Сентябрь 2022: важные изменение в законах для бизнеса

В сентябре вступает в силу ряд значимых для бизнеса изменений в законодательство.

Начнут действовать новые нормы сбора персональных данных, работодатели, работники и соискатели смогут обмениваться электронными кадровыми документами через госуслуги, обновили формы документов по расследованию несчастных случаев на производстве и перевозчики, которые уже обмениваются накладными электронным способом, будут использовать единый формат.

Это только некоторые нововведение, которые затронут предпринимателей с 1 сентября 2022 года. Подробнее о каждом из них ниже.

Сентябрь 2022: важные изменение в законах для бизнеса.
Сентябрь 2022: важные изменение в законах для бизнеса.

Новые правила работы с персональными данными с 1 сентября 2022 года.

Согласно федеральному закону от 14.07.2022 № 266-ФЗ у работодателей появиться возможность поручать обработку персданных сотрудников другой компании без их согласия. В таком поручении нужно будет указать перечень данных, которые передадите на обработку. Раскрывать данные сотрудников третьим лицам такая компания не сможет.

Кроме этого, с 1 сентября работодатели будут обязаны уведомлять Роскомнадзор о планах обрабатывать:

  • личную информацию о работниках;
  • сведения, которые нужны для однократного пропуска гражданина на территорию работодателя;
  • сведения, которые принадлежат контрагентам, чтобы исполнять договоры или заключать новые соглашения с теми же гражданами.

Если будете передавать персданные заграницу, об этом нужно также будет уведомить Роскомнадзор. Срок, в течение которого надо предоставлять данные по требованию Роскомнадзора сократили с 30 суток до 10 рабочих дней.

Чтобы предотвратить утечку информации, работодатели обязаны постоянно взаимодействовать с государственной системой обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий кибератак на информационные ресурсы (ГосСОПК). При подозрении на утечку из базы личных данных необходимо в течение 24 часов сообщить в Роскомнадзор об инциденте и его предполагаемых причинах. А через 72 часа проинформировать контролирующие органы о результатах проведённого расследования.

Получая персональные сведения о субъекте от третьих лиц, оператор обязан информировать об этом субъекта. Причем сделать это нужно до начала обработки данных. В уведомлении указывают источник получения личных сведений, их перечень, цели и правовые обоснования для обработки.

Операторы не вправе отказывать в услугах клиентам, которые не желают предоставлять свои биометрические данные, такие как отпечаток пальца, радужная оболочка глаза, температурная карта лица, если по закону это необязательно. По требованию владельца биометрических данных операторы обязаны прекратить их дальнейшую обработку — на это отведено 30 дней.

Пользователи вправе запросить у оператора информацию о том, какие именно персданные есть у компании и потребовать прекратить их обработку. Сроки реагирования на такие запросы сокращены с 30 до 10 рабочих дней, в некоторых случаях возможно продление до 15 дней.

Важно! Политику конфиденциальности, по новым правилам, необходимо размещать на каждой странице интернет-ресурса, где осуществляется сбор персданных.

Персональные данные покупателей.

Обращение с персональными данными покупателей теперь регулируют два законодательных акта — закон № 266 «О персональных данных» и закон № 135-ФЗ «О защите прав потребителей». В соответствии с утвержденными изменениями, продавец не имеет права отказать в продаже товаров или услуг покупателю, который не желает предоставлять свои персданные.

Исключение предусмотрено для двух ситуаций:

  • Отсутствие персональных данных препятствует выполнению обязательств продавца — например, номер телефона или адрес покупателя нужны для доставки заказанного товара.
  • Законодательно установленные случаи — оформление договора с финансовой организацией, банком, мобильным оператором, а также при покупке ювелирных изделий на сумму, превышающую 40 000 руб.

Продавец не вправе требовать от покупателя персональные данные как при покупке, так и при возврате товара. Например, запрет распространяется на требование предъявить документ, удостоверяющий личность, при возврате денег за приобретенный ранее товар из-за выявленного брака.

Изменились коды причин нетрудоспособности в листке нетрудоспособности.

С 1 сентября 2022 года коды нетрудоспособности для обозначения профессионального заболевания и травмы, полученной в результате несчастного случая на производстве, будут такими же, как и для обычного заболевания и бытовой травмы соответственно (п. 68 Порядка № 1089н).

Таким образом, до 1 сентября 2022 года медорганизация при оформлении листка нетрудоспособности использует следующие коды:

  • "01" - заболевание;
  • "02" - травма;
  • "04" - несчастный случай на производстве и его последствия;
  • "07" - профессиональное заболевание или его обострение.

А с 1 сентября 2022 года коды будут следующими:

  • "01" - заболевание (в том числе профессиональное заболевание и его обострение);
  • "02" - травма (в том числе несчастный случай на производстве или его последствия).

Помимо этого, с 1 сентября 2022 года изменится код для обозначения факта установления инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ) (п. 70 Правил № 1089н).

Так, до указанной даты (как и в настоящее время) в поле "Установлена / изменена группа инвалидности" указывается код "9 - Установлена утрата профессиональной трудоспособности". Этот код проставляется при условии, что причина нетрудоспособности обозначена кодом "04" или "07".

С 1 сентября 2022 года бюро МСЭ будет использовать код "29" - "Установлена утрата профессиональной трудоспособности" (так же см. « Коды заболеваний в больничном листе: изменения с 1 сентября 2022 года »).

Возможности использования портала госуслуг для обмена документами между работодателями и работниками с 1 сентября 2022 года.

С 1 сентября 2022 года работодатели, работники и соискатели смогут обмениваться электронными кадровыми документами через портал госуслуг (Постановление от 1 июля 2022 года №1192).

С помощью личного кабинета соискатели и работники смогут оформлять, подписывать электронной подписью и отправлять работодателю кадровые документы. Решение о введении в организации электронного документооборота, перечень таких документов, а также категории работников, которые смогут перейти на новый формат, будет принимать работодатель.

При положительном решении информационная система организации и портал госуслуг будут взаимодействовать с помощью типового технического решения, интегрированного с порталом, либо с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, если к ней уже подключена информационная система работодателя. Электронные кадровые документы будут размещаться в личном кабинете сотрудника на портале госуслуг и храниться в информационной системе организации.

При этом даже при использовании организацией электронного документооборота работодатели и работники при желании по-прежнему смогут использовать и традиционный формат предоставления бумажных документов (более подробно см. « Обмен документами между работодателями и работниками через госуслуги с 1 сентября 2022 года. »)

Электронная транспортная накладная (ЭТрН) с 1 сентября 2022 года.

ЭДО в сфере грузоперевозок был запущен с 2022 года на добровольной основе. А 21 мая 2022 года был утверждён единый формат ЭТрН (постановление Правительства № 931). Документ вступит в силу с 1 сентября 2022 года. Начиная с этой даты, перевозчики, которые уже обмениваются накладными электронным способом, будут использовать единый формат.

Переход на обязательное применение ЭТрН запланирован с 1 января 2023 года (так же см. « Новый формат электронной транспортной накладной (ЭТрН) с 1 сентября 2022 года. »).

Изменится порядок расследования несчастных случаев на производстве.

Среди нововведений — использование классификаторов несчастных случаев и их причин, что позволит своевременно принимать меры по устранению этих причин.

Новые правила, которые вступят в действие с 1 сентября 2022 года, утверждены приказом Минтруда России от 20 апреля 2022 г. № 223н.

Кроме классификаторов несчастных случаев, они содержат обновленные формы необходимых документов. Также изменится порядок формирования комиссии по расследованию несчастных случаев. Новыми правилами конкретизирован порядок расследования несчастных случаев в таких отраслях, как атомная энергетика, электроэнергетика, транспорт и др. (подробнее см. « Обновленный порядок расследования несчастных случаев на производстве с 1 сентября 2022 года. »)

Новые правила ведение журналы регистрации инструктажей по охране труда.

С 1 сентября 2022 года работодатели смогут самостоятельно решать, как им документировать проведение инструктажей по охране труда. Журнал регистрации инструктажей по охране труда можно будет не вести. Об этом сообщил Минтруд в письме от 30.05.22 № 15-2/В-1677.

В министерстве напоминают, что с упомянутой даты вступит в силу постановление правительства РФ от 24.12.21 № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда». Данным документом утверждены новые Правила обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда.

Пунктом 69 Правил установлено, что форма проверки знания работниками требований охраны труда при инструктаже по охране труда определяется локальными нормативными актами работодателя. А согласно пункту 88 Правил, порядок регистрации проведенного инструктажа по охране труда и форма его документирования утверждаются работодателем.

Из данных норм следует, что с 1 сентября 2022 года ведение журнала регистрации инструктажей по охране труда станет необязательным. Взамен этого документа можно будет вести, например, личные книжки работников. Также возможен любой другой утвержденный работодателем способ документирования проведенных инструктажей по охране труда. При этом чиновники напоминают, что документы, подтверждающие прохождение таких инструктажей, должны визироваться личной подписью работника. Перевести эти документы в электронный вид нельзя.

Начать дискуссию