На сборы три дня: Как крупный арендодатель выселил кофейню STORIES

Сегодня более 20 миллионов граждан России заняты в малом и среднем бизнесе. Каждый пятый рубль приходится на долю этой ниши. О важности данной сферы говорят не только в предпринимательских кругах, но и в высших эшелонах власти.

«Я хотел бы отметить целенаправленную и результативную работу корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства. Когда мы усилия с вами объединяем, мы тоже кое-чего добиваемся, в данном случае, можно говорить о определенном прогрессе. В 2015 году, когда корпорация начинала свою деятельность, компании с государственным участием покупали у малого и среднего бизнеса товары и услуги на сумму не выше ста миллиардов рублей в год, а в текущем году, по предварительным данным, это уже более трех триллионов рублей. Теперь корпорации малого и среднего предпринимательства совместно с бизнесом предстоит взять следующую высоту. К 2024 году довести объем закупок до пяти триллионов рублей, вполне достижимый результат», — отметил Владимир Путин на форуме, посвященном развитию малого бизнеса в 2018 году.

Кофейня Stories на Невском проспекте Сеть кофеен Stories
Кофейня Stories на Невском проспекте Сеть кофеен Stories

Но что мы видим на самом деле. Бизнесмены, с одной стороны, готовы открывать заведения, вкладывать силы и средства, искать инвесторов и даже масштабироваться зарубеж. Что немаловажно, наши люди хотят развивать национальные сети, а не покупать готовые западные франшизы. Наконец-то у нас появились качественные сети, которые постепенно выходят на мировую арену.

Но не обходится без вопиющих случаев нарушения прав. Так случилось с кофейней STORIES в Санкт-Петербурге. В 2018 году Иван Квасов, основатель сети международных кофеен STORIES и руководитель компании «Консалтинг Общепит» заключил договор аренды с торговым центром «Пассаж» по адресу Невский проспект, 48. Данное помещение требовало ремонта и значительных средств в продвижение, но бизнесмен решил пойти на риски и открыть кофейню в популярном среди жителей и гостей Северной столицы месте. Во время переговоров он несколько раз уточнил, нет ли других желающих на это место и есть ли возможность аренды на 3 года. На все свои вопросы Иван получил положительный ответ.

26 февраля 2019 сотрудники кофейни обнаружили под дверью заведения уведомление о якобы существующей задолженности перед арендодателем в размере 639.697,25 руб. Согласно условиям договора руководство STORIES запросили подтверждение, так как никаких долгов перед «Пассажем» у них не было. Официальных документов не последовало. В этот же день в кофейне выключили свет, не уведомив заранее о возможных перебоях в подаче электроэнергии или ремонтных работах.

<p>Кофейня Stories на Невском проспекте (посетители)</p> <p>Сеть кофеен Stories</p>

Кофейня Stories на Невском проспекте (посетители)

Сеть кофеен Stories

Как оказалось, руководство «Пассажа» сдало в аренду неликвидное помещение, которое долгое время не приносило никакого дохода. Однако, после прихода туда STORIES, проходимость явно увеличилась. Кофейню отремонтировали, облагородили и люди с большим желанием стали посещать модное место. В этом же торговом центре на последнем этаже находится ресторан Гриль#Factory, руководство которого заметило прибыльность кофейни и решило действовать нечестно, но наверняка. По сведениям от владельцев «Пассажа» ресторан предложил аренду выше, чем платит STORIES. На месте кофейни решено открыть пирожковую. Непонятно, почему 4 месяца назад пустое холодное помещение никого не заинтересовало, а после сложнейшей работы по привлечению людей, оно вдруг стало таким интересным.

Иван Квасов со своей стороны пытался найти точки соприкосновения с руководителями торгового центра «Пассаж», ведь в кофейню было вложено несколько миллионов рублей, часть из которых пришли в виде инвестиций, а это большая и сложная работа. Бизнесмен понес значительные убытки. Эта история иллюстрирует ситуацию, в которую может попасть любой предприниматель. На сегодняшний день нет юридических инструментов, которые бы регулировали подобные случаи. Возможно, в будущем государство встанет на сторону тех бизнесменов, которые сталкиваются с явным нарушением договорных отношений и прав.

ТЦ Пассаж
ТЦ Пассаж

Была предпринята попытка договориться с руководителями ресторана Гриль#Factory, но понадобился не один день, чтобы выяснить, кто же является владельцем. В компании Ивану Квасову было отказано во встрече с собственником бизнеса и сотрудники даже не посчитали нужным сообщить его ФИО. Согласно выписке из ЕГРЮЛ, компания принадлежит крупному петербургскому бизнесмену – Любомирову Владимиру. До сих пор непонятно, зачем крупному бизнесмену, открывать пирожковую в одном из самых дорогих торговых центров Санкт-Петербурга. Ведь целевая аудитория явно не подходит под сегмент дешевой забегаловки.

На этот вопрос не смог ответить и операционный директор «Пассажа», который лишь сказал, что владельцы Гриль#Factory заплатили за аренду на полгода вперед и цену выше рыночной. Все это напоминает схему отмывания денежных средств, потому что иначе это объяснить сложно.

Посетители кофейни Stories на Невском проспекте <p>Сеть кофеен Stories</p>
Посетители кофейни Stories на Невском проспекте

Сеть кофеен Stories

Сеть международных кофеен STORIES понесла значительные убытки, ведь были вложены немалые средства в ремонт, рекламу, операционные процессы в связи с открытием и закрытием заведения. Сотрудники кофейни постоянно жаловались на то, что помещение не предназначено для обслуживания людей. Например, там не было отопительной системы. Каждый месяц владельцы торгового центра получали письменное уведомление о возникших неполадках, но не реагировали на просьбы изменить ситуацию. В документах это помещение значилось, как место для кафе, но согласно САНПИНу оно подходило максимум для «еды на вынос». Руководство STORIES регулярно привлекали клининговые компании и другие ресурсы, чтобы кофейня работала полноценно и гости не чувствовали никакого дискомфорта.

11 марта кофейня прекратила свою работу. В этот же день Иван Квасов объявил об открытии сразу четырех точек в Санкт-Петербурге: в футбольном клубе на Ладожской, на Московском проспекте, на Гороховой и на Марата.

Ресторан Гриль#Factory
Ресторан Гриль#Factory

«В наших глазах такой крупный и влиятельный арендодатель, как ТЦ „Пассаж“, потерял свою репутацию. В этой ситуации все игроки оказались в проигрыше: в России процветает отмывание денег, исторически сложившиеся торговых центры теряют свое независимое лицо, городское население обманывают защитой инвестиционных проектов, в то время как ни одно кафе не застраховано от того, что их выгонят с арендованной площади. А клиенты, тем самым, не получают качественного обслуживания и вынуждены посещать штампованные, как на конвейере, рестораны, которые не имеют душевного вклада основателя и открыты только ради наживы.», — прокомментировал Иван Квасов.

Открытие кофейни Stories на Невском проспекте <p>Сеть кофеен Stories</p>
Открытие кофейни Stories на Невском проспекте

Сеть кофеен Stories

В договоре об аренде был прописан пункт о расторжении в одностороннем порядке, поэтому обжаловать дело в суде не представляется возможным. Все риски и убытки легли на плечи STORIES и Ивана Квасова.

Фотографии на кофейной пенке от Stories <p>Сеть кофеен Stories</p>
Фотографии на кофейной пенке от Stories

Сеть кофеен Stories

Бизнесмен надеется, что эта история станет полезной для начинающих стартаперов и тех, кто начинает масштабироваться на страну. Если вы планируете открывать заведение надолго и вкладывать большие средства в ремонт и продвижение, защитите себя юридически, а именно, пропишите в договоре, что арендодатель не имеет права вас выселить в одностороннем порядке. Также стоит прописать сумму аренды, чтобы владелец помещения не поднял ее или не заключил договор с тем арендатором, кто предложит больше.

1111
34 комментария

>> На сегодняшний день нет юридических инструментов, которые бы регулировали подобные случаи. Инструмент есть. Называется договор.

>> В договоре об аренде был прописан пункт о расторжении в одностороннем порядкеЭто вообще эпично. Сам такой договор подписал, а теперь на VC жаловаться пришел.

Смузи-бизнесмены блин.

20

Комментарий недоступен

1

Там возможно идёт речь о расторжении контракта в случае проблем, вроде задолжности. Но! Если проблем нет - ТЦ по суду должны будут ещё и упущенную выгоду компенсировать. В целом нахожу, что в истории много эмоций но совершенно нет юр деталей.

Доброго дня! Статья, судя по всему, явно не о юридической проблеме, а об этике и управленческих ошибках. За исключением очевидного несоответствия сданного помещения целям размещения там кафе (именно исправление этих недостатков и потребовало больших инвестиций) и традиционного перекоса во взаимоотношениях арендодателя и арендатора, эта история о том, что реальных инструментов у малого бизнеса почти нет.

Рассуждения о том, что нужно было не подписывать договор - это здорово для диванной аналитики, но никак не бьётся с желанием создавать бизнес. Как верно кто-то отметил в комментариях - при отсутствии помещения в собственности, открыться, получается, проще в лесу, хотя там будут свои сложности с ведением хозяйственной деятельности.

Итого - в сухом остатке: арендодатель очень удачно воспользовался всем, что было сделано арендатором, предположительно на это и рассчитывая. Более крупный игрок, который уже имел отношения с арендодателем, получил возможность использования раскрученного места. Добросовестно ли это? Нет. Должны ли другие игроки рынка об этом знать? Конечно! Потому что со временем предприниматели, которые формально-юридически ведут себя относительно корректно, но с точки зрения купеческой этики - нет, должны вымываться с рынка и становится нерукопожатными. Впереди у рынка ещё много лет развития - он до этого обязательно дойдёт!

Очень любила это место и дико расстроилась, когда они закрылись... Сейчас, прочитав статью и узнав причину, нахожусь в полном шоке! Считаю, что эта ситуация должна быть услышана и придана огласке...

2

Без юридических деталей предавать огласке гиблое дело.

1

Увы это дико, но никто не застрахован от таких арендодателей! Брешь в договоре, а оспорить увы не получится! Но это отлично показывает, как средний бизнес топит мелкий! Жаль..

2