(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(95436373, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(95436373, 'hit', window.location.href);

Почему предприниматели бесплатно кредитуют государство, покупая ноутбук, оборудование или машину для бизнеса

Виновники — налоговый кодекс и правила ведения бухучета. На примере производственной компании Бенедикта Перископовича объясняем, как это работает и какими способами можно уменьшить «ущерб» для бизнеса.

Пора обновиться

Бенедикт — владелец компании по производству одноразовой посуды из картона.

В начале марта технолог Макс пришел к Бенедикту с предложением: закупить новую линию для производства бумажных стаканчиков. По словам Макса новая линия позволит выпускать больше стаканчиков, с большим количеством размеров, а также работать с разными видами картона (в том числе с «эко-картоном»).

Бенедикту предложение понравилось, т.к. у него есть несколько клиентов, которые готовы у него покупать, но текущее производство не может покрыть спрос.

Осталось найти деньги на покупку.

Бенедикт смотрит в свой план доходов и расходов за 1 квартал: «Вроде идем по плану и за 1 квартал выручка будет 50 млн, а расходы 35 млн. По словам Макса он смог выбить скидку и новая линия обойдется компании в 15 млн. Как раз хватает впритык».

Отлично! Берем линию.

Компания покупает линию за 15 млн и быстро запускает производство. Бенедикт уже представляет, как с новых контрактов начинает строительство дома в Подмосковье, а жене покупает Audi Q5 и трешку в центре Уфы.

Но тут наступает апрель и бухгалтер Клеопатра Раисовна приходит с расчетом налога на прибыль.

Клеопатра Раисовна: «Бенедикт Перископович, за 1 квартал получилось доходов 50 млн, а расходов 35 млн. Налог с прибыли 20% в итоге надо будет перечислить в налоговую 3 ляма».

Бенедикт Перископович: «Какие 3 ляма? Какие 35 млн? Мы линию за 15 купили, вон, смотри, стоит, уже первую партию в 1000 стаканов сделали. Мы даже в небольшой убыток фактически за 1 квартал сработали. Покупку линии учли же в расходах?»

Клеопатра Раисовна: «Бенедикт Перископович, конечно учли. Оформили все по закону, поставили линию, как основное средство на учет и начали амортизировать с этого же месяца. По технической документации это 6 амортизационная группа с сроком полезного использования 10 лет. Теперь в течение 120* месяцев будем начислять амортизацию по 125 тыс. рублей и учитывать в расходах».

* — на самом деле 121, но мы взяли 120, чтобы цифры были красивые.

Бенедикт Перископович: «Клеопатра Раисовна, какая нахрен амортизация, мне 3 млн налога платить надо, а денег на счете нет. Причем на бизнес потратил, на развитие. Давай налог уменьшать».

Клеопатра Раисовна: «Бенедикт Перископович, но его никак законно не уменьшить. Я конечно могу нарисовать расходы, но это будет не по закону, а в случае проверки налоговая доначислит эти 3 млн, плюс еще штраф в 40% сверху начислит, а это уже 4,5 млн. У нас же все по закону должны быть, вы сами это говорили».

Бенедикт Перископович: «Ладно, оформите беспроцентный заём. Внесу 3 млн. Жена пока на старой машине покатается».

В этой ситуации Бенедикт забыл про амортизацию и особенности налогового учета, а Раиса забыла про амортизационную премию и то, что вводить деньги в бизнес лучше через процентный заём.

Как работает амортизация

Суть амортизации — стоимость оборудования постепенно распределяется на произведенную продукцию этим оборудованием.

Например, купили линию за 15 млн, которая за все время работы произведет 50 млн стаканчиков. Стоимость, которую оборудование будет распределять на 1 стаканчик — 30 копеек (15 млн / 50 млн). Если продаем стаканчик за 2,5 рубля, то 12% (30 копеек) от стоимости стаканчика забирает линия.

Как раз эти 30 копеек и будут считаться амортизацией — это вклад стоимости линии в стоимость каждого стаканчика. Такой вид амортизации используют для управленческого учета (не всегда), чтобы контролировать ресурс оборудования и корректную цену продукции.

Например, произвели 25 млн стаканчиков. Значит изначальный ресурс линии израсходован на 50%, а значит ее остаточная стоимость 7,5 млн. Остаточная стоимость линии — не означает за сколько линию можно продать. Продать линию можно хоть за 5 копеек. Остаточная стоимость показывает, сколько еще линия может произвести стаканчиков и перекинуть на эти стаканчики свои 7,5 млн стоимости.

Если же линия произведет 50 млн стаканчиков, то ее остаточная стоимость будет равна нулю. Значит ли это, что цена линии также равна нулю? Нет. В крайнем случае ее можно продать на металлолом. Нулевая остаточная стоимость показывает, что линия израсходовала положенный ресурс и полностью перенесла свою стоимость на продукцию.

При этом линию можно продолжать использовать дальше и уже в следующих стаканчиках стоимость оборудования фактически не будет учитываться.

Например, продавая стаканчик за 2,5 рубля предприниматель зарабатывал 20% — 50 копеек. А после того, как оборудование полностью перенесет свою стоимость на продукцию (произведет планируемый лимит в 50 млн стаканчиков), фактически будет зарабатывать 32% — 80 копеек. Т.к. стоимость оборудования окупили ранее произведенные 50 млн стаканчиков и теперь Бенедикт будет бесплатно использовать линию.

Вы скажите: но почему сразу нельзя 15 млн учесть в расходах, а потом помнить, что в каждом стаканчике 30 копеек составляет стоимость линии?

Фишка в том, что 15 млн, которые ушли на покупку линии не являются расходом.

Оборудование ставится на баланс компании (табличка, в которой учитываются все деньги, имущество и обязательства компании). И вместо 15 млн денег в этом балансе отражается оборудование.

Т.е. предприниматель ничего не заработал и не потерял, просто поменял агрегатное состояние денег: Бенедикт отдал поставщику 15 млн в рублях, а поставщик отдал Бенедикту оборудование стоимостью 15 млн.

Как раз из-за этого принципа и возникает эффект кредита для государства.

Почему предприниматели кредитуют государство?

Для бухгалтерского и налогового учета амортизация начисляется помесячно на основе срока полезного использования.

Например, купили линию за 15 млн и утверждаем, что линия будет работать на протяжении 120 месяцев. Поэтому 15 млн делится на 120 и выходит, что каждый месяц линия будет амортизироваться на 125 тыс. рублей. При этом неважно, сколько она произведет продукции. Если линия отработает весь свой ресурс за 1 месяц, то амортизацию также придется начислять 119 месяцев.

По налоговому кодексу необходимо амортизировать основное средство (оборудование, технику, транспорт и др. имущество, которое используется для работы компании с сроком использования более 12 месяцев) стоимостью более 100 тыс. рублей в соответствии с амортизационной группой (амортизационная группа определяет срок полезного использования основного средства).

Т.е. если вы покупаете ноутбук за 101 тыс., то вам нужно ставить его на баланс и амортизировать в течение 2-3 лет (ноутбук относится к 2 амортизационной группе). Сразу списать его в расходы нельзя по закону.

Вот здесь и возникает кредит в сторону государства, как с ноутбуком, так и в ситуации с Бенедиктом.

Бенедикт купил линию за 15 млн на всю свою прибыль, на счете пусто, а государству все равно надо будет заплатить 3 млн налога с прибыли (15 х 20% = 3 млн).

Получается так, что Бенедикт переплачивает 3 млн налога, а потом по 25 тыс. (125 х 20% = 25 тыс.) в месяц возвращает свою переплату (в течение 120 месяцев уменьшает налог на прибыль на 25 тыс). Получается беспроцентный кредит для государства.

Классный кредит получается?

Как поступать на месте Бенедикта

Нужно помнить про амортизацию

Надо помнить, что покупая основное средство, нельзя будет разом принять расходы и уменьшить налог на прибыль. Фактически придется заплатить 20% налога на прибыль с основного средства, или 15% налога УСН, если бы Бенедикт применял УСН Д-Р.

Нужно использовать амортизационную премию

Это положение отдельно закрепляется в учетной/налоговой политике компании. Амортизационная премия позволяет списать разом 10% или 30% от стоимости основного средства в расходы.

Например, если бы бухгалтер Бенедикта закрепила в учетной политике это положение, то Бенедикт заплатил 2,1 млн налога на прибыль, а не 3 млн. Бухгалтер сэкономила бы 900 тыс. рублей.

Но на амортизацию уже будет списываться не 125 тыс., а 87,5 тыс. каждый месяц (10,5 млн / 120 = 87,5 тыс.).

Договориться о лизинге

Платежи по лизингу можно относить в расходы и сразу уменьшать налог на прибыль. Например, оформили лизинг на 17 млн (например, лизингодатель заложил 2 млн в качестве своей маржи) на 3 года — 36 месяцев.

Каждый месяц потребуется перечислять 472 тыс. лизингодателю и эту же сумму можно будет отнести в расходы и уменьшить налог на прибыль.

В итоге компания переплатит за оборудование, но налоговая нагрузка распределится равномерно, как и траты. 14,5 млн незамороженных средств в линии можно будет направить на рекламу, расширение производственных площадей или просто вывести для постройки дома в Подмосковье или покупки трешки в Уфе.

Изменить линейную амортизацию на нелинейную

Не будем вдаваться в подробности расчетов. Но суть этой амортизации в том, что ~70% первоначальной стоимости основного средства можно списать за первую половину срока использования.

Если бы бухгалтерия Бенедикта применяла нелинейную амортизацию, то ~10,5 млн списались бы в расходы за 5 лет.

В случае линейной амортизации эта сумма составила бы 7,5 млн.

Разница в 3 млн выльется в 600 тыс. налога на прибыль за 5 лет. Но у такого вида амортизации есть свои недостатки и разница в 600 тыс. за 5 лет не такая уж и существенная.

Вводить деньги в бизнес через процентный заём

Почему нужно использовать процентный заём, а не беспроцентный? Потому что это просто выгоднее.

Подробно про это написали в этой статье.

Телеграм канал для предпринимателей. Рассказываем, как уменьшить налоги, защитить бизнес от ФНС и эффективно управлять бухгалтерией.

Наводим порядок в налогах и бухгалтерии и от проблем с налоговой оградим.

0
3 комментария
Alexander Sukalo

Ох, понятно.., что ситуация очень утрирована, но вам бы, касатики, ФСБУ 6/2020 почитать, как определяется срок полезной использования и прочее, а то архаизмами несёт.
И экономическая логика в постепенном перенесении стоимости ОС в себестоимость продукции есть.

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор
Ох, понятно.., что ситуация очень утрирована, но вам бы, касатики, ФСБУ 6/2020 почитать, как определяется срок полезной использования и прочее, а то архаизмами несёт.

Спасибо, мы в курсе. Читали.

И экономическая логика в постепенном перенесении стоимости ОС в себестоимость продукции есть.

Есть, мы про это написали в статье.

Ответить
Развернуть ветку
S4 Consulting
Автор

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда