Ремонт в квартире глазами юриста. Несколько полезных советов

Ремонт в квартире глазами юриста. Несколько полезных советов

На РБК в разделе недвижимость вышла тематическая статья о том, что надо знать, заключая договоры с подрядчиками. Мы ее прочитали, в целом одобряем и рекомендуем использовать (особенно, если вы привыкли читать РБК в собственном бизнес-джете или перед покупкой очередного свечного заводика). В статье, приведены людоедские расчеты ремонта. Хотите сделать дизайнерский ремонт в бабушкиной "трешке"? Готовьте 10 млн. рублей (у многих квартира в три раза дешевле).

Наше короткое резюме ниже. Выпили ради вас всю воду и подсушили выводы, а также добавили недостающее.

Как обычно, наша статья для тех, кому информация нужна, но читать лень.

1. Если ремонт большой и все участники работают отдельно, нужно увязать их работу по срокам. В каждом договоре должны быть описаны четкие результаты, подробное задание, эскиз или чертеж с размерами. От себя добавим, что чужой договор нельзя сразу подписывать, лучше всего найти какой-то зашкварный пункт и настаивать его исключить. Если работа предстоит с частником, то договор нужен тем более. Мы посмотрели вот эту форму договора (пояснения к договору здесь), можете использовать ее или скачать из интернета что-то более приглянувшееся.

2. Серьезные конторы рекомендуют нанимать прораба, который будет кушать свой хлеб только в том случае, если будет принимать различные этапы работ от разных подрядчиков (электрика, кафельщика, чистильщика бассейнов). Мы нашли в дзене неплохой блог про будни прораба. Там можно почитать много историй о том, что происходит на объекте, пока собственник квартиры спит.

3. Для ремонтных и строительных работ есть общепринятые критерии качества — ГОСТы, СНИПы и прочая литература. При любых сомнениях можно привлечь строительную экспертизу, которая даст оценку выполненным работам. Этой головной болью должен заниматься прораб. А вот что важно знать потребителю:

Не подписывайте договор без указания гарантийного срока на результаты работ!

Почему это так важно, можете спросить в комментариях или узнаете от своего дорогостоящего юриста на этапе судебного разбирательства с обидчиком.

4. Если немного спуститься на землю и убрать ноль из озвученной РБК стоимости ремонта, то очевидно, что искать на рынке придется, скорее всего шабашников из зарубежья. В лучшем случае это будет местный спец или бригада. Обратите на это внимание на случай, если на голову начнет падать кафельная плитка или венецианская штукатурка. В этом случае обратите особе внимание на пункты 2,3 и 5 нашей статьи.

5. Смета.

В любом договоре на ремонт должна быть смета.

Если из всей статьи вы запомните только то, что не бывает ремонта без сметы - то мы будем считать, что вели весь этот блог не зря.

Смета отвечает на несколько основных вопросов (разговаривать со сметой - это нормально для человека, делающего ремонт):

какие работы выполняются (перечень пунктов);

в каком объеме выполняются работы (содержание по каждому пункту с указанием результата);

стоимость каждого из этапов работ и график платежей.

6. Сроки. Кроме сметы, в договоре обязательно должны быть указаны сроки выполнения работ. Указание на старт такого бедствия как ремонт должно быть точно привязано к конкретному дню или событию (первого января 2023 года (шутка, никогда не назначайте на эту дату ничего важного) или так: через сутки после окончания монтажа копии фресок Рафаэля в шубохранилищах).

7. Ответственность за убытки. Строители испортили дорогие материалы или мебель, нарушили технологию работ, обвалили крышу или съели соседскую собаку - все это называется убытками и они подлежат взысканию с исполнителя. В идеале, исполнителем должна быть компания или ИП, в этих случаях можно ссылаться на Закон "О защите прав потребителей". Как известно, при помощи этого закона обычные потребители становятся миллионерами, СЕО пугают своих непослушных детей, а желающие добывают высокотемпературные конвекции из пятой точки подрядчика, дизайнера или организатора строительного надзора (прораба).

Мы бы написали еще много умного на юридическом, но вы ведь не ставите лайки и не подписываетесь, поэтому конец.

Оригинал статьи вышел в нашем Дзен-канале.

5 комментариев

Даже если Ваш клиент выиграет процесс, это не значит, что он что-нибудь в результате получит. Или у этой фирмы ничего не будет за душой или эта фирма просто исчезнет. На 3 года испарится, а потом появится с немного изменённым названием... Такая практика... А юр.фирмам очень выгодно вести клиента, он же платит.

2

У вас опыт невзыскания или своя фирма? )

У меня жизненный бесценный опыт... с сожалению...

2

Прекрасные мечты и текст. В реальности, какие бы Вы документы не подписали, всё будет иначе... Распрекрасная фирма если захочет, а она захочет, Вас обмануть - обманет. И в расчётах сметы и в материалах. К этому надо просто быть готовым. Только собственные знания каждого этапа и неусыпный контроль... и всё равно обманут...

1

Конечно обманут, если захотят. Но защитить клиента будет проще, если договор содержит хотя бы элементарные вещи. У нас есть клиент (ему действительно не очень повезло с подрядчиками), который готов судиться по половине работ (строительство частного дома), а еще по некоторым стройматериалам, мебели и технике. В среднем пока успехи на уровне 70%, почти все отбивается без суда после 2-3 рекламаций и выездов представителей подрядчика. Но с ним работают два юриста и процесс отбора подрядчика изначально был внимательный, там нет шабашников, хотя это далеко и не премиум стройка.