Работая в банках, я заметил, что одним из наиболее проблемных бизнес-процессов является процесс согласования форм договоров.Так как мы в Botman.one делаем не только генераторы документов, но и экспертные системы для выявления и оценки правовых рисков, то меня эта проблема интересует.Конечно же у всех есть типовые формы договоров. Это must.Но как только возникает необходимость по какой-то причине отступить от шаблонных форм, то начинаются проблемы.Например, контрагент хочет внести изменения в типовую форму. Юрист смотрит эти изменения и понимает, что они совсем не в интересах его компании. Но контрагент не хочет идти на компромисс и исключить или изменить свои правки.Обычно юрист описывает риски, связанные с изменениями типовой формы и они выносятся на кредитный банка (если речь о кредитных сделках)/ на рассмотрение руководства компании / руководство юридического департамента. Везде свой подход.Всегда ли такой подход эффективен? Члены кредитного комитета / руководство компании не всегда готовы разбираться в нюансах контрактных условий. Они больше про бизнес, чем про юриспруденцию. Но изменения в условия контракта часто невыгодны именно с бизнесовой точки зрения, а юристы не могут принимать бизнесовые решения.Можно ли предложить какой-то единый подход к проблеме согласования нетиповых условий договоров? Кто должен их согласовывать и по какому принципу? Кто должен принимать риски при внесении в типовую форму договоров изменений, которые не отвечают интересам организации и как организовать процесс рассмотрения рисков, чтобы он был эффективным?Предлагаю для начала разобрать типовую форму контракта и посмотреть есть ли в ней вариативность текста. Обычно в каждой типовой форме есть варианты. Данные варианты могут быть более предпочтительны для организации или менее предпочтительны.Вполне можно каждому условию типового договора присвоить определенное количество баллов. Чем выше количество баллов, тем выше риск этого условия.Например, для поставщика в договоре поставки: 100% предоплата - 1 балл, 50% предоплата - 2 балла, постоплата - 3 балла.Неустойка поставщика: - отсутствует - 0 баллов, - есть, но не более цены поставки - 2 балла,- есть, без ограничения - 3 балла. И так далее.Шкалу баллов и сколько какому условию присваивать баллов вы можете придумать сами. Важен сам принцип. Если в вашей организации применяется конструктор договоров, то сразу при выборе того иного иного вариативного условия в конструкторе рейтинг риска этого условия будет суммироваться с общим рейтингом риска контракта. Если конструктор документов у вас не применяется, то обращайтесь, мы сделаем в Botman.one. Аналогичным образом вы можете разобрать и условия типовых форм контрагентов вашей организации и присваивать им тоже рейтинг риска.Все это нужно конечно же делать в единой системе, администраторами которой являются юристы.Таким образом, у каждого контракта будет свой рейтинг риска.Поскольку формы договоров пересмариваются, то в данный рейтинг внутри системы нужно будет вносить изменения.Далее, нужно установить при каком рейтинге контракта решение о его заключении может принимать менеджмент, а при каком это требует решения какого-то коллегиального органа или решения руководителя более высокого ранга.Можно даже установить рейтинг, который является стоп-фактором для заключения контракта.После построения такой системы можно уже и аналитику собирать: по каким контрагентам риски по контрактам выше, по каким не так высоки и т.п. То есть, можно управлять этими рисками. Например, тем, у кого риски по контрактам ниже, делать скидки.Можно сделать даже отдельные рейтинги для бизнесовых условий и для именно юридических условий. В зависимости от значений каждого из этих рейтингов решение о заключении договора с учетом внесенных изменений в его текст может приниматься юристами или бизнес-подразделением или совместным решением или все-таки выносится на утверждение руководством.Я сделал на платформе Botman.one прототип такой системы, которая присваивает балл условиям контракта и выводит общий рейтинг контракта с построением графической диаграммы: ссылка.Естественно, что эта система может эффективнее работать вместе с генератором документов. Если вам близок такой подход, то давайте сделаем такую систему для вашей компании.