{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Франшиза без товарного знака: возможно ли?

Размышления к публикациям на тему "упаковки" франшизы или Дело не в названии, а в содержании.

Действительно ли наработана и успешна бизнес-модель, если не хватило времени и средств зарегистрировать "бренд" (товарный знак) и нанять квалифицированного юриста?

Существует некоторое смешение понятий, вызванное отличием строго-юридической терминологии и повседневного бизнес-лексикона.
Необходимо осознавать, что договор франчайзинга с юридической точки зрения это договор коммерческой концессии.

Статья 1027 ГК РФ "Договор коммерческой концессии" гласит:
"По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)".
Упрощенно говоря:
"Бренд + Ноу-хау = Франчайзинг"

Регистрация бренда (в юридической терминологии - товарного знака) в Роспатенте - относительного долгий, сложный и затратный процесс. Поэтому не всем желающим получать доход от масштабирования бизнес доступна такая возможность. Проверить, зарегистрирован ли товарный знак, можно платно, воспользовавшись информационно-поисковой системой Федерального института промышленной собственности (ФИПС), или бесплатно на одном из многих онлайн-сервисов такой тематики на Ваш выбор.

Если в договоре нет упоминания о товарном знаке, то это не договор коммерческой концессии и, в юридическом смысле, не договор франчайзинга. Как показывает практика, скорее всего, это инфобизнес - предоставление различной литературы, шаблонов документов, ответы на вопросы в рамках консультаций и т.п.
То, что Вас с первых шагов, умышленно или неумышленно, пытаются сориентировать в не совсем верном направлении, ведя речь о "франшизе" - первый звонок в пользу того, что к "франчайзеру" нужно присмотреться внимательнее, чтобы не стать "счастливым" обладателем кучи ненужной устаревшей макулатуры. Действительно ли наработана и успешна бизнес-модель, если не хватило времени и средств зарегистрировать "бренд" (товарный знак) и нанять квалифицированного юриста?

В то же время, нужно учитывать, что такая ситуация не является априори происками аферистов, и существуют юридические схемы, позволяющие фирме, построившей успешную бизнес-модель, расширить рынок и без строгого следования определению франчайзинга и регистрации товарного знака. В этом случае руководствуются положениями ст. 421 ГК РФ о свободе договора:
"Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора".
Так, исключительное право на ноу-хау не требует государственной регистрации и может делегироваться другой фирме по лицензионному договору.
Информационная и методическая поддержка укладываются в рамки договора возмездного оказания информационно-консультационных услуг, предусмотренного ст. 779 ГК РФ:
"По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги".

0
1 комментарий
Nikita Zhurlov

Из адекватных и удобных бесплатных сервисов по проверке товарного знака, наименования и т.д., на мой взгляд подходит - https://www.znakoved.ru

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда