Простить нельзя, бороться: контрафакт на маркетплейсах

Обилие контрафакта на маркетплейсах – не новость. Покупая такой товар, потребители остаются недовольны его качеством, а претензии предъявляют к правообладателю. Так снижается лояльность к бренду, правообладатель несет убытки.

Простить нельзя, бороться: контрафакт на маркетплейсах

Зачем бороться с контрафактом на маркетплейсах?

Бренд позволяет выделить товар из ряда аналогичных. Производители работают над узнаваемостью и качеством товара, поддерживая свою репутацию.

Но не каждый продавец готов развивать собственное детище. Некоторые выбирают путь наименьшего сопротивления – продавать товары под известными названиями и обозначениями, но без разрешения правообладателей. Для таких предпринимателей репутация бренда не имеет особой важности.

При выборе товара известного бренда покупатель рассчитывает на соответствующее качество

Если приобретенный товар обманул ожидания, разочарование приводит к формированию негативного мнения о бренде в целом.

Покупатели не всегда готовы тратить много времени на выбор товаров. Предпочтение отдается тем, что находятся в ТОП-выдаче. Зачастую в приоритетной выдаче находятся как раз контрафактные товары, а не оригинальные.

Реализация контрафакта наносит ущерб всем: и правообладателю, и потребителю, и маркетплейсу. Поэтому в борьбе с распространением подобных товаров заинтересованы все участники рынка. Однако инициатором такой борьбы выступает обладатель исключительных прав. Именно ему необходимо выявить нарушителей и защитить свои права. Системы премодерации пиратского контента маркетплейсы на сегодняшний день не предусматривают.

Как выявить всех нарушителей, если их много?

Учитывая огромное количество продавцов на маркетплейсах, обнаружение нарушения прав может занять много времени. Время – самый ценный ресурс, поэтому поиск можно доверить искусственному интеллекту. Для этого существует техническое решение, способное в автоматизированном режиме искать контрафактные товары и рассылать претензии.

Может ли маркетплейс принять меры по жалобе правообладателя?

Маркетплейс – это посредник между продавцами и потребителями. Он тоже заинтересован в том, чтобы покупатели могли приобрести на их торговой площадке качественный лицензионный товар.

Если правообладатель обнаружил на маркетплейсе контрафакт, он может сообщить об этом торговой площадке и потребовать удаления карточки такого товара. Одно из важных требований к подобному уведомлению – представление документа, который подтвердит наличие прав на бренд. Это может быть, например, свидетельство на товарный знак, лицензионный договор или договор авторского заказа.

Маркетплейсы, получив претензию правообладателя, передают ее непосредственно продавцу. Если продавец не представит документы, подтверждающие наличие прав у него, доступ к ссылке на товар ограничивается.

На практике бывают случаи, когда продавцы не знали, что нарушили чьи-то права. Получив уведомление об этом, они добровольно снимают товары с продажи. В других случаях продавцы предоставляют документы, которые на самом деле не подтверждают наличие у них прав. Представители маркетплейса или привлеченные правообладателем юристы отсматривают и анализируют все документы.

Если продавец не смог подтвердить свое право на использование обозначения, для торговой площадки это сигнал для ограничения доступа к товару.

Заключение

Борясь с контрафактной продукцией, правообладатель получает не одно, а сразу несколько преимуществ:

  1. Сохраняет репутацию своего бренда
  2. Перенаправляет покупателей на легальный товар
  3. Потенциально может заключить лицензионный договор с бывшим нарушителем и получать отчисления
  4. Оберегает потребителей от некачественной продукции
  5. Может взыскать убытки или компенсацию

Преимущества от борьбы с контрафактом получают также и потребители, и маркетплейсы.

В результате покупатели получают возможность приобрести качественную продукцию, повышается доверие к торговым площадкам.

Безусловно, для правообладателей самостоятельный поиск контрафактных товаров и направление претензий нарушителям могут отнять много времени и сил. Но эту работу можно доверить посреднику – компании, использующей в своей деятельности автоматизированные процессы сбора данных о фактах нарушений. Когда на помощь приходит искусственный интеллект, правообладатель может пользоваться многими возможностями защиты своих прав, не теряя большого количества времени.

Авторы:

Екатерина Калиничева, партнер, руководитель практики по защите интеллектуальной собственности в сети «Интернет» Semenov&Pevzner

Татьяна Сухорукова, младший юрист практики по защите интеллектуальной собственности в сети «Интернет» Semenov&Pevzner

11
Начать дискуссию