Как проверить условия лицензии стора при покупке ассетов?

Наборы UI, 3D модели и другие ассеты часто приобретают в сторах при создании игр, видео и музыки. При покупке ассета на площадке пользователь соглашается с условиями лицензии, на которых предоставляется объект.

Как проверить условия лицензии стора при покупке ассетов?

Даже если площадка предоставляет ассеты бесплатно, на них всё равно могут действовать ограничения по лицензии. Например, ассеты на Open Game Art бесплатные, но распространяются на условиях лицензий Creative Commons. Так, лицензии Creative Commons с обозначением CC-BY обязывают при включении ассета в проект указать автора, название работы, дисклеймер и ссылку на исходный материал. Отсутствие этих данных приводит к нарушению лицензии. Если отсутствие данных будет выявлено, лицензия автоматически прекратится.

Поэтому стоит заранее проверять условия лицензий для ассетов. Давайте рассмотрим, на какие основные моменты нужно обратить внимание.

Разрешает ли лицензия коммерческое использование

Если ассет нужен для проекта, который будет приносить доход, нужно выбирать лицензии, которые разрешают коммерческое использование. Обычно их легко найти в тексте лицензии по фразе «commercial use».

Противоположный вариант – лицензия, которая разрешает использовать ассет только в некоммерческих целях. Например, в новостях или в документальных фильмах. Часто такая лицензия называется «Editorial license».

Может быть такая ситуация, что сейчас проект полностью бесплатный, но в планах введение монетизации. Тогда нужна лицензия, которая разрешает коммерческое использование. Иначе легально использовать ассет со старта монетизации проекта будет невозможно.

На кого распространяется купленная вами лицензия

Часто в лицензиях есть 2 варианта:

  • либо ассет можно использовать только в пределах компании, которая его купила («Single Entity license»),

  • либо кроме использования в пределах компании его можно передавать вашим аффилированным лицам и подрядчикам, которые работают над проектом («Multi Entity license»).

То есть, если для работы над проектом нанимаются сторонние студии или аутсорсеры, и они имеют доступ к ассету, правильно будет купить Multi Entity лицензию.

Кроме этого бывает ограничение по количеству рабочих мест, куда можно будет установить ассет. Показатель чаще всего обозначается как «seat». От количества будет зависеть стоимость лицензии. В одно рабочее место могут входить 1 или 2 компьютера в зависимости от условий площадки. Если потом доступ к ассету будет нужен на дополнительных компьютерах, необходимо доплатить за расширение объема лицензии.

Что можно делать с ассетом

В большинстве случаев купленный ассет можно свободно использовать в составе проекта. Ассеты можно дорабатывать и видоизменять, но при этом все внесенные изменения – сфера ответственности того, кто их внес. Поэтому изменения не должны нарушать чужие права, оскорблять других людей, пропагандировать незаконную деятельность и так далее. Например, если куплена 3D модель здания, а затем на стены здания добавлены призывы к терроризму – это будет нарушениемне со стороны изначального автора ассета, а со стороны того, кто ассет доработал.

Что нельзя делать с ассетом

Большинство крупных площадок запрещает:

  • перепродавать или дарить ассеты;

  • использовать ассет как основной элемент проекта без существенных изменений. Например, нельзя добавить к купленной музыке двухсекундное интро и продавать это как свой трек. Или распечатать 3D модель без изменений и продавать её как свой продукт;
  • заявлять о своем авторстве купленного ассета;
  • давать возможность сохранить ассет отдельно из проекта;
  • использовать ассет в незаконных целях или с нарушением чужих прав;
  • иначе нарушать условия лицензии. Например, использовать в коммерческом проекте ассет, лицензия которого не разрешает коммерческое использование.

У разных площадок могут быть дополнительные запреты. Например, Sketchfab запрещает использовать ассеты в рекламе алкоголя и табака. У Unreal Engine Marketplace есть запрет на использование ассетов в качестве входных данных для систем генеративного ИИ, если это не разрешено отдельно. Там же у некоторых ассетов есть отметка «UE-Only Content» – это значит, что ассет можно использовать только в проектах на основе Unreal Engine.

Срок и территория лицензии

В большинстве случаев лицензия дается на территорию всего мира и бессрочно («worldwide and perpetual license»). Но могут быть исключения, поэтому лучше проверять это отдельно.

Стоимость лицензии

Стандартное условие – за ассет оплачивается фиксированная стоимость при покупке, без выплаты роялти. И обычно площадки устанавливают ограничение на возврат средств – это можно сделать только в течение определенного времени после покупки.

Совместимость лицензии на ассет с другими лицензиями

Некоторые компоненты ассетов, особенно код, могут контролироваться условиями open-source лицензий. В таком случае нужно учитывать не только условия лицензии самого ассета, но и нужных open-source лицензий.

Площадка дополнительно может запретить использование ассетов с «вирусными» open-source лицензиями. «Вирусные» лицензии требуют, чтобы весь проект, куда они входят, распространялся на условиях этой лицензии. Например, GPLи CC BY-SA лицензии.

Кто владеет правами на ассет и кто отвечает за нарушения

Площадка, где куплен ассет, обычно действует как посредник и не обладает правами на объекты.

Автором купленного ассета остается тот, кто его создал. То есть, если лицензия не предусматривает анонимное использование ассета, необходимо включить в проект информацию об авторстве.

Все авторские права на доработки, сделанные после покупки, принадлежат тому, кто их сделал.

Если обнаружится, что ассет нарушает чужие права или законодательство, автор доработок и изначальный автор должны отвечать в пределах своего вклада в ассет. Некоторые площадки снимают с автора эту ответственность и переносят её на покупателя лицензии. Например, в лицензии Sketchfab указано, что ассет предоставляется на условиях «as is», и если после покупки возникнут претензии от третьих лиц, то покупатель лицензии разбирается с ними самостоятельно.

Поэтому рекомендуем перед покупкой критически оценивать ассеты, и не покупать те, в правомерности которых есть сомнения.

Какая ответственность при нарушении условий лицензии

Если автор ассета обнаружит, что объект используется за пределами лицензии, или не был куплен, то он может:

  • направить претензию. В ней он может как потребовать прекращения использования ассета, так и выплаты компенсации (или и то, и другое);

  • написать напрямую на площадку размещения проекта и потребовать его удалить из-за нарушения авторских прав. В таком случае нужно предоставлять площадке доказательства, что всё было законно.

Главная юридическая рекомендация: лучше всего читать условия лицензии целиком, чтобы не упустить важные детали. Проверка лицензии перед покупкой ассета поможет избежать проблем и снизить риски потери денег и времени.

Автор: Ирина Гущина, юрист практики по сопровождению IP&IT сделок компании Semenov&Pevzner

11
Начать дискуссию