{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

В Госдуме предложили ограничить долю иностранного владения в аналитических фирмах и запретить тем исполнять санкции Статьи редакции

Депутаты хотят ввести ограничения, чтобы исследования о потребительском рынке в России не использовали как «отчёты для коррекции санкций».

Фото: Kaleidico / Unsplash
  • В Госдуму 31 июля 2023 года внесли поправки к закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» — они накладывают ограничения на иностранные компании, которые занимаются исследованиями рынка товаров в России и потребительского поведения россиян.
  • Авторы законопроекта предлагают запретить иностранцам владеть более 20% в подобных компаниях, а также запретить проводить подобные исследования структурам без юрлица в России.
  • Среди авторов документа есть председатель комитета по промышленности и торговле Владимир Гутенев и депутат Госдумы Антон Горелкин. Последний был инициатором законов об ограничении иностранного владения в «значимых интернет-компаниях» (в ответ «Яндексу» пришлось создать специальный фонд и передать ему часть управленческих функций), а также в онлайн-кинотеатрах, сервисах объявлений и новостных агрегаторах.

Что предлагает законопроект

  • Проводить исследование российского товарного рынка сможет только компания с российским юрлицом и годовой выручкой не меньше 30 млн рублей. Структура при этом на 80% должна принадлежать российским юрлицам или физлицам. Иностранцы смогут сохранить более 20% в компании, но только если это одобрит правкомиссия.
  • Той будет запрещено согласовывать увеличение доли иностранцев, если компания «грубо или неоднократно» нарушила правила исследований в России, публично одобряла санкции, дискредитировала российских военных или распространяла «фейки» о них либо информацию, которая показывала «явное неуважение» к обществу, государству, официальным государственным символам, Конституции или госорганам.
  • Под «товарным рынком» в законопроекте понимаются данные об уровне спроса и предложения, условиях обращения товара, объёмах производства, экспорте и импорте, продажах, а также — информация о потребителях, производителях и импортёрах, условиях реализации и определения цены на продукцию. А также любые другие данные, которые нужны для продвижения товаров на рынке.
  • Базы данных и техсредства для исследований должны находиться в России, компания должна только с помощью них хранить собранные данные, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию.
  • Также фирмы обяжут не соблюдать санкции против России и «не создавать условия для публикации в интернете недостоверных данных о структуре товарного рынка».
  • О методике, технологиях и результатах исследований нужно отчитываться перед ФАС. Антимонопольная служба будет вести реестр подобных компаний: им нужно будет подавать заявление на включение в него, если они собирают данные о структуре товарных рынков более чем половины регионов России или если им направили представление от регулятора. Фирмы, не включённые в реестр, не смогут проводить исследования.
  • Если правкомиссия обнаружит нарушения, она может лишить владельцев фирмы контроля над ней или передать государству или другой компании право «прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов».
  • Закон должен вступить в силу сразу же после его официального подписания и опубликования. Компаниям дадут три месяца на подачу сведений о себе в ФАС, а привести свою деятельность в соответствие закону нужно к 1 марта 2024 года.

Что говорят авторы инициативы

  • Владимир Гутенев пояснил РБК, что иностранные компании, работающие в России, собирают информацию о товарных рынках, ценах на различные товары, в первую очередь на товары повседневного спроса, о стоимости и составе потребительской корзины в регионах, динамике затрат на разные товары, в том числе на медикаменты. Последние данные могут давать картину состояния здоровья населения, диагнозов, которые ставят россиянам, рекомендуемых им лекарств, считает он.
  • По его словам, ЕС в декабре 2022 года запретил европейским компаниям проводить исследования в России, но их представительства всё равно продолжили работу в стране, а Евросоюз никак их «не наказал».
  • Горелкин отмечает, что ни одна из трёх крупнейших международных исследовательских компаний — GfK Group, NielsenIQ и Ipsos — не ушла из России. По его мнению, результаты их исследований могут использоваться для «коррекции санкций».

Они собирают, обрабатывают и продают данные о потребительских предпочтениях россиян, изучают наши настроения, финансовые возможности, данные о здоровье. Как используется собранная информация, нам неизвестно. Не исключаю, что она превращается в аналитические отчёты для зарубежных правительств. С большой долей вероятности эта аналитика используется для манипуляций и коррекции незаконных санкций.

Антон Горелкин
  • GfK Group — немецкая компания, которая занимается исследованиями рынка с 1930-х годов. В России у неё есть «дочка» — ООО «ГфК-Русь», которая на 100% принадлежит австрийской GfK Austria. В России она, например, фиксировала увеличение продаж ноутбуков в начале пандемии Covid-19, делает рейтинг онлайн-кинотеатров, проводила совместное с «Яндекс Маркетом» исследование о российской аудитории интернет-магазинов и другое.
  • NielsenIQ (в 2021 году отделилась от Nielsen) — американская компания, которая проводит исследования в сфере товаров повседневного спроса. Российское юрлицо — ООО «Нильсен дэйта фэктори», которым владеет ООО «Эй Си Нильсен», на 99,9% принадлежащее кипрской ACNielsen Cyprus Limited и на 0,1% — нидерландской ACNielsen (Nederland) B.V. В России она, например, замеряет индекс потребительского доверия и отслеживает, на чем экономят россияне.
  • Ipsos — французская компания. Юрлицо в России — ООО «Ипсос Комкон», которое на 100% принадлежит материнской Ipsos S.A. В России она изучает общественное настроение, «уровень счастья», проводила исследования для «Авито» и многое другое.
0
78 комментариев
Написать комментарий...
Po...

"и запретить тем исполнять санкции"
Как? А разве санкции нам не на пользу?

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Судя по всему данная стратегия не взлетела

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Стратегия не взлетела, но летит экономика, не имеет значение в какую сторону, главное, что летит.

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Ну да, уверенный отрицательный рост тоже рост )

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Разумеется...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Отрицательный рост это про некогда ведущие страны ЕС. Россия тут при чем?)

Ответить
Развернуть ветку
Kruason

Ахахаха, ржем всей Германией 😀😀🤡

Ответить
Развернуть ветку
Ушлый продаван

Согласен, все ништяк, вон как у нас валюта в рост пошла )

Ответить
Развернуть ветку
75 комментариев
Раскрывать всегда