{"id":13759,"url":"\/distributions\/13759\/click?bit=1&hash=6aaf2c3e4ab3fd085e02b84ad2ce9889ad89f66980d7001a661e1efa44e3fa38","title":"\u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u043e \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0440\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0434\u0443","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Разбираем на ходу: что скрывает договор каршеринга?

Мы в DestraLegal.ru обратили внимание на популярность запросов клиентов об оказании правовой помощи с каршеринговыми компаниями. В недавней статье мы уже описали один из интересных случаев на дороге, так что не будем останавливаться и отметим наиболее яркие пункты договоров каршеринга. Если вам понравится данный формат, то мы готовы периодически публиковать такие обзоры других компаний. Оставляйте свои предложения в комментариях и мы будем рады разобрать их для вас.

Коротко о главном

Каршеринг - это, как правило, краткосрочная аренда автомобиля без водителя по заранее установленным тарифам.

В Российском праве договоры каршеринга пока не нашли прямое и однозначное закрепление в гражданском законодательстве. Среди теоретиков и практиков если различные мнения о структуре договора, его регулировании и применении.

С одной стороны, мы видим, что каршеринговые компании стараются избегать слова “прокат”, и заключают так называемый договор присоединения. В нем в самом начале указывают, что такой договор не является договором проката и публичной офертой. Это делается для того, чтобы условно минимизировать свою ответственность и риски применения к сложившимся отношениям положений Закона о защите прав потребителей. Того самого, который так не любят предприниматели за его нормы об ответственности продавцов и исполнителей.

С другой стороны, мы встречаем судебную практику, которая утверждает, это никакой не договор присоединения, а договор проката. Мол, нельзя спрятать волка в овечьей шкуре. Хотя, надо признать, что нередко это получается у компаний. Но тут в основном идет расчет на низкую правовую осведомленность потребителей.

Наши юристы согласны с позицией о том, что каршеринг - это разновидность договора проката, следовательно, к нему применимы положения законодательства о защите прав потребителей. Давайте рассмотрим на примере СитиДрайв интересные пункты договора каршеринга.

Что интересного в СитиДрайв?

С договором вы можете ознакомиться здесь. Для удобства разбираем договор с начала до конца.

Предмет договора стандартный и чаще всего однотипен, а вот дальше идут права и обязанности Арендодателя и Арендатора. И тут начинается самое интересное.

Обратите внимание на п. 4.1.3, где Арендодатель вправе изменять условия Договора, а для их принятия Арендатору достаточно нажать “Принимаю”. Поэтому не спешите кликать эту кнопку без ознакомления с тем, что именно вы принимаете.

Не заплатили за аренду? Тогда будьте аккуратны на дороге, поскольку в силу п. 4.1.6 Арендодатель вправе объявить транспорт в розыск, дистанционно заглушить двигатель и принять иные защитные меры. Так что в следующий раз, когда машина “внезапно” заглохнет по пути домой, или за тобой будет гнаться отряд полиции с требованием остановить машину и прижаться к обочине, сильно не удивляйтесь, а просто проверьте ваш баланс.

Причем такие меры могут быть приняты, если вы не отвечаете на звонки и смс, поступающие в ходе аренды (п. 4.1.6), или ваш GPS-сигнал пропал более чем на 5 минут (п.4.1.7). Представьте: вы ушли в магазин за хлебом и задержались в очереди, а вас уже ищут сотрудники полиции.

Любителям приватности тоже надо быть начеку, так как собственник авто может размещать в автомобиле оборудования для видео- и фотофиксации порядка в салоне (п. 4.1.12). Так что будьте аккуратнее, однажды на популярных видеохостингах могут появится ролики "Топ-10 скрытых видео с каршеринга".

Заслуживает внимания п. 4.3.10.2 о том, что Арендатор обязуется не завершать аренду до окончания всех мероприятий на месте ДТП. За это ему могут (а могут и нет) начислены Бонусные баллы за период с момента ДТП и до завершения необходимых процедур.

Среди прав Арендатора хотелось бы выделить возможность самостоятельно обжаловать административные штрафы, запрашивая необходимые документы у Арендодателя (п. 4.4.5). Учитывая особенности данной административной процедуры представляется необходимым, чтобы такое взаимодействие было оперативным, чтобы не допустить пропуска срока на обжалование постановления. При этом, Арендодатель не несет ответственности за несвоевременное уведомление о совершении Арендатором правонарушения, как и за своевременность и полноту предоставления данных о нарушении (п. 5.10).

Стой! Запрещено!

Ну и конечно, куда нам без запретов? Поэтому, пожалуйста, если садитесь в машину в непогоду, то обязательно постучите ножками друг об дружку, чтобы грязь сбить. Да и вообще, забудьте про пачкающие предметы - они тоже запрещены (п. 4.5.4), поэтому не стоит возить картошку в багажнике на клеенке или газетке. Корову, кстати, тоже нельзя возить (п. 4.5.21), а корги можно, но в сумке-переноске.

Чистота и порядок - это, конечно же, хорошо. Но вы же знаете наши дороги и улицы? Особенно осенью, зимой, весной... Хм, да и летом порой ничем не лучше дороги после дождя. Проехал 500 метров, заплати 100 рублей за услуги и сверху пару тысяч за уборку автомобиля и автомойку.

На стритрейсинг, увы, на арендованном автомобиле нельзя (п. 4.5.11), так что придется пересмотреть свои планы взять Tesla и погоняться по улицам Москвы. А если решили подзаработать и таксовать на арендованном автомобиле, то помните, это тоже запрещено, как и то, что нельзя дрифтовать, отрабатывать маневры, мчаться по ямам или “дорожным полицейским” в стиле Доминика Торрето (пп. 4.5.12-4.5.13).

Важным является запрет передачи транспортного средства третьему лицу, такой запрет еще подкреплен соответствующими штрафами. Так что прежде чем разрешить другому лицу проехать по вашей “учетке” обдумайте хорошо эту мысль.

Поскольку вы не являетесь собственником арендованного автомобиля, то не вздумайте оформлять ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Об этом также прямо упоминается в договорах. Поэтому вариант “5 тыщ и давай разойдемся” может для вас стать гораздо дороже.

Штрафовать и властвовать

Теперь о грустном. Любите погонять и получили штраф? Тогда с вас спишут сумму штрафа + 20%. Это расходы Арендодателя на администрирование штрафов. И вы с этим де-факто соглашаетесь в п. 5.6. А если не согласны, то у вас пять дней, чтобы заявить об этом, иначе спишут деньги с карты.

Это еще не все. П. 8.2. предусмотрено, что за нарушение ПДД РФ и иных норм действующего законодательства Арендатор несет расходы на оплату административных штрафов, в том числе за повторное и каждое последующее нарушение ПДД РФ, вне зависимости от того, являлось ли нарушение повторным для самого Арендатора. Т.е. представим ситуацию, при которой административный штраф назначают в повышенном размере за повторное нарушение закона, в то время как вы нарушили закон всего раз (повторность будет именно у Арендодателя, в его истории штрафов). Будьте любезны, заплатите в повышенном размере.

После внимательного изучения договора, появляться такое впечатление, что каршеринговая компания нашла “золотую жилу” в административных штрафах своих клиентов. Представьте себе, что компании приходит штраф за нарушение ПДД (сумма не имеет значения), через какое-то время она переадресует этот штраф водителю, не разбираясь в его законности, а он должен оплатить его + 20% сверху в карман каршеринга. Штрафы вы сами знаете, что не маленькие. Помимо это “налога” каршеринг вправе еще собрать дань с вас по п. 8.32 в размере 2 000 рублей за нарушение обязательств по договору.

Вообще, раздел со штрафами достаточно объемный и очень своеобразный. Тут можно найти штрафы на любой вкус и цвет: за неявку по запросу компетентных органов (п. 8.4.4 - штраф 50 000 рублей); повреждение фото- и видеооборудования (п. 8.4.5 - 50 000 рублей за каждый случай); прокол или повреждение диска (п. 8.4.7 - 2 000 рублей); отсутствие при себе водительского удостоверения (п. 8.11 - 3 000 рублей); оставление автомобиля без поднятия ручного тормоза (п 8.21 - 500 рублей) и т.д. Чистота тоже стоит денег, поэтому загрязнение автомобиля внешне и внутри стоит 2 000 рублей штрафа + компенсация расходов по устранению загрязнений (п. 8.15).

Поэтому будьте аккуратны, заключая договор каршеринга. Вдруг еще до начала поездки случайно сломаете скрытую камеру (- 50 000 рублей), коврики испачкаете грязной обувью (- 2 000 рублей), забудете водительское удостоверение (- 3 000 рублей) и т.д. Так и гляди, что к концу поездки образуется большая сумма задолженности и автомобиль принудительно заглушат до полной оплаты долга.

Кстати, водитель несет ответственность не только за себя, но и за пассажиров. Поэтому просим друзей и близких отряхивать ножки, не курить в авто, не рисовать и не клеить наклейки (сдирать существующее тоже нельзя, даже если это мешает вам как перфекционисту). В противном случае штраф 2 000 рублей.

Забыли заплатить? Не беда, Арендодатель начислит вам пеню в размере 5% от суммы задолженности за каждый день просрочки (п. 8.6). Пеня максимум может быть до 100% от суммы долга - такое ограничение регламентировано законом.

И еще немного абсурда в штрафах. Возможно вы сталкивались с тем, что приложения для каршеринга могут работать некорректно, у них бывают технические сбои, вызванные по разным причинам (все мы знаем чьи хакеры постарались). Если вы столкнулись с такими техническими неполадками (не запускается, виснет и т.д.), то обязаны уведомить об этом Арендодателя. Иначе штраф - 50 000 рублей (п. 8.28).

Закон на чьей стороне?

Конечно, на стороне потребителя! Или нет? Однозначно можно утверждать, что договор не должен противоречить закону. Но не стоит забывать про свободу договора, и про то, что прежде чем сесть за руль авто, вы соглашаетесь с договором и огромным перечнем разных соглашений. Вы обязаны их знать и соблюдать, а если что-то по вашему мнению нарушает ваши права потребителя, то тогда придется защищать их в суде.

Ситуации и споры бывают разные, поэтому к каждой проблеме свой исключительный подход. В свое время даже Роспотребнадзор пытался оспорить многие спорные положения договора, но у него это не совсем получилось (дело № А60-33607/2020). Но об этом расскажем в следующей статье про Делимобиль.

Что из всего рассказанного следует? То, что пока законодатель не займется непосредственным регулированием данной сферы, будет достаточно много спорных вопросов по поводу договора каршеринга, а значит будут нарушения прав и законных интересов граждан. Конечно же, регулирование должно быть не формальным, а реальным, учитывающим как интересы предпринимателя, так и простого пользователя услуг.

Если вы все же столкнулись с нарушением прав, то добро пожаловать к нам на сервис, выбирайте тариф, и юристы приступят к работе, чтобы оперативно решить проблему. И помните: отстаивать свои права с DestraLegal - это просто!

0
89 комментариев
Написать комментарий...
Олег Макаров

Всегда поражался б̶е̶з̶у̶м̶и̶ю̶ и̶ отваге пользователей каршеринга.
После прочтения этого текста буду поражаться вдвойне

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Можно подумать покупка своего автомобиля не несёт никаких рисков.
Я как-то посчитал, сколько мне реально стоит каждый км на своём авто и вскоре продал его. Прошло несколько лет. Не жалею.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

А на дачу на электричке? Мы с женой мелким сыном ездим в Тверь пару раз в месяц и пару раз за город. И всегда куча всего с собой, от игрушек до колясок. И сколько бы не стоило содержание авто (конечно в разумных пределах), оно будет оправдано.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

Я думаю это "оправдано" для каждого своё. Для меня в описанной вами ситуации тоже оправдано. Для кого-то нет. И мы с вами правы, и он прав.
ЗЫ. А ещё, например, есть знакомая (не дочь и не жена олигарха, сама работает), которая говорит «сесть за руль, за которым кто-то другой уже сидел? буээээ». И она тоже права.
Всё, блин, разные)

Ответить
Развернуть ветку
Михаил

Безусловно! Я говорю про свою позицию. Мне вот с малым не хочется в электричку на два часа, но это я.
Каждый человек делает выбор сам. И живет с этим выбором тоже сам.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Кто-то живёт в городе и не ездит постоянно за город, кто-то наоборот живёт за городом и не ездит в город, а кто-то мотается. Мой друг как-то месяц ездил на работу по 100 км в каждую сторону. И такое бывает.

Я никому ничего конкретного не советую, кроме как считать и думать. У всех своя ситуация. Мой посыл в том, что нельзя однозначно утверждать, что каршеринг — это самая большая глупость или зло.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

Стоимость владения и риски это не одно и то же. По крайней мере, для меня. Но я не планирую никого ни в чём убеждать

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Для меня тоже. Поэтому мой комментарий разбит на два абзаца.
Личный автомобиль — это и затраты, и риски, и тот ещё убийца времени. Поражаться есть чему, глядя и на владельцев автомобилей используемых чисто в личных целях.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

Со всеми тезисами согласен.
Но для меня, видимо, риски аренды или шеринга стоят больше.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Всё верно. У каждого своя ситуация и свои подсчёты.
Вот я купил авто, набрал почти 10 кг, продал авто скинул 10 кг.
Если ездить на каршеринге каждый день по несколько раз, то будет не дёшево и реально рисково, а если раз в неделю, то уже совсем другое другое. А я вот с апреля в другой стране живу. Как здорово, что сейчас в Питере не стоит и не ржавеет авто, за который ещё и налог нужно было бы заплатить.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Макаров

😂 у меня такая реакция организма только на покупку тостера была.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Ох! Хлебопечку не покупайте ни в коем случае.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Egorin

Сел на личный авто, уехал на рыбалку и охоту- туда, где волки срать боятся. Удобно? Каршеринг?))) Ну-ну.
Снегопад- все стоят сугробиками, не едут. Я цепляю три бревна и на пониженной накатываю свою дорогу за городом, по снежку и хорошей погоде (снегопад- это отличная погода). Каршеринг?
Паркуюсь в любом сугробе. Приятно.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Данилов

Александр, вы крутой! Надеюсь попал с фразой в ваши ожидания.

Если вам всё это нужно и вы это имеете, то вы счастливый человек. Я никого и не заставляю пользоваться каршерингом. Каждому своё. Вы, я вижу, горды своим автомобилем, который скорее всего на трассе жрёт в два раза больше, чем автомобили, которые не умеют брёвна по снегу таскать. И в это же время кто-то на квадриках, эндуро мотоциклах и снегоходах смеётся над теми, кто на автомобиле ищет, где там волки срать боятся. Каждому своё. Не стоит утверждать, что какой-то вариант, который вам не подходит не имеет право на существование. Есть люди, которым нужно другое.

Ответить
Развернуть ветку
ViktoRus

Если как жоповозка на работу и обратно в небольшом городе до 300 тыс да. В моем городе что в Сочи, подъем - спуск, дороги как бляди извививаются, транспорт общественный отвратительный и ходит отвратильно. Поездки у меня не более 3 км в одну сторону и 350 р в день на проезды по работе это перебор, в месяц 5000 на бензин с работой и ежедневных поездок + десятки сэконмленного времени, да и просто еды купить нормальной - 1 км пути пешком вверх /вниз с 10-20 кг с руках не супер. Даже матушке пенсионерке 3500 в месяц на автобус из пенсии в 13, это перебор.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 89 комментариев
null