{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Что под капотом: разбираем договор Делимобиль

Мы оценили вашу реакцию на прошлую статью с разбором СитиДрайв, изучили оставленные комментарии, и теперь готовы продолжить эту рубрику. Благо поставщиков такого контента у нас в стране пока достаточно. Так что встречайте: Делимобиль!

Развитие конкуренции на данном рынке отражается не только в автопарке и условиях каршеринга, но и в юридической составляющей работы таких компаний. Есть множество аналогичных положений в договорах, но встречаются и различия, причем достаточно существенные.

Начнем с того, что “бумажек” у Делимобиль с виду гораздо больше. Тут есть договор присоединения, договор аренды транспортного средства, а еще несколько приложений к ним. Конечно, в данной компании тоже открещиваются от того, что они не оказывают услуг по прокату, о чем прямо прописано в преамбулах к договорам. Как помним, из прошлой статьи, это не имеет серьезного значения с юридической точки зрения.

Прежде, чем приступить к аренде автомобиля, необходимо прочитать все и согласиться со всем, что там написано.

На что мы согласны?

Несмотря на гарантированную Конституцией личную жизнь и свободу, Делимобиль вправе осуществлять фото- и видеофиксацию в ТС, а также аудиозапись разговоров (п. 9.3.2 Договора присоединения). Так что и у них в машине вам не добиться приватности и уединения. Возможно в Яндексе мы будем свободны от всевидящего ока. И не вздумайте блокировать или затруднять работу записывающих устройств, это уже запрещено п. 4.3.4 Договора аренды.

Очень много внимания в договорах уделяется вопросу фиксации транспортного средства перед началом его эксплуатации. К этому и вправду нужно отнестись серьезно, поскольку внешние повреждения или иные недостатки транспортного средства (далее - ТС), сведения о которых не были направлены Арендодателю при принятии ТС в аренду и выявлены после окончания аренды, считаются возникшими в период вашей аренды (п. 7.12 Договора аренды). Нужно быть очень внимательным и максимально использовать предоставленную вам возможность зафиксировать все недостатки ТС. Смотрите внимательно, иначе потом придется платить.

Если же вы решили воспользоваться услугами каршеринга в Нижнем Новгороде, то прежде чем приступить к движению нужно не только все сфотографировать, но и продезинфицировать салон (п. 4.2.18 Договора аренды), иконку поставить.

Возможно вы решили на арендованном автомобиле подвезти отдохнувших друзей, то прежде чем сделать это, убедитесь, что они не пьяны или чего хуже. Договором аренды (п. 4.3.22) запрещено их транспортировать. Придется как-то самим добираться. Ну или второй вариант: возьмите с них за услугу “трезвый водитель” 15 000 рублей. Именно такой штраф предусмотрен за нарушение условий Договора аренды (п. 21 Положения о штрафах).

Такой штраф применим ко всем положениям договора, по которым не предусмотрено отдельных штрафов. Так что тут можно разгуляться по полной.

А что так можно было?!

Да, в Договоре достаточно подробно описаны условия ответственности, случаи, когда она наступает, а также штрафы.

Вот, к примеру, взяли на прокат Audi и решили вспомнить молодость или погоняться с героями Форсажа. Сначала с вас спишут 15 000 рублей (п. 8 Положения о штрафах) за то, что нарушаете пп.4.3.14-4.3.15 Договора аренды за участие в соревнованиях либо за опасное вождение/дрифт. Это только при отсутствии вреда Арендодателю или третьим лицам. Если же не неоднократно “играли в шашечки” или в результате опасной езды причинили кому-то вред, то заплатите уже 110 000 рублей. еще к этому можно добавить 20 000 рублей штрафа за превышение скорости 150 км/ч (п. 9 Положения о штрафах).

В автомобиле при этом нужно следить за чистотой и порядком. Не позволяйте никому клеить наклейки - это обойдется вам в 5 000 рублей (п. 1 Положения о штрафах). Небольшие загрязнения (до 10 см) и в количестве не более 3 шт. стоят 200 рублей, а вот существенные загрязнения (сюда относят и следы обуви) обойдутся уже в 3 000 рублей за один элемент, а если их несколько - 5 000 рублей. Поэтому в машине не есть, за руль садится только в бахилах и, в принципе, лучше ничего не трогать, а то поездка будет дешевле уборки. Мусор при этом оплачивается отдельно - 500 рублей.

Ладно мусор оставили и 500 рублей заплатили, но если вы вдруг оставите ТС с запущенным двигателем, открытыми окнами/дверями в ситуации потенциально возможного повреждения/угона ТС, то заплатите 20 000 рублей штрафа (п. 15 Положения о штрафах).. При этом не указано, что такой штраф взимается при наступлении негативного сценария (угона, повреждения или хищения имущества из ТС).

Курение не только вредит вашему здоровью, но и кошельку. Не забывайте, что в автомобиле могут быть камеры, а если они заметят пристрастие к никотину, то ожидайте штрафа в размере 7 000 рублей (п. 17 Положения о штрафах).

Положение о штрафах содержит ряд других позиций, которые могут вас сильно расстроить. Однако, не только там скрыты финансовые ловушки.

Хуже штрафов только еще штрафы.

Раздел 7 Договора аренды посвящен ответственности сторон за нарушение положений договора. Многие из пунктов предоставляют каршеринговой компании право и возможность немного озолотиться за счет своих пользователей.

Начнем с п. 7.6 Договора аренды, по которому с Арендатора могут взыскать штрафную неустойку за совершение действий (бездействия), повлекших за собой привлечение Арендодателя к ответственности и наложение административного штрафа - в размере 10% от размера убытков, но не менее 175 рублей за каждый административный штраф. Такая неустойка суммируется с другими специальными неустойками.

Получается, если вы совершили административное правонарушение, за которое вас или Арендодателя привлекли к административной ответственности, то, будьте добры, положите 10% в копилочку каршеринга. А еще говорят, что неизбежны две вещи - налоги и смерть. Пора сюда добавить и штрафы каршеринга.

Аналогичное положение было и у СитиДрайв, но Делимобиль решил пойти дальше. В силу п. 7.11 Договора аренды административный штраф, а значит и штрафная неустойка, должны быть уплачены независимо от того, были фактически оплачены соответствующие административные штрафы или нет. Кажется, где-то тут затерялись нормы про неосновательное обогащение. Хотя нет, это еще не все.

Законом (ч. 1.3 ст. 32.2 Коап РФ) предусмотрено, что в определенных случаях можно оплатить только 50% штрафа. Важное условие, что штраф должен быть уплачен в течение 20 дней с момента вынесения постановления. В Договоре аренды это учли, но так, чтобы понравилось только каршерингу.

Заплатить 50% штрафа Арендатор может только в течение 5 дней с момента получения уведомления от Арендодателя. Если не успел, то платить нужно 100% штрафа. При этом, в Договоре аренды оговорено, что обработка административных штрафов и направление уведомлений осуществляется Арендодателем в порядке очередности. А если вам своевременно не направили такое уведомление и арендатор потерял возможность оплатить штраф со скидкой, но это не является основанием для предъявления каких-либо претензий к Арендодателю.

Получается, что возможна ситуация, в которой Арендодатель заинтересован в том, чтобы оплатить административный штраф самостоятельно со скидкой в 50%, потом затянуть с отправкой уведомления Арендатору по причине большой загруженности. В итоге, взыскать с Арендатора 100% штраф + 10% штрафную неустойку. Вроде все четко получается, да и в полном соответствии с Договором аренды.

Конечно, наличие таких пунктов и лазеек не означает, что ими будут пользоваться. Однако, лучше быть проинформированным о таких возможностей, чтобы избежать неблагоприятных ситуаций.

Одна неприятная ситуация произошла с клиентом Делимобиль, который решил бороться за свои права и пожаловался в региональный Роспотребнадзор. Уполномоченный орган провел проверку и выявил ряд нарушений, с которыми Делимобиль не согласился и их спор перерос в судебную плоскость.

Суд решает

Дело получилось достаточно интересным и продолжительным. Спор доходил до кассационной инстанции, где дело вновь направляли на пересмотр. В последующем уже Верховный Суд Российской Федерации окончательно утвердил решение по делу.

Роспотребнадзор, рассматривая жалобу гражданина, пришел к выводу, что Договор аренды и Договор присоединения содержат нормы, нарушающие права потребителя. В частности, имелись пункты, ограничивающие подсудность спора, право выбор способа оплаты услуг, изменяющие сроки рассмотрения требований потребителя, а также иные факты злоупотребления правом со стороны каршерингового сервиса.

Часть доводов Роспотребнадзора судом принята во внимание и соответствующие пункты договоров признаны судом противоречащими действующему законодательству. В настоящее время данные нарушения из действующей редакции договоров устранены или изменены.

К примеру, ранее Договором присоединения устанавливалась пеня за просрочку исполнения денежных обязательства в размере 0,5% от суммы задолженности за каждый день просрочки. Суд посчитал, что это в 25 раз превышает размер ответственности, установленный законодательством (около 0,02% в день). Сейчас в договоре размер пени составляет 0,1% от суммы задолженности.

Мы также в своей работе сталкивались с жалобами клиентов на работу каршерингового сервиса. В одном из недавних примеров сотрудники компании проявили себя достойно и правильно отреагировали на досудебную претензию, отменив назначенный штраф в размере 15 000 рублей за езду вне дорог.

Полагаем, что как и в любой другой ситуации, за свои права нужно бороться. Если вы столкнулись с несправедливостью, то смело обращайтесь к нам на сервис. Мы поможем. И помните: отстаивать свои права с DestraLegal - это просто!

0
113 комментариев
Написать комментарий...
Дарья Смолякова

В комментариях:
Нафиг весь каршеринг, машины, метро, такси, велосипеды, ролики, коньки, дороги, ноги, суставы, пальцы, лучше в утробе матери, или в яичках отца передвигаться, а лучше духом святым, платить за передвижение это бред, все кто пользуется - глупцы и невежды. Я лично передвигаюсь на вертолете и личной яхте (меня санитары возят бесплатно), а еще всем советую ездить на танке с 23 января.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Если прикинуть стоимость своих нервов, то каршеринг совсем не дешевле личного автомобиля может выйти, думаю это в основном волнует большинство.

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Andriyanov

Личное авто - это бездонная дыра в личном бюджете. Каршеринг дешевле и удобней в разы, если ездить нормально и осторожно. При всем желании он не будет дороже собственного авто, содержание которого обычно обходится в десятки тысяч рублей в месяц. Даже если на карше вы случайно попадете в аварию.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Один км пробега будет в разы дешевле у личного авто, конкретно в Москве часто проще общественным транспортом пользоваться и иногда автомобилем, тогда как в других городах у общественного транспорта нет преимуществ

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Andriyanov

За км пробега не скажу, но годовое содержание моей Мазды мне обходилось около 15 тыс в пересчете на месяц, включая бензин, штрафы, парковку, мойку, шиномонтаж 2 раза в год, налог, страховку и регулярное ТО. Не говоря уже о стоимости самой машины и расходников на нее.
На каршеринг я трачу около 7 тыс руб в месяц, не ограничивая себя в поездках.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Точно ли на каршеринге вы проезжаете столько же км, как на мазде или разбавляете ОТ?
В каршеринге точно машины не ниже классом чем ваша мазда?

Ответить
Развернуть ветку
Philipp Andriyanov

Класс машины беру разный. Как раньше разбавлял поездки ОТ, так и сейчас разбавляю. По итогу для меня важен именно конечный выхлоп по стоимости. И он в сейчас пользу каршеринга. Плюс не болит голова насчет оплаты парковок, бензина, ТО и прочего. Ну и конечно сильно влияет тот факт, что я без детей. Машина важна для семьи.

Ответить
Развернуть ветку
Дарья Смолякова

Многие товары и услуги не измеряются потребителями по критериям "дешевле/дороже". Конечно, дома обед приготовить дешевле, чем поужинать в Cheval Blanc. А можно и валенки дома скатать.
Мне дешевле нанять водителя со своим БМВ на фулл-тайм, чем иметь свой парк машин, а я люблю электрические САВ. Так и большинства пользователей каршеринга - у них есть свой мотив и ценность от шеринга, у большинства есть свои автомобили (СК Согласие опрос делали), так шеринг не про фулл-тайм владение, а поездки в среднем 1-2 раза в неделю на пользователя.
Вот еще пример, в Сочи прилетаешь - там Шеринг в аэропорту, новые, чистые, заправленные, очень удобно брать на несколько дней. Тут ценность во временном владении машиной, без заправок, ТО, покупок через Казахстан и так далее. А нервами должны терапевты заниматься, дело не в транспорте точно.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Перечисленное вами меньшинство и раньше удовлетворялось всякими ренткарами, все таки каршеринг как экономию рассматривают, имхо

Ответить
Развернуть ветку
110 комментариев
Раскрывать всегда