Промышленные образцы сегодня: перспективы и решения

Новые законодательные ограничения привели к уходу многих производителей с российского рынка. На их место пришел низкокачественный контрафакт. Вопрос защиты российского производства встал особо остро: контрафактная продукция способна вытеснить товар любого производителя за счёт своего количества и низкой стоимости.

Одним из способов защиты является регистрация интеллектуальной собственности, например, товарных знаков. Регистрация обеспечивает приоритет в использовании созданного продукта.

В статье мы расскажем, что важно знать о регистрации интеллектуальных прав производителям и франчайзи, а также поделимся опытом по увеличению эффективности защиты.

Промышленные образцы сегодня: перспективы и решения

Что нужно знать производителю о регистрации объектов интеллектуальной собственности?

Чаще всего понятие «бренд» воспринимается как название, изображение или логотип, с которым ассоциируется товар или его производитель. Проверенный бренд является «маяком», который притягивает внимание покупателя. Он способен предопределить его выбор, так как является залогом качества товара или его престижа. Нужно отметить, что привлекать внимание покупателя может не только название или логотип, но и внешний дизайн продукции или торговой точки.

Дизайн можно защитить с помощью регистрации такого объекта интеллектуальной собственности как промышленный образец. После регистрации промышленного образца копирование внешнего дизайна будет запрещено, что важно для производителей. Последние вкладывают в свой товар гораздо больше, чем любой продавец, а значит, и появление контрафакта на рынке несёт для них куда большие рисков.

По своей правовой природе промышленный образец имеет ряд преимуществ перед товарными знаками. Например, с помощью регистрации промышленного образца можно защитить дизайн не только самого товара, но и иных объектов, связанных с предпринимательской деятельностью. Примерами могут служить дизайн вывесок, рекламных объектов или торговых точек.

На практике пренебрежение регистрацией промышленных образцов может дорого стоить производителю. Некоторые ограничиваются регистрацией товарного знака. В этом случае недобросовестный конкурент может зарегистрировать схожий дизайн товара, вывесок или торговых точек в качестве промышленного образца. Это даёт недобросовестному конкуренту право требовать запрета производителю на использование зарегистрированного промышленного образца и выплаты компенсации за нарушение прав. Явление получило название «патентного троллинга» и встречается довольно часто.

Подобная ситуация грозит полной остановкой производства и колоссальными убытками. Для тех, кто вложил миллионы в раскрутку и запуск производства, такая перспектива недопустима. Как показывает практика такие случаи проще предотвращать нежели разрешить в суде. Сделать это можно путём регистрации промышленного образца, что позволит усилить защиту бренда.

Проще убрать с продукции товарный знак, чем изменить дизайн самой продукции: для этого нужно гораздо больше затрат. Следовательно, регистрация промышленного образца имеет ряд преимуществ.

Производители контрафактной продукции ищут и находят способы избежать ответственности. Например, отделяя товарный знак от продукции при его ввозе через границу. Так, в момент ввоза, нарушение прав на товарный знак не образуется, но при этом товарный знак может быть нанесён на продукцию уже после пересечения границы. Мы видим, что регистрация товарного знака в этом случае не обеспечила защиту от ввоза контрафакта. Регистрация дизайна товара в качестве промышленного образца, в свою очередь, позволяет требовать изъятия товара на границе. С точки зрения закона он будет считаться контрафактным уже при пересечении границы.

После ввоза товара через границу риски остаются. Например, правообладатель бренда узнаваемых аудиосистем «JBL» столкнулся с тем, что продавцы начали снимать с контрафактных колонок шильдики с товарным знаком, чтобы перепродавать товар отдельно от шильдиков. Говорить о нарушении прав на товарный знак в данном случае нельзя. При этом товар, копирующий продукцию правообладателя, продаётся, что способствует нарушению права компании-правообладателя и несёт очевидные риски.

Чужой товарный знак может быть наклеен на товар или его упаковку в любой момент, поэтому также важно пресечь каналы поставки и возможность распространения самого товара. Это позволит исключить возможность нарушения.

Оборот товара, копирующего дизайн продукции, несёт правообладателю убытки: в глазах потребителя дизайн товара ассоциируется с правообладателем не меньше, чем сам товарный знак. Возвращаясь к нашему примеру, защитить интересы производителя «JBL» позволила именно регистрация промышленных образцов. Распространение контрафактного товара было пресечено не только после нанесения на него товарного знака, но и до этого.

Предоставление франшиз – прекрасный способ расширить бизнес, но как обстоят дела с интеллектуальной собственностью?

По договору франчайзинга владелец передаёт пользователю право на использование ряда объектов для обеспечения предпринимательской деятельности. Это могут быть права на использование, например, товарных знаков или ноу-хау. В этот комплекс часто входит дизайн интерьеров и торговых точек.

Недобросовестные партнёры, получив доступ к франшизе, могут скопировать её после прекращения сотрудничества с владельцем франшизы. В этой ситуации сходные с товарными знаками обозначения могут быть удалены по решению суда. Однако общий дизайн предприятий и продукции в свою очередь может быть сохранён. Это позволит нарушителю зарабатывать на чужой известности. Так, например, судом рассматривается спор о копировании дизайна крупной и известной сети быстрого питания «Помпончик» (дело №А53-36/2022). В рамках данного дела владелец франшизы столкнулся с тем, что недобросовестный пользователь после окончания договора решил копировать дизайн его торговых точек.

Регистрация дизайна интерьера или торговой точки в качестве промышленного образца поможет избежать таких проблем. Это позволит владельцу франшизы защитить свой бизнес от копирования.

Решение о регистрации принято. Что необходимо учесть?

Регистрация промышленных образцов требует участия патентного поверенного. Обращаясь за подобной услугой, стоит сделать выбор в пользу компании с практикой по судебной защите. Практический опыт защиты промышленных образцов на этапе суда помогает понять, на что стоит обратить особое внимание при самой регистрации.

На момент начала защиты прав компании «JBL» на промышленные образцы судебная практика была малочисленна и неоднозначна. Суд по интеллектуальным правам указывал, что для установления факта нарушения необходимо мнение информированного потребителя, которым является эксперт. Отсутствие сформированной судебной практики несло риски, но давало возможность повлиять на механизмы защиты в будущем.

Нам удалось воспользоваться этой возможностью. Суд по интеллектуальным правам поддержал наши доводы и указал, что вопрос о нарушении =исключительных прав на промышленные образцы может быть разрешён судом с позиции рядового потребителя. С помощью формирования благоприятной практики были снижены издержки правообладателей: факт нарушения может быть установлен без несения расходов на патентоведческую экспертизу.

И истец, и ответчик могут высказать мнение о наличии или отсутствии нарушения прав на промышленные образцы. Однако, это не означает, что истец или ответчик смогут опираться исключительно на своё мнение.

Существуют правила регистрации промышленных образцов. От знания правил и их правильного толкования зависит успех или поражение стороны спора.

По закону нарушение исключительных прав на промышленные образцы связано с выявлением совокупности его существенных, либо тождественных признаков и последующим их выявлением в спорном товаре. В этом заключается существенный риск для тех, кто самостоятельно защищает свои права в суде. Нарушение методики выявления и описания существенных признаков может стать причиной отмены судебного акта.

Описание признаков промышленного образца: как не надо делать

Поговорим о типичных ошибках при описании существенных признаков промышленного образца.

1. Оценке подлежит общее зрительное впечатление, формируемое признаками промышленного образца. Признаки, которых в промышленном образце нет, но присутствуют в сравниваемом образце, являются дополнительными и не подлежат оценке.

2. В качестве промышленного образца охраняются решения внешнего вида изделия. Технические особенности не являются признаками промышленного образца, и их включение в перечень существенных признаков является ошибкой.

3. Для вывода о сходстве признаков сами сходства важнее, чем отличия. В «пограничных» ситуациях, когда в равной мере присутствуют сходства и отличия, необходимо делать вывод о сходстве. Это важно при оценке факта использования промышленного образца, поскольку само по себе наличие отличий ещё не свидетельствует о том, что промышленный образец не был использован.

4. Оценке подлежат только существенные признаки. В то же время некоторые признаки промышленного образца могут быть неохраняемыми. Такие признаки не могут являться существенными и выделяются на изображениях промышленного образца пунктирной линией. Их включение в перечень существенных признаков является ошибкой.

Заключение

Можно прийти к выводу о том, что законодательство Российской Федерации даёт правообладателю широкий выбор инструментов для защиты его исключительных прав. К числу таких инструментов относятся промышленные образцы. Регистрация промышленных образцов способна существенно сократить риски производителей и владельцев франшиз. Она позволит снизить убытки от действий недобросовестных конкурентов и производителей контрафакта.

Автор: Александр Никитин, юрист практики по борьбе с контрафактом и серым импортом Semenov&Pevzner

11
Начать дискуссию