Юридический аудит бизнеса. Риск менеджмент

Кому и для чего? Плюсы и минусы.

Сегодня будет не типичный обзор конкретных правоотношений, а скорее статья – рекомендация, исходящая из многолетней практики. Рекомендую дочитать до конца, там есть кое – что интересное!

Слишком часто к нам, юристам, обращаются с проблемами, появление которых гораздо легче предотвратить, чем устранить без последствий, когда они перешли в активную фазу.

Собственники и руководители бизнеса, не привыкли обращаться к юристам пока не «прижмет» или «петух не клюнет». Это на самом деле само по себе большая проблема. Прежде всего это вызвано в принципе правовым нигилизмом нашего общества, скрытностью и многими другими факторами, но речь не об этом.

На, западе, ближнем востоке при ведении бизнеса без консультации с юристом, без просчета правовых рисков не принимаются никакие решения, а тем более не совершаются действия.

Средний и мелкий бизнес привлекают юристов на аутсорс, с предусмотренным заранее количеством часов, звонков, личных встреч. Бизнес по – крупнее имеет юристов в штате, при чем, несколько юристов разного профиля, стандартный набор — это корпоративный юрист, риск менеджер, и юрист по взаимоотношениям с государством (GR), и часто привлекают юристов со стороны на аутсорсе, для взгляда «со стороны».

В нашей стране считается лишней тратой денег иметь юриста на постоянной основе. Хотя по итогу, консультации с юристом позволят сэкономить гораздо больше, избежать лишних трат в последствии.

Как строить взаимоотношения с юристами?

Прежде всего, необходимо провести правовой аудит деятельности вашего бизнеса, выявить риски, самые больные точки, стандартизировать процессы (например, документооборот, процедуры взаимоотношений с контрагентами и проч.). Аудит необходимо проводить регулярно, периодичность определить совместно.

Далее, желательно привлечь юриста на постоянной основе.

Самое простое и экономное решение для некрупного бизнеса это юридический аутсорс. Что должны обязательно содержать условия соглашения?

Это предусмотренное заранее количество оплачиваемых рабочих часов - в среднем на одно небольшое предприятие достаточно плюс -минус 12 рабочих часов в месяц; предварительно оговоренное количество документов, которые разработает юрист (это все индивидуально, может быть договоры, письма, приказы); количество документов на правовой анализ (например, уже имеющихся шаблонов), количество очных встреч, звонков и тп.

Какие задачи должен решать юрист для среднего и малого бизнеса?

Прежде всего, это сопровождение текущей деятельности, стабильной работы предприятия.

Во- вторых, это риск менеджмент. Это контроль выявленных в ходе аудита и анализа работы предприятия «рисковых точек», то есть деятельности, которая может привести к негативным правовым последствиям. Отдельный процесс – выявление и контроль новых рисков. Зачастую, предприниматели и руководители не реагируют на предупреждения о негативных последствиях, но как минимум они должны быть предупреждены, и принимать решения с учетом всех возможных факторов и последствий.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на наш Телеграм канал "Ты же юрист!", много ответов на самые частые вопросы.

55
2 комментария

"Собственники и руководители бизнеса, не привыкли обращаться к юристам пока не «прижмет» или «петух не клюнет». Это на самом деле само по себе большая проблема"скажем люди априори привыкли все делать как следует ,когда возникает проблема ,возможно это по не знанию ,а возможно и по нежеланию

2
Ответить

часто приходим в обсуждениях к этой проблеме, пытаемся определить причины, пока напрашивается вывод об общем правовом нигилизме...

Ответить