Как потерять бизнес из-за доверия партнерам, и причем тут товарный знак и лицензионный договор

Эта история – одна из многих, но для меня довольно личная. Ирина – сотрудница патентного бюро, пришла к нам работать как раз после событий, которые описываются в этой статье.
Ирина дважды потеряла успешный бизнес. Всему виной безоговорочное доверие к партнерам и непонимание, почему важно оформлять права на собственный бренд.

Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро "Железно"

– Ирина, расскажи, как ты пришла в бизнес?

– Я решила открыть ИП в конце 2017 года. Супруг поставлял ткани для мебельных производств. С одним из его партнеров мы прекрасно общались, можно сказать, что дружили. Назовем его Алексей. Тут без настоящих имен, этот человек по-прежнему ведет бизнес.

Алексей делал диваны. Производство небольшое, зато продукция - на совесть. Однажды мы разговаривали по телефону и просто поняли, что должны работать вместе.

Как вы договорились о совместном проекте?

– Сначала я предложила название. До этого Алексей работал как ИП - под своей фамилией. Бренд был создан буквально на коленке.

Потом накидала бизнес-план. Договорились, что партнер будет работать в своем городе, а я - в Кирове. Так мы оба получали прибыль и не конкурировали.

Я была уверена в успехе. Что может пойти не так, когда бизнес-партнер - твой друг и надежный человек?

Полтора года все действительно шло хорошо. Люди покупали диваны для себя, для офисов, рекомендовали друзьям и знакомым. Продажи росли. Мы с Алексеем жили душа в душу, если можно так сказать.

– А что произошло потом? Как ты поняла, что бизнес под угрозой?

– Сейчас расскажу. За это время я успела плотно заняться продвижением своего магазина. Удвоила торговую площадь, заказала новые подиумы и стеллажи. Хотела разнообразить интерьер магазина. На все это потребовались дополнительные средства. Пришлось взять кредит - полтора миллиона рублей.
Был задел на открытие еще одного магазина. Алексей знал об этих планах и поддерживал.

Буквально через несколько недель ко мне подошел управляющий торгового центра с интересной новостью - мой партнер хочет открыть салон прямо напротив моего. На том же этаже. И продавать он планирует диваны под нашим общим брендом.

И сюрприз-сюрприз! Алексей зарегистрировал название на себя. Теперь это его товарный знак, а я не имею права его использовать.

– Помнишь свою первую реакцию на это?

– Я сначала подумала, что это ошибка. Попыталась позвонить Алексею, но он перестал отвечать на звонки. На производстве трубку брал один и тот же менеджер и говорил: “Ничего не знаю. Руководителя нет на месте. Когда будет - не в курсе."

Мне даже в голову не могло прийти, что название нужно зарегистрировать. Что между нами должен быть какой-то договор на его использование. Мы были не просто партнерами. Мы были друзьями!

Киров - небольшой город. Здесь в каждом подвале какое-то мелкое производство. Кому нужны эти товарные знаки? Все прекрасно работают без них. Сейчас я понимаю, как сильно просчиталась.

Что происходило с твоим магазином дальше?

– У меня не было прав на название, которое я сама же придумала. По закону оно принадлежало моему партнеру. Бывшему партнеру.

Действовала быстро. Бизнес было уже не спасти. Пришлось все экстренно ликвидировать. Каждый день существования моего магазина был противозаконным.

В наличии оставалось около сорока диванов. Все маркированные. Часть удалось распродать среди знакомых по сниженной цене. Часть - просто раздали.

Как потерять бизнес из-за доверия партнерам, и причем тут товарный знак и лицензионный договор

– После этого ты закрыла бизнес?

– Нет! Я оборвала все контакты с Алексеем, но работать не перестала. Площадь в ТЦ была арендована на длительный срок. К тому же, оставался кредит, который нужно было чем-то выплачивать. Я сменила вывеску на банальную “Мебель” и начала искать альтернативу диванам. Ей стали шкафы.

– Почему именно шкафы?

Заниматься диванами мне уже не хотелось. А шкафы я приметила, когда заказывала оформление для магазина - их производила та же фирма. Очень подкупило, что конструкция была запатентована. Патент - надежно звучит.

Мы договорились, что я буду эксклюзивным представителем в Кирове - сама фирма находилась в Казани. Позднее у меня с их согласия появились еще пять филиалов - в Сыктывкаре и Перми.

Торговля шла хорошо до коронавируса. 26 марта 2020 года в городе объявили карантин. Это практически полностью парализовало работу магазина - ТЦ был закрыт. Оборотов не хватало. Пришлось снова брать кредит, хотя я еще не выплатила предыдущий. Но мы выплыли. Спасали онлайн-продажи. Люди покупали мебель с условием, что заберут ее потом.

– На каких условиях ты сотрудничала с фабрикой?

– Фабрика производила партию товара, я забирала ее за полцены, а остаток вносила в течение месяца. По такой схеме мы работали практически два года. Но потом условия неожиданно изменились - фабрика перестала отгружать мебель без полной оплаты. Часто затягивались сроки.

Однажды под закрытие в магазин зашла клиентка с жалобой: “Ваши шкафы скрипят!”. Такого не могло быть. Мы вызвали мастера, и оказалось, что шкаф не наш! Точно такой же, но не наш.

– Чей это был шкаф?

– Фабрика, с которой мы сотрудничали, подписала лицензионный договор об использовании патента с маленькой кировской компанией. Они и выпускали скрипящие шкафы. Пусть с нарушениями технологии, зато дешевле. И люди, конечно, шли к ним!

– А как партнер объяснил ситуацию?

– У нас с фабрикой был заключен обычный договор купли-продажи. Я продавала уже готовые шкафы. А у конкурентов были права на использование патента по лицензионному договору. Они самостоятельно производили и собирали конструкции.

В конце концов везде, где были мои магазины, открылись фирменные салоны фабрики. Практически напротив. Никто не присылал претензий, не угрожал штрафами. Покупатели просто не шли ко мне, когда видели точно такой же товар от производителя и без наценки.

Продажи падали, мне пришлось закрыть все филиалы один за другим.

И тут я решила, что пора заканчивать. У меня не осталось никаких ресурсов. Только небольшой запас товара и огромные кредиты, которые нужно было как-то гасить. Из-за резкого падения прибыли я не смогла выплачивать их нормально. Устроиться на работу тоже получилось не сразу. А ИП отвечает за все собственным имуществом. Очень скоро мной заинтересовались приставы. Сейчас я сужусь за собственную квартиру. Если проиграю - ее отнимут в счет уплаты долга.

– Ирина, это очень грустная история.
Сейчас ты сама занимаешься интеллектуальной собственностью. Как оцениваешь все произошедшее с этой позиции?

– Теперь я понимаю, что просто развивала чужие бренды в течение нескольких лет. С моей стороны было глупо и безответственно так пренебрегать безопасностью бизнеса. Но я поняла это слишком поздно. Никакие хорошие отношения с партнерами не гарантируют, что все будет честно. Если есть хоть малейшая возможность защитить себя и бизнес - нужно сделать это и не откладывать. Не бывает никаких потом. Когда приходят проблемы - уже поздно что-то предпринимать.

Мой бизнес мог бы процветать. Но вместо этого я работаю в найме и возвращаю долги. А нужно было только зарегистрировать товарный знак – в первом случае и заключить лицензионный договор – во втором.

___________________________________________________________________________________

Такие истории я вижу практически каждый день. Интеллектуальная собственность и ее защита – не первоочередная задача для предпринимателя. Всегда есть что-то важнее: наладить сбыт, организовать доставку, закупить расходники и так далее.

Но когда бизнес становится успешным, рядом появляются те, кто хочет на этом нажиться. И никакие моральные принципы, устные договоренности и приятельские отношения уже не имеют значения. Обезопасьте свой бизнес – зарегистрируйте свой товарный знак.

5656
3 комментария

"Не верь словам"
Обставляйся бумагой с избытком.

5
Ответить

Так и есть. Нет никаких гарантий, пока нет подписанных бумаг.

1
Ответить

Ситуация в оптовой торговле продуктами питания аналогичная, как только дистрибьютор раскрутит какого-то производителя на своей территории, те сразу лезут туда с открытием своих складов или грузят напрямую через логистов. Никакой морали в нашем бизнесе. Поэтому многие крупные торговые компании сразу стараются работать со своими СТМ, чем раскручивать очередных колхозников.

Ответить