Как проверка контрагента оборачивается потерей 50 тысяч рублей

В кризисное время появляются новые схемы мошенничества. А когда у нечестных людей заканчивается фантазия, они вспоминают о хорошо забытых старых схемах.

Недавно наш клиент спросил как получить «комплексный анализ сведений о контрагенте». Разобрались в чем тут дело и решили поделиться с вами.

Обман на проверке благонадежности

Схема обмана оказалась довольно известной, в ней меняются только громкие имена корпораций и названия документа – результата проверки.

Алгоритм следующий:

1. «Корпорация» обращается к представителям малого бизнеса с привлекательным предложением заключить договор на крупную сумму. Мы встречали предложение закупить годовые абонементы в спортивную студию для 52 сотрудников Газпрома и сшить 3000 авосек из экотканей для Мираторга.

2. Вместе с проектом договора мошенники направляют пакет документов, необходимых для участия в тендере/заключения прямого договора.

Вот такой список документов прислали нашему клиенту. Всё логично и знакомо, кроме одного пункта.

Вот такой список документов прислали нашему клиенту. Всё логично и знакомо, кроме одного пункта.
Вот такой список документов прислали нашему клиенту. Всё логично и знакомо, кроме одного пункта.

Схема совсем не новая, поэтому названия документа могут быть разными.

Вот те примеры, которые нам удалось найти:

  • выписка о рейтинге устойчивости
  • выписка из национального реестра надежных поставщиков в Москве
  • выписка из госреестра МАНИ
  • индекс деловой репутации по стандарту НРНП
  • сертификат соответствия из Федеральной Ассоциации Безопасных Организаций
  • сертификат РПО
  • сертификат на соответствие СТО

Для удобства будем называть такие документы «сертификат за 50 тысяч», всё равно пока вы читаете этот текст появилась пара новых имен для документа.

3. После получения пакета документов без «сертификата за 50 тысяч» представители «корпораций» акцентируют внимание на недостающем документе. Отправляют малый бизнес за «сертификатом за 50 тысяч» в поисковик Яндекс. В Яндексе первые результаты поиска это дешевые сайты-визитки. Везде обещают быстрые сроки за примерно одинаковые деньги.

4. Цель мошенников — продать «сертификата за 50 тысяч». Дальше представители «корпораций» или просто пропадают, или сообщают, что тендер выиграл тот, кто оперативнее предоставил документ.

Поверить в эту схему не так сложно, как кажется. Представьте, вы владелец малого бизнеса, вас сильно затронул кризис, а этот контракт с «корпорацией» на большую сумму – один из немногих способов выжить. Хороший шанс.. но нет.

Берегите себя и свои финансы! А для этого напоминаем, какие документы у вас может запрашивать контрагент, а главное – с какой целью.

Какие документы у вас может запросить контрагент?

1. Документы, которые подтверждают, что организация/ИП действительно существует.

Для этого достаточно выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. Или свидетельства ОГРН/ОГРНИП. После 01.07.2017 свидетельства не выдаются.

2. Документы, которые подтверждают постановку организации/ИП на учет в налоговых органах.

Это свидетельство о постановке на налоговый учет (свидетельство ИНН).

3. Документы, которые подтверждают полномочия единоличного исполнительного органа общества (только для организаций).

Это устав организации, приказ о назначении единоличного исполнительного органа общества на должность и/ или решение общего собрания об избрании единоличного исполнительного органа общества на должность.

4. Доверенность на право подписи договора, если подписант иное лицо.

Это основной перечень документов. Его достаточно для проверки благонадежности вас как контрагента.

Если от вас требуют какие-то дополнительные документы и вы не понимаете с какой целью их у вас запрашивают, то смело ставьте под сомнение необходимость этого документа для сделки. Не стесняйтесь спрашивать зачем контрагенту нужен этот документ и что он подтвердит.

Авторы: Виктория Стальмакова, Александрина Стерлигова.

Другие наши статьи, которые могут оказаться интересными:

А еще у нас есть телеграм-канал, в котором мы 2-3 раза в неделю делимся различными документами, советами и справками по мотивам вопросов наших клиентов. Будем рады видеть)

2323
35 комментариев

Так же малому бизнесу стоить помнить, что очень часто коммерческие предложения запрашивают не с целью что-то у Вас купить, а с целью
- получить у Вас бесплатно проведенную работу по подбору материалов и спецификаций,
- с целью просто ввести Вас в тендеры, для создания видимости массы предложений от разных компаний (а участие в тендерных площадках стоит денег).
И помните ещё очень главное - если нет достаточных финансовых ресурсов или "хороших" знакомых в гос. компаниях - то подумайте 1000 раз, стоит ли связываться с гос. контрактами или аффелированными с государством компаниями - просрочка платежей (и это могут быть сроки и в 3-6 месяцев) или не обоснованные требования, после выполнения работ - это норма.

16

Да вообще, запрос информации или даже счета, совсем не означает оплаты счета. С чего вдруг бежать и получать бумажку за 50к? лишние деньги что ли?

1

Мне кажется единственный вариант борьбы с таким поведением - снизить до минимума свои трудозатраты на подготовку КП. Например, путем автоматизации. Хотя не везде это возможно...

1

Мы так фуру картриджей продавали.
Клиент неделю вёл себя как настоящий - выбивал скидки, бесплатную доставку, капризничал и прочее. Потом даже согласился, чтобы этот полтинник за сертификат размазали по счёту - главно, чтобы купили его.
Самое интересное - он не писал с почты на мейле и не звонил с левого телефона, он был реальным сотрудником в крупной компании и на него переключали при звонке на общий телефон. Компания, правда, такой тендер не проводила.
Нашли данные их СБ, написали им про такой гешефт сотрудника, но ответа не получили, мошенник правда с рабочего места исчез

7

Это совсем отморозок.
СБ всегда молчит, когда их так тыкают.

обалдеть, вот это да, мощная история

Подтверждаю личным опытом. Делал для мнимого «Газпрома» супер пупер проверочный аттестат у компании Вертикаль за 49500..ох

5