Как не потерять бизнес при разводе?

Наиболее очевидный ответ на заявленный в теме статьи вопрос прост: раздела бизнеса при разводе можно гарантированно избежать, если не вступать в брак) Но хладнокровная юридическая логика, безусловно, пасует перед значимостью семейных ценностей и острым желанием зафиксировать на бумаге любые договоренности, в том числе – о намерении жить долго, счастливо и по возможности – вместе.

Как не потерять бизнес при разводе?

Хотя не могу отказать себе в ремарке о благоразумности воздержания от регистрации отношений в ситуации, когда потенциально делимый бизнес является высокорисковым – как с точки зрения защиты интересов фактического супруга, желающего избежать тягот субсидиарной ответственности, так и с позиции не менее предпринимательски активной половины некогда счастливого союза, чей собственный бизнес объективно может стать источником покрытия убытков в деятельности бывшего возлюбленного.

Но переходим к рассуждениям о самоотверженных, связавших себя узами Гименея, которые в один печальный день осознали, что судьба и родина едины, а они – нет.

Итак, в силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретённые за счёт общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесённые в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

В соответствии с разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», общей совместной собственностью супругов, подлежащей разделу (пункты 1 и 2 статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации), является любое нажитое ими в период брака движимое и недвижимое имущество, которое в силу статей 128, 129, пунктов 1 и 2 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть объектом права собственности граждан независимо от того, на имя кого из супругов или кем из супругов оно было приобретено или кем внесены денежные средства, если брачным договором между ними не установлен иной режим этого имущества.

Согласно статье 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Если оставить очевидные методы за скобками, то стоит отметить, что варианты защиты естественным образом необходимо выбирать исходя из анализа объекта потенциального раздела. Не вызывает сомнений раздел только вещественного и обособленного имущества, как то: движимое и недвижимое имущество, доли в ООО, акции, имущественные права, деньги. Но из этого ласкающего слух перечня есть казуистически изящные исключения, дающие просто для фантазии в верстании непреодолимых сложностей.

Первый вопрос, которые необходимо себе и клиенту задать – а был ли бизнес?

Итак, некоторые варианты, которые не варианты:

  • Деятельность индивидуального предпринимателя. Казалось бы, какие сомнения, он даже гордо именуется синонимом «бизнесмен» (читай «олигарх), но тут есть серьезный подвох, который традиционно не оценивается при расчете имущественных амбиций: что представляет собой предмет дележа? Тезис о том, что «бизнес» это не предмет торга четко заявлен в Определении СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 марта 2019 г. N 81-КГ19-2. В частности, нам доходчиво расставили акценты и указали, что имущество, приобретаемое индивидуальным предпринимателем в период брака в процессе предпринимательской деятельности, а также доходы от предпринимательской деятельности в силу статьи 34 Семейного кодекса Российской Федерации являются общим совместным имуществом. Таким образом, предметом раздела между супругами могут быть доходы от предпринимательской деятельности и имущество, приобретенное индивидуальным предпринимателем в период брака. Т. е. если это выше упомянутое имущество, задействованное в предпринимательской деятельности (транспорт, коммерческие площади, торговые объекты, оборудование и т. д.), то оно в силу закона является совместной собственностью супругов, и здесь помогут только уговоры или превентивные меры, но что если это, например, такой благородный бизнес как «оказание услуг»?
    Тогда можно рассчитывать по сути только на денежные средства на расчетных счетах (едва ли право аренды нафаршированного чужой техникой офиса в историческом центре любого пятна географии станет предметом битвы за право владения). А теперь представим, что денег на счете нет – что дальше? Претендовать на дебиторскую задолженность? Но стоит помнить, что любое предпринимательство – это систематическая деятельность, которая без поэтической лирики должна уложиться в рамки баланса: дебита и кредита, т. е. право требования к кому-то корреспондируется и с текущими обязанностями, и равновзвесить ценность и последствия приобретения такого актива – непросто. Помимо прочего можно столкнуться со следующими обстоятельствами:

- задолженность просужена, но должник-банкрот или в ходе исполнительного производства установлена невозможность взыскания;

- права требования переданы в залог третьему лицу, которое имеет приоритет удовлетворения независимо от притязаний супруга;

- помимо столь сомнительных активов в распоряжении бизнесмена могут оказаться и долговые обязательства, которые «покрывают» потенциальный куш с головой.

  • Бизнес связан с использованием объектов интеллектуальной собственности. Так, в постановлении Суда по интеллектуальным правам от 17 сентября 2021 г. N С01-1405/2021 квалифицировано, что по смыслу абзаца четвертого п. 2 ст. 256 ГК РФ и п. 3 ст. 36 СК РФ, определяющих особенности правового режима исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности в рамках имущественных отношений супругов, права на товарный знак, возникшие в связи с его регистрацией на имя одного из супругов, в отличие от исключительных прав, приобретенных на основании договора, не могут быть признаны общим имуществом супругов. Но и здесь есть глубокомысленный нюанс): в пункте 88 постановления N 9 разъяснено, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, не входит в общее имущество супругов (абзац четвертый пункта 2 статьи 256 ГК РФ, пункт 3 статьи 36 СК РФ). Буквально речь идет об авторстве, т. е. таким образом защищены права создателя-творца. А что если товарный знак разработан на заказ, и договор авторского заказа оплачен за счет супружеских доходов?… Или это Ваша совместная творческая работа, которую на семейном совете было постановлено зарегистрировать за одним из супругов? К слову, доходы от использования будут все равно принадлежать супругам в равных долях, но вот будущие доходы – это то, ради чего игра стоит свеч. Опровергаем и доказываем: на кону ценнейший актив и дурманящий мир концессий, франшиз и лицензионных договоров, а также прав требования компенсаций.
  • Бизнес есть, но записан он на «другое лицо» или подарен Вашему супругу.
  • Бизнес состоит в использовании актива, права на получение дохода от которого являются предметом залога в пользу третьего лица (например, доходы от аренды). В этом плане обременение не прекращается в связи с разделением титула собственности, и наряду с радостями обладания можно приобрести тяготы содержания, эксплуатации и уплаты налогов за объект, на котором нельзя заработать.

Внимательный читатель, надеюсь, уловил в приведенных примерах не только предостережение, но и намёк.

Естественно, в правовом поле любые задачи решаются грациозно и изящно – посредством переговоров и сделок. При разделе общего имущества супругов и определении долей в этом имуществе доли супругов признаются равными, если иное не предусмотрено договором (данная оговорка является ключевой). Супруги вправе по своему усмотрению изменить режим общей совместной собственности имущества, нажитого в браке (или его части), как на основании брачного договора, так и на основании любого иного соглашения (договора), не противоречащего нормам действующего законодательства. Более того, разделение прав на имущество благополучно снимает с повестки дня и необходимость регулярно заручаться согласием супруга на совершение сделок, что не только крайне облегчает ведение бизнеса, но и снимает вопрос о потенциальной осведомленности супруга(и) о Ваших делах, ведь опровергнуть доводы Ваших кредиторов о том, что «все вечера напролет вы обсуждали исключительно стратегию развития компании, поэтому супруг(а) точно была в курсе всего» гораздо проще, имея на руках документальное подтверждение ее(его) равнодушия. В этом плане в равной степени действенными являются соглашения, заключенные на любом этапе отношений: и в пылу гормональной эйфории, и накануне расставания, при этом договор – царица аргументов (если, конечно, дело – не о банкротстве, здесь могут быть неожиданные варианты, но об этом – в другой статье).

Автор: Ратанина Дарья Сергеевна, бизнес-юрист <b><a href="https://miltonlegal.ru/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">юридической компании MILTON LEGAL</a></b>
Автор: Ратанина Дарья Сергеевна, бизнес-юрист юридической компании MILTON LEGAL
22 показа
199199 открытий
Начать дискуссию