Интеллектуальная собственность является главным нематериальным активом, который требует детальной проработки от любого автора продукта, в какой бы сфере он не работал. Стартапы — не исключение. Рассказываем об отечественной и зарубежной практике защиты интеллектуальной собственности и способах защиты инновационного проекта от плагиата. Интеллектуальная собственность (ИС) — это объекты интеллектуальной деятельности, на которые возникает исключительное право и средства индивидуализации бизнеса. Изначально такой инструмент как ИС был создан для стимулирования творчества и научно-технического прогресса. Без ИС вы, конечно, можете присутствовать на рынке и заниматься продажами. Но создав инновационную разработку и получив на нее патент, вы обеспечите монополию и обгоните конкурентов.У стартапа есть разные атрибуты, которые законодательство охраняет по-разному:Чтобы защитить права на свои новые разработки, необходимо понимать, какие объекты могут относиться к ИС. Итак, в законодательстве есть три группы инструментов ИС:1. ПроизведенияНа оригинальные произведения распространяется авторское право. Оно регулирует отношения, связанные с признанием авторства и последующим использованием данной технологии или идеи. Объектами права являются: произведения науки, литературы и искусства, программы для ЭВМ (код программы), базы данных, проектная документация, инструкции, чертежи, сайт (дизайн, контент, программа) и многое другое. Ограничения охраны:Срок охраны произведений — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.«Свободное» использование произведения (мы можем его цитировать).Принцип исчерпания прав (распространение экземпляров может быть свободным, если они введены в гражданский оборот с разрешения автора).2. Технические решения: патент, ноу-хауПатент — это документ, удостоверяющий исключительное право автора на изобретение. Такое право запрещает другим людям использовать и продавать чужие изобретения в течение определенного срока. Патент можно получить на изобретение, полезную модель и промышленный образец. Изобретение охраняет как продукт, так и способ его создания. Критерии его патентоспособности: это новизна (техническое решение должно быть новым по отношению ко всему тому, что есть на рынке);изобретательский уровень;промышленная применимость.Срок действия патента: 20 лет.Полезные модели по своей сути они сходны с изобретениями, но в отличие от них, полезной моделью может быть только техническое устройство, но не технология/способ.Срок действия патента: 10 лет.Промышленный образец — это решение внешнего вида изделия. Он может иметь такие пространственные признаки, как форма или объем, а также двухмерные признаки, как орнамент, линии или цвет. Главные его критерии — новизна и оригинальность.Срок действия патента: 5 лет + 5 лет, но не более 25 лет.Как получить патент?Сведения о запатентованных разработках открыты — это их недостаток по сравнению с ноу-хау, но именно за это вам дают юридическую монополию. Не имеет значения, где зарегистрировано юридическое лицо — вы можете запатентовать технологию в любой стране.Дорожная карта патентованияСколько ждать?Изобретение: примерно 8-12 месяцев.Полезная модель: примерно 4-8 месяцев.Промышленный образец: примерно 10-12 месяцев.Сроки могут быть увеличены или сокращены, все зависит от загрузки эксперта Роспатента.Бесплатные ресурсы для патентного поиска:• www.fips.ru • www.espacenet.com • www.uspto.gov • patents.google.com • patentscope.wipo.intНоу-хау — это инструмент действующий без охранного документа в силу того, что вы сохраняете свои сведения в тайне, то есть это не юридическая монополия, а фактическая. Если другие лица распространяют секретные сведения, то вы их можете преследовать по закону. Срок ноу-хау действует до тех пор, пока вы сами обеспечиваете секретность своих сведений.Обязательные мероприятия для охраны конфиденциальной информации ноу-хау: положение об охране конфиденциальной информации;перечень информации, которая является конфиденциальной;перечень лиц, которые получают доступ;соглашения с сотрудниками, получающими доступ, и с контрагентами.3. Средства индивидуализацииТоварные знаки, фирменные наименования и коммерческие обозначения могут являться предметом сделки — символом, который используется в торговле для идентификации товара или услуги. Продукт интеллектуального труда очень просто похитить и использовать в своих интересах, поэтому крупные компании стараются защитить даже фирменные цвета.Товарный знак — это способ индивидуализации товаров и услуг лица, которому принадлежит исключительное право.Товарный знак может быть зарегистрирован только на индивидуального предпринимателя, либо на юридическое лицо. Однако с 2023 года законодатель разрешает регистрировать товарные знаки и на самозанятых. Эксперты прогнозируют рост количества недобросовестных лиц. Скорее всего, будет действовать все больше мошенников, выявляющих обозначения компаний или предпринимателей, которые уже используют их в каком-либо виде, но не озаботились своевременной регистрацией товарных знаков. Так называемые бренд-сквоттеры регистрируют на свое имя тождественные товарные знаки, а затем предъявляют требования и претензии о нарушении уже своих товарных знаков.Поэтому, если вы начинаете громко пиариться, может возникнуть такая ситуация, что кто-то зарегистрирует на себя название вашего проекта. Есть и обратная ситуация, когда вы сами можете нарушать чьи-то права. То есть вы, не зная этого, используете незарегистрированный товарный знак той компании, которая уже его зарегистрировала. Чтобы подобных проблем не возникало, можно проверить аналогичные товарные знаки через специальные сервисы. Важный момент: товарный знак регистрируется для определенных категорий товаров и услуг по международной классификации. Всего их сорок пять классов, и все они помещены в базу МКТУ. Поэтому вам нужно знать, к какому классу относится ваш знак, и проверить его:Виды товарных знаков:СловесныеСловесный товарный знак — это слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. Например: «F1», «HORTEX», «Керама», «Mars», «Samsung», «Kitekat»ИзобразительныеИзобразительный товарный знак — это изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен фигур на плоскости. Например:ОбъемныеОбъемный товарный знак — это трехмерные объекты, фигуры, линии а также их комбинации. Товар или его упаковка (коробки, тубы, бутылки и т.п.).КомбинированныеКомбинированный товарный знак — это комбинация элементов разного характера: изобразительных, словесных, объемных, звуковых.Редкие виды: звуковой, цветовой, обонятельный, тактильный/осязаемый, изменяющийся, голографический.Критерии товарного знака для регистрации:• Оригинальность. Она определяется тем, что товарный знак не должен быть похож на те, что уже зарегистрированы или поданы на регистрацию.• Отсутствие введения потребителя в заблуждение, то есть товарный знак должен отражать суть вашего товара или услуги.• «Целомудренность». Избегайте нецензурных слов или выражений, или ассоциаций на них.• Отсутствие сходства и/или тождества. Название бренда не должно совпадать с названием памятника, территории, персонажей или артистов.Что еще важно знать при регистрации товарного знака:Идеальная ситуация, когда вы регистрируете отдельно: слово, слово с картинкой, слово в оригинальном шрифте, и картинку. Тогда вы делаете максимальную охрану вашего бренда, чтобы защитить его со всех сторон. Но тут нужно исходить из выделенного бюджета, потому что каждая заявка на товарный знак — это своя пошлина и вознаграждение патентному поверенному либо юристу.Если в ходе регистрации все-таки возникли проблемы: например, слово занято или есть сходство с другим товарным знаком, то добавление дополнительных элементов в ваше обозначение увеличивать шансы на регистрацию.Патентование в разных странахМеждународного патента не существует. Вам отдельно нужно будет получать его в тех странах, которые вам интересны. Это можно сделать в течение 12 месяцев, после того, как вы получили патент на территории России.Для того, чтобы запатентовать свою разработку в других странах, существует несколько международных инструментов:Patent Cooperation Treaty (PCT)Это международный договор в области патентного права. Чтобы его получить, необходимо подать заявку, составленную на одном языке, с единым набором пошлин, в национальное или региональное патентное ведомство или в ВОИС. Важно! PCT не ведет к самому патенту, но он позволяет получить дополнительное время, чтобы подавать заявки в других странах. Евразийский патентЭто единый патент сразу на несколько стран: Азербайджанская Республика, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Россия, Таджикистан, Туркменистан.Патент в ЕСВ этом случае мы подаем единую заявку на английском языке, а потом делаем валидацию, то есть национальную адаптацию патента — перевод заявки на язык государства. Национальное патентованиеЗаявка подается в Патентное ведомство страны через патентного поверенного этой страны. При этом действует ограничение для российских разработок (ст. 1395 ГК), согласно которому разработчики должны подать заявку на патент сначала в Российской Федерации и только потом заниматься национальным патентованием.Для того, чтобы у вашего проекта был успех, рекомендуем иметь стратегию защиты интеллектуальной собственности. Оформленная и защищенная интеллектуальная собственность поможет получить различные гранты и привлечь выгодные инвестиции в ваш проект.