{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Контрафакт и параллельный импорт: как отличить одно от другого и не стать жертвой

Каждый из нас так или иначе встречался с контрафактом. Подделки оригинальной продукции есть на полках магазинов и на маркетплейсах. На первый взгляд может показаться, что контрафактный товар выгоден обеим сторонам: его стоимость гораздо ниже оригинала, да и качество может не уступать. Но проблема в том, что оборот таких товаров противозаконен и может повлечь ответственность. Ситуация усугубляется также недавним разрешением параллельного импорта – под видом такой продукции нередко продают подделку. Как разобраться в ситуации и не стать жертвой? Рассказываем в данном материале.

Что такое контрафакт и так ли он страшен?

Под контрафактом понимается реализация продукции под чужим брендом без разрешения правообладателя. Для этого недобросовестные производители полностью или частично копируют чужие товарные знаки и обозначения, запутывая потенциальных потребителей.

Какая ответственность грозит за реализацию контрафактной продукции?

1) Гражданско-правовая:

o возмещение убытков;

o выплата компенсации (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей за каждый факт нарушения закона ИЛИ в двукратном размере стоимости контрафакта);

o изъятие из оборота и уничтожение за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров (ст. 1515 ГК РФ);

o ликвидация ИП или ЮЛ за неоднократное или грубое нарушение (ст. 1253 ГК РФ).

2) Административная (ч. 2 ст.14.10 КоАП РФ):

o штраф (для граждан – в двукратном, а для ЮЛ – в пятикратном размере стоимости контрафакта, но не менее ста тысяч рублей);

o конфискация контрафактного товара, а также материалов и оборудования, используемых для его производства.

3) Уголовная (ст. 180 УК РФ, если неоднократное нарушение):

o штраф (100 – 300 тыс. или в размере доходов/заработной платы);

o обязательные исправительные или принудительные работы;

лишение свободы до двух лет и штраф.

Сегодняшняя политическая ситуация не могла не отразиться на международной торговле, поэтому порядок реализации товаров из «недружественных» государств претерпел изменения. И обозначенные выше меры применяются теперь не всегда.

Параллельный импорт из «недружественных» стран

За последние месяцы многие иностранные бренды прекратили свою работу в России. Также были введены существенные ограничения на импорт и экспорт. Иностранная продукция просто не может быть ввезена в Россию по прежним дистрибьюторским и дилерским каналам, хотя спрос на нее никуда не делся.

Решением ситуации стал параллельный импорт, то есть ввоз в страну оригинальных иностранных товаров без согласия правообладателя. Подразумевается, что они уже были введены в оборот за рубежом, хотя и не предназначались для продажи в России.

До событий 2022 года параллельный импорт в нашей стране был запрещен: для реализации иностранной продукции в России требовалось отдельное согласие правообладателя (ст. 1487 ГК РФ). Данная статья теперь не применяется в отношении товаров, приведенных в списке Минпромторга России.

Нормативная база для изменений здесь:

· Постановление Правительства от 29.03.2022 № 506

· Приказ Минпромторга от 19.04.2022 № 1532

Важно отметить, что не любой товар может быть ввезен в Россию по параллельному импорту, а только те, что внесены в перечень Минпромторга:

o Предметы одежды и принадлежности;

o Зонты;

o Керамические изделия;

o Машины и оборудование, звукозаписывающая и звуковоспроизводящая аппаратура (Audi, Bentley, BMW, Bosch, Cadillac и др.);

o Мебель;

o Игрушки, игры и спортивный инвентарь, др.

Список таких товаров достаточно широк. Для одних категорий указаны конкретные бренды, в отношении которых возможен параллельный импорт (например, фото- и кинотовары KODAK, CANON, Xerox и других брендов), для других – только виды товаров (к примеру, суда, лодки и плавучие конструкции любых производителей), для третьих – оба варианта.

Параллельный импорт имеет и другие ограничения. Такой способ ввоза товаров возможен только в отношении недружественных стран, список которых приведен в Распоряжении Правительства РФ от 05.03.2022 N 430-р. По этому поводу в судебной практике возникало немало споров: например, стороны пытались осуществить параллельный импорт товаров из Китая, который не признан недружественным. Суд указал, что такая продукция не соответствует правилам параллельного импорта (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 27.04.2022 по делу № А40-84838/2021 [С01-533/2022]).

Коротко говоря, схема параллельного импорта работает так: иностранная продукция из «недружественных» стран попадает в Россию транзитом через «дружественные» государства, например Китай, Турцию или Армению. Если товары попадают под перечень Минпромторга, то такой ввоз не требует согласия правообладателей.

Итак, если на границе больше не проверяется согласие правообладателей из «недружественных» стран, то где гарантии, что ввозимая продукция является оригиналом?

Как отличить товары параллельного импорта от контрафакта?

Товары, ввезенные на территорию РФ по процедуре параллельного импорта, являются оригинальными и законными. Такая продукция создана официальным производителем и имеет всю необходимую документацию. Единственное, что ее выделяет – это способ ее появления в России. На территорию РФ такие товары попали без согласия официального производителя.

Контрафактом же является продукция, произведенная и реализованная под чужим брендом. Зачастую такая продукция не соответствует нормативам качества и другим «фишкам» оригинала. Производители и продавцы контрафакта паразитируют на чужом бренде, нанося убытки правообладатеелям и вводя потребителей в заблуждение.

Стоит отметить, что параллельный импорт неизбежно добавляет сложности в разграничении оригинальных и контрафактных товаров. Раньше за этим следил правообладатель, а теперь он потерял контроль над цепочкой реализации продукции в России. Сейчас задача проверки оригинальности возложена на таможенный орган, который чисто физически не может отследить каждый случай. Следовательно, возникает множество судебных споров.

Примеры из судебной практики:

1. Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 24.10.2022 по делу № А27-16596/2022

Суд не принял аргументы истца о возможности параллельного импорта по отношению к продукции «Nike» и «Adidas» и признал товар контрафактным по следующим признакам:

o отсутствует оригинальная упаковка с маркировкой и изображением товарного знака;

o отсутствует ярлык с уникальным кодом изделия;

o отсутствуют обязательные для продукции подвесные этикетки (не указан артикул и цвет изделия);

o присутствуют посторонние этикетки и вшивные ярлыки.

2. Решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.10.2022 по делу № А39-5537/2022

Предприниматель продавал продукцию с логотипом «Adidas» в магазине «Добро». Официальный представитель компании «Adidas AG» провел проверку и выявил контрафактность товара. Товарные знаки «Adidas» были нанесены на товар без согласия правообладателя, а сам товар произведен вне стандартов компании. Суд постановил уничтожить выявленную контрафактную продукцию.

Таким образом, введение параллельного импорта не дает неограниченное право копировать и использовать зарубежные товарные знаки и товары. Незаконно произведенные копии и реплики все еще признаются контрафактом. Проблема в том, что новый порядок создал множество лазеек для таких нарушений. Многие злоумышленники пользуются ситуацией и продают поддельный товар под видом оригинального.

Практические советы по борьбе с контрафактом

Такие советы стоит подразделить на два направления: а) для выявления контрафакта (потребителями, производителями и регулирующими органами) и б) для защиты от нарушений (правообладателями).

А) Выявление контрафакта

В нынешних условиях необходимо особо внимательно проверять и приобретать товары. Потребителям стоит тщательно изучать описание продукции и документы к ней, а в случае сомнений проверять подлинность в приложении Честный знак (если это одежда, обувь, духи, некоторые продукты и напитки). Перечень маркируемых товаров приведен в Распоряжении Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297114/26cdb7be00745ba8727bc131cfd01e77eb7b0a33/). Если товар подлинный, данные о нем будут в системе.

По сравнению с малоизвестными сайтами более надежен шопинг на проверенных площадках. Кто дорожит своей репутацией, старается проверять законность и оригинальность продаваемой продукции (Озон, Вайлдбрерис, Яндекс Маркет и др.). Данные маркетплейсы даже запустили единую систему для борьбы с контрафактом, при помощи которой агрегаторы обмениваются информацией о недобросовестных продавцах. Однако в огромном потоке товаров недосмотры исключить нельзя.

По каким признакам определить подделку?

· Несоразмерно низкая цена;

· Плохое качество (если это нехарактерно для оригинала);

· Отсутствие маркировки;

· Отсутствие оригинальных ярлыков и этикеток;

· Наличие посторонних бирок и обозначений;

· Продажа продукции в неизвестных магазинах и на сайтах-дубликатах оригинала.

Б) Борьба с нарушениями и их последствиями

В свою очередь, правообладателям стоит максимально защитить свою продукцию и упростить себе процесс доказывания в случае нарушений. На товар стоит нанести не только обязательную маркировку (штрих-коды и другие метки), но и дополнительные защитные элементы: голограммы, водяные знаки и скрытые метки.

Просто нанести метки и пустить ситуацию на самотек является не лучшим решением: это может привести как к финансовым, так и к репутационным потерям.

Производителю стоит контролировать оборот своих товаров:

· Регулярно мониторить социальные сети, сайты и поисковые выдачи в Интернете на предмет продажи товаров или реплик без разрешения (в этом поможет поиск по ключевым словам, хештегам и фильтрам);

· Включить товарный знак или объект интеллектуальной собственности (дизайн, форму товара, оформление и т.д.) в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Это поможет предотвратить ввоз и вывоз контрафакта через таможенную границу.

Если права все же были нарушены, взыскать компенсацию и уничтожить контрафакт можно через суд.

Таким образом, с контрафактом могут столкнуться как потребители, так и правообладатели товаров. Если покупателям важно проявлять общую осмотрительность, то для производителей и продавцов необходима комплексная стратегия защиты своего товара и бренда, особенно в условиях кризиса и нововведений (легализации параллельного импорта, ограничения международных контрактов и т.д.). В связи со сложностью споров и нарушений защиту бренда стоит поручить профессионалам.

0
1 комментарий
Ирина Алексеева

Суть параллельного импорта теперь понятна, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда