Домен и товарный знак: нужно ли регистрировать адрес сайта в Роспатенте?
Данил из Череповца открывает свое агентство по организации детских праздников. Например, это будет агентство "Искра". Конечно, ему нужен сайт, и он покупает свободный домен iskra-prazdnik.ru
Данил запускает бизнес и быстро наращивает базу клиентов.
А через год появляется Игорь - владелец товарного знака "Искра". Под этим названием он проводит свадьбы в Хабаровске.
Данил нарушил права Игоря и теперь должен убрать слово “Искра” отовсюду, в том числе и из домена. То есть адрес сайта надо менять.
А еще Игорь просит денег. И это законно, ведь его права были нарушены.
Так случается, когда доменное имя совпадает с уже зарегистрированным товарным знаком.
В чем разница между доменным именем и товарным знаком?
Домен - это тоже своего рода средство индивидуализации. С его помощью аудитория запоминает и узнает компанию в интернете. Но между ним и зарегистрированным брендом есть принципиальная разница:
Товарный знак выполняет защитную функцию и охраняет права своего владельца. Доменное имя помогает идентифицировать компанию в интернете. И все. Регистрация домена не приравнивается к государственной. Поэтому закон в спорах чаще встает на сторону правообладателей брендов.
Единственный способ защитить адрес сайта - зарегистрировать его как товарный знак.
Особенности регистрации доменного имени в Роспатенте
Никакой разницы нет. Процесс регистрации бренда и адреса сайта проходит по одной схеме:
- подбор классов МКТУ;
- проверка наименования;
- оформление и подача заявки в ведомство;
- оплата первой части госпошлин;
- экспертиза обозначения;
- если экспертиза прошла успешно - оплата второй части госпошлин;
- получение свидетельства о регистрации.
Единственный момент - части .ru, .org, .com и им подобные будут вынесены из под охраны, так как они не могут принадлежать кому-то одному.
Какие преимущества есть у доменов, прошедших регистрацию?
После оформления в Роспатенте доменное имя становится охраняемым в соответствии с нормами Гражданского кодекса. Это дает возможность:
- находить и блокировать сайты с аналогичными названиями;
- блокировать всплывающую рекламу сайтов-конкурентов;
- не доказывать постоянно свои права на использование домена.
А если наименование будет использовано в коммерческих целях без разрешения, вы сможете потребовать прекратить работу конкурента и возместить ущерб. (ст. 1515 ГК РФ)
ЗАО “Петербургский тракторный завод” подал в суд на ООО “Запчасть трейд”. Компания использовала сайт https://kirovets.ru, тогда как “Кировец” - товарный знак “Петербургского тракторного завода”.
Хоть домен и появился раньше товарного знака, суд принял сторону правообладателя. “Запчасть трейд” пришлось заблокировать сайт и выплатить заводу компенсацию.
Минусы смены доменного имени
Если права владельца товарного знака доказаны, остается только покинуть домен. Сайт придется перенести на другой адрес.
Переезд отразится на SEO-продвижении. На работу с SEO уходят годы и огромные материальные ресурсы, сайт может годами нарабатывать репутацию и уровень надежности.
При переезде сайт может потерять позиции в выдаче и бесплатный трафик. Работу над оптимизацией придется начинать заново.
Что делать, если не успели зарегистрировать доменное имя в Роспатенте?
Быть готовым защищать его.
Споры между компаниями и владельцами доменов могут длиться долго. В интересах обеих сторон прийти к соглашению. Суд - крайняя мера.
Мирный путь - заключение лицензионного договора. Если домен невозможно заменить без потерь, его владелец может предложить правообладателю использовать бренд за вознаграждение. Так одна сторона сможет сохранить название сайта, а вторая - получит дополнительную прибыль.
Если решить спор мирно не получилось, делом будет заниматься Суд по интеллектуальным правам. На чью сторону он встанет - неизвестно.
Чтобы избежать конфликтных ситуаций, проверяйте доменные имена до начала использования.
Еще один рабочий вариант - выбрать общеупотребимое выражение в качестве домена. К примеру, “модная обувь”, “домашняя еда”, “доступные запчасти”. Подобные сочетания не могут принадлежать единственному правообладателю. Роспатент их не регистрирует.
Если вы только планируете запускать бизнес в интернете, позаботьтесь о его безопасности заранее:
- убедитесь, что название свободно;
- подберите классы МКТУ с учетом возможного развития бизнеса;
- подайте заявку на его регистрацию в Роспатент.
Это спасет вас от потери сайта, штрафов и нападок конкурентов.
А кто будет находить и блокировать тех, кто ваше имя использует? Вы сами или кто-то другой?
Всегда эта формулировка не понятна была
Некоторые предприниматели занимаются этим самостоятельно, а некоторые - обращаются к специалистам. У нас, к примеру, такая услуга есть.
Если сомневаетесь, что справитесь сами - лучше обратиться к юристу. Он поможет со сбором документов, напишет претензию нарушителю и сориентирует по дальнейшим действиям.
Отличная статья, спасибо, что помогаете разобраться! А вот интересен такой кейс: есть ТЗ на aerostretching, а есть просто сайт из слова stretching (скажем, stretching.studio или ru, или com, как угодно). При этом само слово stretching является общеупотребимым, вот в таком случае могут каким-то образом обладатели ТЗ пожаловаться на сайт, который содержит ключевое слово? Выходит, что почти на всю индустрию? И вообще разве могли выдать ТЗ на aerostretching, если это обычное слово, обозначающее вид упражнений?
Добрый день, Екатерина!
Интересный случай)
Слово "aerostretching" - действительно существующий товарный знак - https://www1.fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUTM&rn=1895&DocNumber=634772 Название описательное. Вероятно, на момент подачи заявки дисциплина еще не была повсеместно распространена, и знак получил зеленый свет от Роспатента.
Правообладатель товарного знака "aerostretching" не может запретить использовать слово "stretching", так как оно не охраняется и указывает на конкретный вид тренировок.
Здравствуйте! Получается, если компания зарегистрировала ТЗ, то это не является страховкой от использования имени на просторах интернета , в частности в доменном имени?
Страховкой от всего - не является, конечно. Бренд дает монополию на использование в коммерческих целях в выбранных видах деятельности.
Сколько по времени занимает регистрация ТЗ?