Арбитраж криптовалюты: проблемы с законом

Снова с вами, команда Faceless454. Сегодня разберем очень популярную тему арбитража - законность. И посмотрим на это со стороны закона, а именно Закона № 115-ФЗ.

пример как выглядит блок на Сбербанке
пример как выглядит блок на Сбербанке

Что такое арбитраж?

Если говорить простым языком то это торговая деятельность на финансовом рынке, чаще на криптовалютном рынке, где нужно дешевле купить и дороже продать. Разница между стоимостью покупки и продажи становится чистой прибылью трейдера. По этому принципу работает арбитражная торговля.

Очень часто курс одной криптовалюты расходиться на торговых площадках. Но это расхождение всегда несущественное, а арбитражники стараются выявлять такие площадки, где разниться будет от 1% и более процента. Эту разницу они используют для заработка, создавая краткосрочные “связки” - череду сделок, влекущих им доход. Так они повторяют несколько раз в день или до тех пор пока “связка” приносит прибыль.

Для проведения таких операций необходимы банковские счета и карты, желательно в различных кредитных учреждениях, на разных лиц и даже в некоторых странах. Это необходимо для обналичивания полученного дохода, его фиксации в реальных фиатных средствах. Фактически, такая деятельность не является противозаконной, это просто поиск и использование существующих уязвимостей финансового сектора для получения прибыли, не причиняя никому реального ущерба.

В тоже время, такая деятельность может иметь преступный умысел, направленный на легализацию (отмывание) денежных средств, полученных незаконным путем. А это преследуется на территории любого государства, в том числе и в Российской Федерации. Для этого есть специальный закон.

Также у нас есть телеграмм канал (который мы начали вести совсем недавно и публикуем только качественные выжимки из сферы арбитража криптовалют)

ссылка на канал:

Закон № 115-ФЗ

Закон интересный, но представляющий опасность для большого круга лиц, так как допускает расширительное, а порой произвольное, толкование прописанных в нем норм.

Под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления (ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Кто подпадает под действие Закона?

Если вы думаете, что он вас не коснется, то ошибаетесь. Просто взгляните на его сферу действия (ст. 2 Закона № 115-ФЗ):

  • граждане Российской Федерации,
  • иностранные граждане,
  • лица без гражданства,
  • организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,
  • иностранные структуры без образования юридического лица,
  • адвокаты,
  • нотариусы,
  • лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг,
  • аудиторские организации и аудиторы,
  • государственные органы,
  • ЦБ РФ,
  • юридические лица.

Исходя из приведенного перечня, видно, что под прицелом может оказаться каждый. Для этого уполномоченным органам и кредитным организациям предоставлены полномочия по контролю за операциям перечисленных лиц.

В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ кредитная организация обязана в ходе обслуживания клиентов на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов.

Кроме того, у самих клиентов также имеется обязанность предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, которая им необходима для исполнения требований закона в части контроля за их операциями (п. 14 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Все это будет направлено на то, чтобы найти подозрительные операции.

Подозрительные операции

Подозрительные операции - это операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ст. 3 Закона № 115-ФЗ).

Определение прописано так, что сюда можно включить практически любую операцию, которая предположительно связана с преступной деятельностью. Как вы понимаете, такое предположение не обязательно должно быть истинно верным. Именно вам нужно будет доказать, что это не так.

Законом № 115-ФЗ предусмотрено, что основаниями для документального фиксирования информации о подозрительности сделок клиентов является:

- запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации: выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом № 115-ФЗ;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При этом ЦБ РФ на постоянной основе проводит работу по совершенствованию контроля за работой банков и выявлением подозрительных операций.

Еще в 2014 году Банк России направил письмо № 236-Т, в котором просил проявлять кредитные учреждения повышенное внимание к отдельным операциям клиентов и при необходимости запрашивать документы об их законности, уплате соответствующих налогов и прочее.

Кроме того, финансовым институтам также рекомендовано прописывать полномочия по контролю за операциями клиентов во внутренних документах, допуская ознакомление с ними, порой формальное.

Здесь будет первый совет для существующих и будущих арбитражников: ознакомиться при возможности с документацией кредитного учреждения о внутреннем контроле и программе его осуществления. Именно там могут быть скрыты неочевидные формы контроля, а также пункты о согласии клиента с проведением особого контроля и выполнением отдельных поручений банка.

Банки при выявлении сомнений в отношении операций своих клиентов могут реализовать право на отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, предусмотренное п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ. То есть банки при возникновении вопросов к совершаемым операциям должны их заблокировать.

В случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на указанных основаниях банк должен рассмотреть вопрос о реализации предусмотренного п. 5.2 ст. 7 Закона № 115-ФЗ права на расторжение договора банковского счета (вклада) с клиентом.

Рекомендации = Закон

В вопросах взаимодействия между банком и физическим лицом стоит уделить внимание Методическим рекомендациям о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц, утверж Банком России 06.09.2021 № 16-МР.

10 сентября 2021 года Банк России опубликовал Методические рекомендациям № 16-МР о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (далее по тексту- Методические рекомендации). В них перечислены критерии, которые позволят банкам выявлять платежные инструменты (платежные карты и электронные кошельки), используемые теневым бизнесом - незаконными онлайн-казино, организаторами финансовых пирамид, нелегальными форекс-дилерами, криптовалютными интернет-обменниками.

Особое внимание уделено операция физических лиц. Для регулятора абсолютно не важно является ли гражданин участником незаконных структур, это не помешает ему попасть под “око” контроля.

Арбитражники, как и преступный бизнес, часто используют несколько банковских инструментов. Это могут быть как друзья и близкие арбитражника, лица “по объявлению”, готовые за 5 000 рублей, отдать собственные карты, сотрудники банка или просто подставные лица. Соответственно в этой части пересекаются интересы условно легального бизнеса арбитражников криптовалюты и преступного сообщества. А значит и риск оказаться в зоне пристального внимания контролирующего органа или кредитного учреждения очень высок.

Как правило, перечисленные банковские карты используются только для “связок” - финансовых операций по вводу и выводу валюты. Какая-либо иная активность отсутствует.

Для такого чтобы выявить такие операции и инструменты используется соответствующее программное обеспечение для автоматизированной обработки данных.

В целях единого подхода и на основе полученных аналитических сведений Банк России разработал следующие критерии для банковских счетов и электронных средств платежа, оформленных на физических лиц и используемых посредством онлайн-сервисов для осуществления расчетов с другими физическими лицами:

- необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например более 10 в день, более 50 в месяц;

- необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами - физическими лицами, например более 30 операций в день;

- значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например более 100 000 руб. в день, более 1 млн руб. в месяц;

- короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);

- в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);

- в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;

- операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);

- совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адреса, цифрового отпечатка устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

Данный перечень критериев не является исчерпывающим, а значит банки могут произвольно расширять его или интерпретировать по собственному усмотрению. В этом и заключается их работа по внутреннему контролю. В зону повышенного внимания банков попадут банковские счета и электронные средства платежа, открытые на физических лиц, которые одновременно соответствуют двум и более приведенным признакам.

Вот только такие критерии подойдут и арбитражнику криптовалюты, и преступнику, и простому гражданину.

Без вины виноватый

Возможно у вас сезонная работа, которая заключается в оказании услуг неопределенному кругу граждан (к примеру, SUP-прогулки), где вам приходится получать оплату безналичным способом с карты на карту. Итак 30 раз в день, 5-7 дней в неделю. Но вы добросовестный и законопослушный гражданин, который для удобства и учета финансовых средств открыл новый счет в отдельном банке, а значит карточка у вас используется только для работы, повседневные покупки с нее не осуществляете. Попадаете ли вы под контроль? Конечно.

А что если вы проявили инициативу на работе и решили собрать денег на подарок начальнику. Вот только работает у вас 30 человек, как всегда ни у кого нет “налички”, только перевод. Еще и скидываетесь по 5 000 рублей (ну очень вы любите своего начальника). Могут ли заблокировать операции по карте в связи с подозрительными сделками? Могут.

К сожалению, данная проблема массового контроля никуда не денется и с ней может столкнуться каждый, надо только знать, что делать в таких случаях.

Спаси и сохрани

Если в вышеперечисленных ситуациях у банка и возникнут претензии к гражданину, то вероятнее всего разрешить их получится при первом контакте с банком, предоставив соответствующие пояснения о роде деятельности и о произошедших событиях.

А вот лицам, занимающимся арбитражем криптовалюты, рекомендуется:

  • вести учет всей своей торговой деятельности с сохранением транзакций, при возможности делайте скриншот для последующего подтверждения операции в банке;
  • пользуйтесь верификацией там, где это возможно. Понимаем, что криптовалюта - это анонимность и децентрализация, но речь идет о финансовых рисках, которые вы можете минимизировать, предоставив регулятору доказательства того, что вот этот аккаунт или кошелек действительно принадлежит вам. Тем более существует вероятность запроса банком соответствующих сведений у централизованных площадок. Последние стремятся не конфликтовать с регуляторами по таким пустякам, как персональные данные.
  • платите налоги, Да, в Налоговом кодексе Российской Федерации пока нет поправок о том, что крипта - это имущество. Но есть разъяснения налогового органа о том, что если вы получили доход от реализации криптовалюты, то должен быть уплачен НДФЛ. Конечно, уплата налогов, да еще и от криптовалютной деятельности, которая полноценно не урегулирована в стране, вопрос исключительно индивидуальный, но, в случае инициирования разбирательства законности вашей арбитражной деятельности это может быть доказательством чистоты ваших денежных средств.
  • исполняйте требования в установленный законом срок в полном объеме. Если у вас запросили документы по 10 операциям на сумму 1 000 000 рублей, то надо предоставить документы пл 10 операциям на 1 000 000 рублей. Никак не по 5 операциям, ни на 200 000 рублей. Нет, требование должно быть исполнено полностью и в заданный срок. Иначе возможны риски привлечения к установленной законом ответственностью.

Ответственность граждан

За неисполнение клиентом возложенной на него обязанности (при непредставлении запрашиваемых документов) Законом № 115-ФЗ предусмотрена санкция - право банка отказать в совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств (п. 11 ст. 7 Закона № 115-ФЗ).

Такая санкция предусмотрена исключительно Законом № 115-ФЗ, в то время как банк может установить иные меры ответственности в рамках гражданского законодательства при заключении договора с клиентом, в частности, комиссии, штрафы.

В 2015 году Верховный Суд Российской Федерации дал оценку правомерности таких санкций, назвав их законными, лишь в случае их соответствия Гражданскому кодексу Российской Федерации и при наличии соглашения об их применении, подписанного сторонами в письменной форме.

Но это все равно не мешает банкам проявлять недобросовестную инициативу и применять в одностороннем порядке различного рода комиссии. В большинстве случаев такие санкции противоречат закону и являются неосновательным обогащением со стороны кредитных организаций, что подтверждается судебной практикой (например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 № 09АП-27942/2021 по делу № А40-20355/2021).

Вывод

Закон № 115-ФЗ очень непростой, а когда сталкиваешься с ним на деле, да еще и в суде в борьбе за свои права и чистое имя против кредитной организации при поддержке Росфинмониторинга, то он становится очень неприятным. Такие ситуации можно и нужно минимизировать, поэтому постарались раскрыть вам наиболее важные его аспекты, дали несколько рекомендаций, исходя из собственного опыта.

В комментариях и в телеграмм канале пишите какие темы стоит разобрать.

Подписывайтесь на канал

11
Начать дискуссию