Правовая стратегия компании и как с ней связано устойчивое развитие?

Сейчас читаю книгу про то, как выстривался мировой бренд Coca-Cola. В ней много стратегически интересных моментов и управленческих наблюдений, не зря один из ее авторов – CEO Кока-Колы. Но мое внимание привлекла мысль из последней главы: «Корпорации ничем не отличаются от других организмов: им нужно действовать, исходя из интересов устойчивого развития, если они хотят существовать дальше. Coca-Cola работает на рынке 125 лет. Если компания хочет просуществовать еще 125 лет, ей нужно придерживаться бизнес-стратегии, устойчивой в долгосрочной перспективе».

Правовая стратегия компании и как с ней связано устойчивое развитие?

Те, кто занимаются сферой ESG, увидят здесь тесную связь со своим направлением. Но я подумала немного о другом. Долгосрочная бизнес-стратегия компании – в принципе понятие известное, понятное, и ее необходимость почти никем не оспаривается (за исключением, наверное, уж совсем малого бизнеса, которые живет «здесь и сейчас» и не задумывается о далеком будущем, хоть и тут найдутся исключения). Но так ли ценится выстраивание правовой стратегии на годы вперед? В идеальной картине мира правовая стратегия - это, конечно же, часть бизнес-стратегии. Но не всегда ей уделяется должное внимание. Думаю, поэтому о ней мало кто говорит и выделяет ее как самостоятельный элемент.

К примеру, нередко клиенту срочно нужен договор, т.к. все горит и даже уже сгорело. Причем, как показывает практика, в абсолютном большинстве случаев такой «быстрый» договор должен закрыть смыслообразующие процессы в бизнесе клиента, и в случае его недостаточной проработки вся деятельность клиента может оказаться под ударом. И здесь происходит неизбежное столкновение запроса бизнеса на скорость и необходимости выработки правовой стратегии, что требует времени. Конечно, чем масштабнее бизнес, тем более сглаженно выглядит это противоречие. Но можно ли сэкономить время на стратегическом планировании и сначала потушить пожар, и чуть позже закрыть все риски с ним связанные? Я думаю, у каждого юриста есть свой ответ на этот вопрос.

На мой же взгляд, к вершине юридического мастерства эксперт приближается тогда, когда в рамках самой первой работы с клиентом он может, считав истинный запрос клиента, разработать такой договор или выдать такую рекомендацию, которые будут служить клиенту и тогда, когда его бизнес вырастет в 50 или 100 раз и за это время многие процессы поменяются не единожды. Договор я сейчас привожу лишь как самый первый простой уровень, на котором прослеживается проблема долгосрочного планирования. Намного интереснее выстраивать правовые стратегии работы внутри корпорации, а лучше - холдинга!) Но об это как-нибудь попозже напишу.

P.S. И это не означает то, что однажды разработанные договоры или выданные клиенту рекомендации не нужно актуализировать с учетом трендов судебной практики и тем более изменений закона. Юрист всегда должен «держать руку на пульсе».

Начать дискуссию