацию пользователей. С этой целью закон предусматривает «приземление» операторов крупных платформ в России – путем открытия на территории страны своего представительства или учреждения дочернего юридического лица. Как теперь эти обязанности будет выполнять запрещенная в России Мета* (в случае, если окадется внесена в перечень Минюста) в отношении незапрещенной платформы Ватсап – непонятно. Поэтому существует опасение, что и Ватсап в скором времени будет заблокирован (на всякий случай, сохраните важную переписку). Либо Мета* сама решит отключить мессенджер доя российских пользователей, чтобы не иметь проблем с властями страны. Вопрос вызывает и потенциально «экстремистская» символика Меты*, всплывающая на экране при запуске приложения.

По тем же соображениям не рекомендуется продолжать деловые коммуникации посредством мессенджеров Фейсбука и Инстаграма, принимать заказы посредством данных социальных сетей. В отношении данных продуктов установлен прямой запрет на их "реализацию" в России, в связи с чем они не могут обеспечить соответствие требованиям российского законодательства. Использование данных платформ для коммуникаций с клиентами может повлечь привлечение к ответственности за нарушение законодательства о персональных данных.

Каковы шансы того, что Фейсбук и Инстаграм скоро к нам вернутся?

Надеяться всегда надо. Да и шансы есть, хотя очень маленькие. Например, Мосгорсуд может отменить решение Тверского районного суда. А вот если Мета все-таки попадет в перечень экстремистских организаций, то выбраться ей оттуда будет крайне сложно – прецедентов таких еще не было. Даже если удалит все антироссийские посты и разблокирует аккаунты государственных СМИ. Законодательство регулирует порядок признания организаций экстремистскими, но не содержит ответа на вопрос, можно ли этот статус в дальнейшем снять. Теоретически это может быть пересмотр судебного решения по новым обстоятельствам либо изменение регулирования (например, отмена перечня экстремистских организаций). Но пока готовимся к тому, что история с запретом продуктов Меты, вероятно, будет долгой.

В зависимости от развития событий буду этот материал дополнять.

* Мета (Meta Platforms) - запрещенная в РФ организация.

** Фейсбук и Инстаграм - продукты (социальные сети), распространение которых в РФ запрещено.

Обо мне. Меня зовут Артур Мочалов. Я – юрист, занимаюсь сопровождением интернет-проектов, консультирую по вопросам интеллектуальной собственности, медиа и информационных технологий. Являюсь партнером в FPGS Consulting, преподаю в Уральском государственном юридическом университете, кандидат юридических наук.

22
11 комментариев

Добрый день! Может ли госслужащий использовать Инстаграм?

1
Ответить

Здравствуйте! Как говорит нам судебное решение по делу Меты*, использование социальных сетей Facebook и Instagram не наказуемо, если при этом пользователь не принимает участия в запрещенной законом деятельности. Однако с госслужащими не так просто: в Законе о государственной гражданской службе есть норма, обязывающая служащих ежегодно отчитываться о своих аккаунтах в соцсетях (конечно, там есть много "если", но на практике чаще всего заставляют отчитываться всех и обо всем). Как госслужащий отчитается о наличии у него аккаунтов в "запрещенных" соцсетях (кстати, заблокированных на территории РФ еще до решения суда по делу Меты) - большой вопрос. Особенно в контексте усилившихся разговоров о "нацпредателях" и связанных с этим призывах.

Ответить

Здравствуйте. Написала Вам в личные сообщения, нужна консультация юриста.

1
Ответить

Здравствуйте. Спасибо за вопрос, сейчас посмотрю и отвечу

Ответить

Ещё не объявил окончательно, процесс идёт.
Будет аппеляция, потом ещё одна.
И т.д.

Ответить

Апелляция - только одна, и если суд апелляционной инстанции (Мосгорсуд) откажется удовлетворить жалобу, то решение будет считаться вступившим в силу. Я в посте напивал, что включение Меты* в перечень экстремистских организаций и ответственность за нарушения будет только после вступления решения в силу. Ну а в части запрета распространения двух продуктов компании решение обращено к немедленному исполнению.

Ответить

Апелляция - только одна, и если суд апелляционной инстанции (Мосгорсуд) откажется удовлетворить жалобу, то решение будет считаться вступившим в силу. Я в посте напивал, что включение Меты* в перечень экстремистских организаций и ответственность за нарушения будет только после вступления решения в силу. Ну а в части запрета распространения двух продуктов компании решение обращено к немедленному исполнению.

Ответить