Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность

Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность

Интеллектуальная собственность является главным нематериальным активом, который требует детальной проработки от любого автора продукта, в какой бы сфере он не работал. Стартапы — не исключение. Рассказываем об отечественной и зарубежной практике защиты интеллектуальной собственности и способах защиты инновационного проекта от плагиата.

Интеллектуальная собственность (ИС) — это объекты интеллектуальной деятельности, на которые возникает исключительное право и средства индивидуализации бизнеса.

Изначально такой инструмент как ИС был создан для стимулирования творчества и научно-технического прогресса. Без ИС вы, конечно, можете присутствовать на рынке и заниматься продажами. Но создав инновационную разработку и получив на нее патент, вы обеспечите монополию и обгоните конкурентов.

У стартапа есть разные атрибуты, которые законодательство охраняет по-разному:

Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность

Чтобы защитить права на свои новые разработки, необходимо понимать, какие объекты могут относиться к ИС. Итак, в законодательстве есть три группы инструментов ИС:

1. Произведения

На оригинальные произведения распространяется авторское право. Оно регулирует отношения, связанные с признанием авторства и последующим использованием данной технологии или идеи. Объектами права являются: произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ (код программы), базы данных, проектная документация, инструкции, чертежи, сайт (дизайн, контент, программа) и многое другое.

Ограничения охраны:

  • Срок охраны произведений — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.
  • «Свободное» использование произведения (мы можем его цитировать).
  • Принцип исчерпания прав (распространение экземпляров может быть свободным, если они введены в гражданский оборот с разрешения автора).

2. Технические решения: патент, ноу-хау

Патент — это документ, удостоверяющий исключительное право автора на изобретение. Такое право запрещает другим людям использовать и продавать чужие изобретения в течение определенного срока.

Патент можно получить на изобретение, полезную модель и промышленный образец.

Изобретение охраняет как продукт, так и способ его создания.

Критерии его патентоспособности:

  • это новизна (техническое решение должно быть новым по отношению ко всему тому, что есть на рынке);
  • изобретательский уровень;
  • промышленная применимость.

Срок действия патента: 20 лет.

Полезные модели по своей сути они сходны с изобретениями, но в отличие от них, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология/способ.

Срок действия патента: 10 лет.

Промышленный образец — это решение внешнего вида изделия. Он может иметь такие пространственные признаки, как форма или объем, а также двухмерные признаки, как орнамент, линии или цвет. Главные его критерии — новизна и оригинальность.

Срок действия патента: 5 лет + 5 лет, но не более 25 лет.

Как получить патент?

Сведения о запатентованных разработках открыты — это их недостаток по сравнению с ноу-хау, но именно за это вам дают юридическую монополию.

Не имеет значения, где зарегистрировано юридическое лицо — вы можете запатентовать технологию в любой стране.

Дорожная карта патентования
Дорожная карта патентования

Сколько ждать?

Изобретение: примерно 8-12 месяцев.

Полезная модель: примерно 4-8 месяцев.

Промышленный образец: примерно 10-12 месяцев.

Сроки могут быть увеличены или сокращены, все зависит от загрузки эксперта Роспатента.

Бесплатные ресурсы для патентного поиска:

• www.fips.ru

• www.espacenet.com

• www.uspto.gov

• patents.google.com

• patentscope.wipo.int

Ноу-хау — это инструмент действующий без охранного документа в силу того, что вы сохраняете свои сведения в тайне, то есть это не юридическая монополия, а фактическая.

Если другие лица распространяют секретные сведения, то вы их можете преследовать по закону. Срок ноу-хау действует до тех пор, пока вы сами обеспечиваете секретность своих сведений.

Обязательные мероприятия для охраны конфиденциальной информации ноу-хау:

  • положение об охране конфиденциальной информации;
  • перечень информации, которая является конфиденциальной;
  • перечень лиц, которые получают доступ;
  • соглашения с сотрудниками, получающими доступ, и с контрагентами.

3. Средства индивидуализации

Товарные знаки, фирменные наименования и коммерческие обозначения могут являться предметом сделки — символом, который используется в торговле для идентификации товара или услуги. Продукт интеллектуального труда очень просто похитить и использовать в своих интересах, поэтому крупные компании стараются защитить даже фирменные цвета.

Товарный знак — это способ индивидуализации товаров и услуг лица, которому принадлежит исключительное право.

Товарный знак может быть зарегистрирован только на индивидуального предпринимателя, либо на юридическое лицо. Однако с 2023 года законодатель разрешает регистрировать товарные знаки и на самозанятых. Эксперты прогнозируют рост количества недобросовестных лиц. Скорее всего, будет действовать все больше мошенников, выявляющих обозначения компаний или предпринимателей, которые уже используют их в каком-либо виде, но не озаботились своевременной регистрацией товарных знаков. Так называемые бренд-сквоттеры регистрируют на свое имя тождественные товарные знаки, а затем предъявляют требования и претензии о нарушении уже своих товарных знаков.

Поэтому, если вы начинаете громко пиариться, может возникнуть такая ситуация, что кто-то зарегистрирует на себя название вашего проекта.

Есть и обратная ситуация, когда вы сами можете нарушать чьи-то права. То есть вы, не зная этого, используете незарегистрированный товарный знак той компании, которая уже его зарегистрировала.

Чтобы подобных проблем не возникало, можно проверить аналогичные товарные знаки через специальные сервисы. Важный момент: товарный знак регистрируется для определенных категорий товаров и услуг по международной классификации. Всего их сорок пять классов, и все они помещены в базу МКТУ. Поэтому вам нужно знать, к какому классу относится ваш знак, и проверить его:

Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность

Виды товарных знаков:

  • Словесные

Словесный товарный знак — это слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Например: «F1», «HORTEX», «Керама», «Mars», «Samsung», «Kitekat»

  • Изобразительные

Изобразительный товарный знак — это изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен фигур на плоскости. Например:

Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность
  • Объемные

Объемный товарный знак — это трехмерные объекты, фигуры, линии а также их комбинации. Товар или его упаковка (коробки, тубы, бутылки и т.п.).

Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность
  • Комбинированные

Комбинированный товарный знак — это комбинация элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных, звуковых.

Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность
  • Редкие виды: звуковой, цветовой, обонятельный, тактильный/осязаемый, изменяющийся, голографический.

Критерии товарного знака для регистрации:

• Оригинальность. Она определяется тем, что товарный знак не должен быть похож на те, что уже зарегистрированы или поданы на регистрацию.

• Отсутствие введения потребителя в заблуждение, то есть товарный знак должен отражать суть вашего товара или услуги.

• «Целомудренность». Избегайте нецензурных слов или выражений, или ассоциаций на них.

• Отсутствие сходства и/или тождества. Название бренда не должно совпадать с названием памятника, территории, персонажей или артистов.

Что еще важно знать при регистрации товарного знака:

  • Идеальная ситуация, когда вы регистрируете отдельно: слово, слово с картинкой, слово в оригинальном шрифте, и картинку. Тогда вы делаете максимальную охрану вашего бренда, чтобы защитить его со всех сторон. Но тут нужно исходить из выделенного бюджета, потому что каждая заявка на товарный знак — это своя пошлина и вознаграждение патентному поверенному либо юристу.
  • Если в ходе регистрации все-таки возникли проблемы: например, слово занято или есть сходство с другим товарным знаком, то добавление дополнительных элементов в ваше обозначение увеличивать шансы на регистрацию.

Патентование в разных странах

Международного патента не существует. Вам отдельно нужно будет получать его в тех странах, которые вам интересны. Это можно сделать в течение 12 месяцев, после того, как вы получили патент на территории России.

Для того, чтобы запатентовать свою разработку в других странах, существует несколько международных инструментов:

Patent Cooperation Treaty (PCT)

Это международный договор в области патентного права. Чтобы его получить, необходимо подать заявку, составленную на одном языке, с единым набором пошлин, в национальное или региональное патентное ведомство или в ВОИС.

Важно! PCT не ведет к самому патенту, но он позволяет получить дополнительное время, чтобы подавать заявки в других странах.

Евразийский патент

Это единый патент сразу на несколько стран: Азербайджанская Республика, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Таджикистан, Туркменистан.

Патент в ЕС

В этом случае мы подаем единую заявку на английском языке, а потом делаем валидацию, то есть национальную адаптацию патента — перевод заявки на язык государства.

Национальное патентование

Любой замок можно открыть, или как защитить интеллектуальную собственность

Заявка подается в Патентное ведомство страны через патентного поверенного этой страны. При этом действует ограничение для российских разработок (ст. 1395 ГК), согласно которому разработчики должны подать заявку на патент сначала в Российской Федерации и только потом заниматься национальным патентованием.

Для того, чтобы у вашего проекта был успех, рекомендуем иметь стратегию защиты интеллектуальной собственности. Оформленная и защищенная интеллектуальная собственность поможет получить различные гранты и привлечь выгодные инвестиции в ваш проект.

11
Начать дискуссию