Какие инструменты есть сегодня у авторов для защиты своих прав в Интернете?

Интернет сегодня – это мощный инструмент продвижения творчества и бизнеса. Благодаря различным приемам, настройкам и технологиям авторы могут «раскручивать» себя на площадках и в поисковых системах, зарабатывать на этом деньги и создавать имидж. При этом, нарушения авторских прав встречаются в Интернете на каждом шагу. Сеть дает возможность плагиаторам анонимно выставлять контент, «переезжать» с домена на домен и другими способами избегать бана. Как защитить себя и свои права авторам? Какие возможности есть для этого? В статье ниже разбираемся вместе с Евгением Царевым, управляющим RTM Group.

Механизмы закона. Для тех, кто в Европе

В Европе в 2019 году была проведена реформа авторского права в сети Интернет, которую неоднозначно восприняли пользователи сети и участники рынка.

Был принят регулирующий Акт под длинным названием: «Директива (ЕС) № 2019/790 Европейского парламента и Совета Европейского союза об авторском праве и смежных правах на едином цифровом рынке и о внесении изменений в Директивы 96/9/ЕС и 2001/29/ЕС». Документ был принят в марте 2019 года и должен был быть интегрирован в законодательство всех стран-участниц ЕС в течение 2 лет. Например, в Германии на основе такой Директивы принят Закон об адаптации авторских прав к требованиям цифрового внутреннего рынка.

Особые споры вызвала статья 17 Директивы, которая вводит ответственность владельца интернет-платформы, если на его площадке размещен контент, нарушающий авторские права. Если происходит инцидент, любая крупная площадка должна доказать, что она предприняла все возможные меры для предотвращения нарушений. Главное – она должна использовать специальные фильтры нелегального контента (Upload Filter). Эти алгоритмы призваны в автоматическом режиме сканировать материалы, которые выкладываются в Интернет. В случае выявления копирования объектов авторского права должна происходить блокировка.

С одной стороны, такие фильтры позволяют выявлять нарушения и оперативно их предотвращать, блокируя потенциально нелегальный контент. С другой, они могут срабатывать и на материалы, которые разрешаются законом: например, на пародии или цитирование произведений. А еще алгоритм может просто дать сбой и удалить не то - относительно похожий материал. Поэтому приложение-фильтр должно быть достаточно продвинутым, что означает значительные затраты на его разработку и поддержание.

Обязательные требования к автоматической фильтрации контента устанавливаются для крупных площадок, таких как Ютуб. Если компания существует менее 3 лет и имеет доход меньше 10 млн евро, а также количество посещений до 5 миллионов человек в месяц, то ей достаточно иметь механизм обращений к нарушителям и удаления нелегального контента. Таким образом, контроль за копированием ложится на самих авторов, которые должны еще доказать свое право.

Механизмы закона. Для тех, кто в России

В нашем законодательстве нет норм, которые непосредственно обязывают интернет-площадки встраивать мониторинг нарушений авторских прав в свои алгоритмы. Но это не значит, что ресурсы могут ничего не предпринимать для защиты прав авторов.

В ГК РФ есть статья 1253.1. «Особенности ответственности информационного посредника». Если вкратце, информационный посредник - это участник Интернета, который дает возможность пользователям размещать материалы (социальные сети, форумы, сайты-агрегаторы).

Согласно п. 1 ст. 1253.1 ГК, информационные посредники несут ответственность за нарушения авторских прав на своей площадке. Однако пункты 2 и 3 той же статьи снимают с них ответственность, если они среагировали на обращение пользователя, проверили и предприняли меры к устранению и не участвовали в нарушении (не брали деньги за размещение нелегального контента).

Чтобы информационный посредник не отвечал за нарушения, нужно доказать, что он не знал и не должен был знать о нарушении. Но реагировать необходимо, если, к примеру, направлена жалоба.

Посмотрим на примеры из судебной практики:

Дело № А60-9876/2021: Истец заявил о нарушении своих авторских прав (были скопированы 3 фотографии, видео и текст поста Вконтакте), а ВК это проигнорировало. Социальная сеть Вконтакте как информационный посредник не предприняла меры при обращении правообладателя с жалобами, за что была оштрафована на 1 080 000 рублей.

Дело № А40-338270/2019: в этом деле Вконтакте уже признано «невиновным». В деле нарушались авторские права на песню в сети Вконтакте и ее сервисе Boom. Суд признал, что соцсеть и сервис – только посредники, даже если у них есть платная подписка. Платформы со своей стороны приняли меры – обратились к партнеру, предоставившему спорный контент.

Итого по нашему законодательству: если соцсеть или иная площадка прописала у себя в правилах ограничение ответственности (а крупные участники точно имеют такие), то никаких обязательств по мониторингу нарушений авторских прав она на себя не берет. Но среагировать и принять меры при обращении автора обязана. А потому получается, что поиском нарушений должны заниматься сами авторы или другие заинтересованные лица.

Как обнаружить нарушение?

Поиск «вручную»

Существует ряд программ, которые помогают без особых технических знаний и навыков найти схожие картинки или тексты. Это и Яндекс.Картинки, Google Images, TinEye и другие. Такой способ можно назвать механическим, поскольку поиск проводится по каждому материалу вручную. В случае обнаружения незаконно присвоенного контента можно направить владельцам обращение с просьбой удалить контент.

Такой способ подойдет, если контента не очень много и есть возможность регулярно проверять базы. Также этого будет достаточно, если вы не используете объекты в коммерческой деятельности и понимаете, что смысла в качественном мониторинге для вас нет. В больших масштабах такое не сработает.

Автоматизированный поиск

Сегодня уже существуют технологии, позволяющие бороться с плагиатом в Интернете. На практике можно использовать как уже имеющиеся возможности крупных интернет-площадок, так и создать собственные.

Алгоритмы крупных площадок

Youtube

У самого популярного и крупного видеохостинга существует несколько алгоритмов автоматического поиска:

  • Инструмент поиска совпадений (разовый поиск по конкретному материалу; доступен каждому, у кого Ютуб принял запрос на удаление контента);
  • Программа проверки контента (в случае частых нарушений; позволяет направлять одновременно несколько запросов);
  • Content ID (продвинутая версия для проверки больших объемов контента, например, крупных киностудий; представляет собой автоматизированный мониторинг нарушений авторских прав).

Продвинутые алгоритмы доступны только проверенным пользователям, которые могут подтвердить свои права на произведение, не злоупотребляют претензиями, и которые уже неоднократно сталкивались с нарушениями. Специалисты Ютуб проверяют аккаунты авторов, которые хотят применить алгоритмы, и дают доступ далеко не каждому. Например, такие инструменты становятся доступны участникам партнерской программы Ютуб.

Google

У Гугл существуют свои алгоритмы и правила, которые в случае частых жалоб на нарушение авторских прав понижают позиции сайта в поисковой выдаче.

ВКонтакте

Российская социальная сеть ВКонтакте сама не мониторит контент на оригинальность. ВК принимает меры непосредственно при обращении правообладателя с обоснованной жалобой. Но все же у ВК есть алгоритмы по предотвращению повторной загрузки «сплагиаченных» материалов, которые работают как система цифровых отпечатков. Специальный механизм делает «цифровой слепок» контента и не позволяет выкладывать его еще раз. Правда, это работает с ограниченным кругом материалов. В основном, с аудиозаписями и книгами.

ВКонтакте в 2019 году заключила антипиратский меморандум с представителями крупнейших издательств. Загружаемые книги проходят пре-модерацию на «чистоту прав».

Свои собственные алгоритмы

Итак, что делать тем, у кого контента не так много или он хранится на крупных ресурсах, более-менее понятно. Но как быть тем, у кого контента много и выложен он, главным образом, на своих или сторонних небольших площадках?

Нужно создавать свои решения. Например, можно попробовать написать API, то есть программный интерфейс, предназначенный для определенных задач. С его помощью как раз возможно автоматизировать процесс выявления нарушений, начиная от поиска плагиата до отправки претензий нарушителям. В ходе работы над своим решением естественным желанием будет обратиться к западным аналогам. Однако, в этой части на помощь почти не стоит расчитывать, поскольку на Западе контролировать авторское право на автоматизированном уровне – задача только крупных площадок. Это обусловлено достаточно низким уровнем плагиата на уровне малого и среднего бизнеса, а также юридически простыми механизмами взыскания компенсации в случае такого нарушения. Поэтому нужно действовать, исходя из имеющихся возможностей. Расскажем об одной из них.

В нашей стране и в СНГ чаще возникает необходимость в защите бренда, нежели объектов авторского права, но эти задачи схожи, и решать их автоматизированно можно схожими способами. Во-первых, необходимо создать некий банк с объектами авторского права, например, с изображениями. Во-вторых, для каждого из них нужно подготовить реестр ресурсов, на которых оно может быть использовано легитимно. После этого можно на периодической основе осуществлять поиск картинок по поисковым системам, и, в случае совпадения, выдавать сообщение владельцу (досудебное письмо с претензией, например).

После обнаружения плагиата

Обнаружив «кражу своего детища», сразу хочется бежать во все инстанции. Но для начала все-таки нужно попробовать урегулировать вопрос мирно. По общему правилу, необходимо составить претензию с конкретным требованием, к примеру, удалить вашу фотографию с сайта. Только если вас не услышат, можно пойти в суд и доказать, что «мирно» решить вопрос не удалось.

Если же плагиат обнаружен на каком-то конкретном ресурсе, например, на Ютубе, то стоит ознакомиться с пользовательским соглашением площадки. Такие документы размещают обязательно, но они могут носить разные названия: «правила пользования хостингом», «пользовательское соглашение» и т.д. Особое внимание нужно уделить порядку обращения с жалобой на нарушение авторских прав. Каждый сервис устанавливает свои порядки: в Ютубе правообладатель может направить требование удалить контент, или снять с него монетизацию.

Во всех случаях для принятия мер необходимо привести доказательства того, что 1) автор – это вы (договоры, исходники, акты); и 2) ваши права нарушаются (заверенные скриншоты, копии претензий, диалогов). Далее можно действовать по ситуации – обращаться к самому нарушителю, или к информационному посреднику, если это крупная площадка, как ВКонтакте или Ютуб. Они уже будут обязаны принять меры. В обратном случае, можно обращаться в суд и требовать компенсацию на сотни, а иногда и на миллионы рублей.

Евгений Царев
Управляющий RTM Group, эксперт в области IT-права и кибербезопасности. Участвует в качестве эксперта в судебных процессах по ИТ
11
Начать дискуссию